Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"
материал по русскому языку (11 класс)

Задания к практическому занятию 

Официально- деловой стиль речи

 

ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №5»)

Задания к практическому занятию №15

Официально- деловой стиль речи

ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Квалификация: фельдшер

Курс I Семестр II

Москва 2020


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ»
  1. Основные принципы и характеристика официально-делового стиля        15 минут.
  2. Упражнения на отработку языкового и структурного оформления официально – делового стиля                                                                                                   35 минут.
  3. Подвиды стиля                                                                                                   10 минут.
  4. Упражнение на отработку анализа особенностей стиля, составление документов 20 минут.
  5. Рефлексия                                                                                                            5 минут.
  6. Домашнее задание                                                                                               5 минут.      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Русский язык и культура речи: Учебник В. Н.Руднева, Кнорус, Москва, 2019 год, 253 стр.,

СПО

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Доска, мел

2.Презентация по теме

3.Учебник

4.Карточки с заданиями

5.Компьютер

6.Проектор

ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Изучив данную тему, студент будет знать:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов официально - деловых жанров

Изучив данную тему, обучающийся будет уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка;
  • выполнять комплексный анализ текста;
  • создавать тексты различных типов на одну и ту же тему.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Упражнение 1

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

(В.Ардов)

Вопросы и задания

1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта?
2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле. Расскажите об основных особенностях такого рода объявлений.
3. Попробуйте передать основную мысль данного текста посредством других стилей (задание выполняется по вариантам):

– воззвание библиотекарей к читателям;
– текст в виде просьбы самой книги к читателям;
– челобитная книги к читателям;
– памятка первокласснику «Как обращаться с книгой?».

В каких стилях будут написаны тексты? В чем заключается языковое своеобразие каждого из них?

Упражнение 2

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Записка в дневнике

Уважаемые родители!

Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.

Директор школы В.Петров

Записка сына, обращенная к матери

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.

Заявление служащей начальнику

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.

С приветом, Ксения Петровна
25 сентября 1998  г.

Заявление директору фирмы от подчиненного

Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А?

Семенов

Вопросы и задания

1. Объясните, почему данные документы вызывают смех.
2. Найдите ошибки в приведенных выше документах, исправьте их соответственно официальному стилю.
3. Напишите указанные преподавателем документы и расскажите о законах их составления и оформления.

Упражнение 3

Задание

Перескажите какую-нибудь известную вам детскую сказку в официально-деловом стиле, в форме репортажа с места событий, в форме криминальной хроники, в форме разговора двух кумушек-соседок, в форме интервью с одним из действующих лиц.

Примеры выполнения задания

КОРНЕПЛОД РЕПА

Мужчиной преклонного возраста в наличии отсутствия продуктов питания было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, далее именуемое ТОО, по выращиванию корнеплода, в быту именуемого репой. В ТОО вошли: гражданка, состоящая с мужчиной преклонного возраста в браке; их потомок женского пола во 2-м поколении, малолетняя, условно именуемая Внучкой; четвероногое млекопитающее семейства волчьих, именуемое Жучкой; млекопитающее семейства кошачьих, именуемое Машкой, а также лицо без определенного места жительства (бомж) и социального положения, временно проживающее в подвале, называемое Мышью.
Попытки старейшего члена ТОО по извлечению корнеплода из земли не увенчались успехом, после чего в дело была привлечена его жена, попытка работы которой в ТОО также была неудачна. Оказавшись в безвыходной ситуации, лица, состоящие в браке, призвали к ответственности лицо, име-нуемое Внучкой, и принудили ее как члена ТОО к выполнению профессиональных обязанностей. Четвертым лицом, подключившимся к работе, явилась Жучка, но работа данного члена ТОО также не возымела должного действия. Пятый член, приступивший к работе, не сумел полностью выполнить возложенные на него обязанности как члена ТОО.
Оказавшись в безвыходной ситуации, члены ТОО организовали дискуссию. Все лица, входящие в товарищество, приняли в ней активное участие, в результате чего было постановлено: подключить к работе члена ТОО без определенного места жительства (бомж), временно проживающего в подвале.
В результате совместного сотрудничества всех членов ТОО корнеплод репа был извлечен из места своего пребывания.
Успешно завершив деятельность в ТОО по извлечению корнеплода, все члены данной организации были приглашены на банкет, где продукт их деятельности был использован по назначению.

КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.

РАГОВОР У КАЛИТКИ

– Слышь, Петровна, от Бабы-то надысь Колобок сбежал!
– Да ну!
– Ей-богу! Уж она-то по сусекам мела, по амбару скребла, набрала-таки муки на Колобок!
– Вот она, неблагодарность-то! Уж как она его на сметане мешала, в печи выпекала, на окошке студила!
– Так с этого окошка он и сбежал – да прямиком в лес. А в лесу-то, говорят, зайца между пальцев обвел, волка перехитрил, от медведя убежал, а с лисой не вышло – съела-таки его хитрая плутовка!
– Ох-ох-ох! Горе Бабе, горе Деду!

Домашнее задание

  1. Подготовить конспект литературно-критической статьи, публичное выступление и  тезисы выступления (медицинская тематика).
  2. Написать резюме и деловое электронное письмо.
  3. Подготовиться к дифзачету

Оценка за занятие___                                                   Подпись преподавателя__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)

Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка....

Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям

Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Методическое  пособие разработано для студентов Воронежского музыкального колледжа для элективного курса "Русский язык и куль...

Практические работы по Русскому языку и культуре речи

Представлено 12 практических работ с методическими указаниями по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса СПО. Частично задания могут быть использованы и для учащихся старших клас...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для  СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...

План-конспект открытого занятия по русскому языку и культуре речи

Разработка одного из занятий по русскому языку и культуре речи     ...

Практическое занятие на тему:"Поговорим о культуре речи"

Данный материал можно использовать для проведения классного часа...

Задания для практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Представлены разработки заданий для практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи"....