Методическая разработка "Приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку по русскому языку

Мединцева Любовь Викторовна

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н. Мединцева Л.В.

Слайд 2

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон

Слайд 3

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике по рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

Слайд 4

решают целый ряд образовательных задач : позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществляют контроль уровня владения понятиями и способами, создают условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Уроки рефлексии

Слайд 6

Рефлексия эмоционального состояния и настроения Рефлексия деятельности на уроке Рефлексия содержания учебного материала Виды рефлексии по цели:

Слайд 7

Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния «Покажи свое лицо» «Букет/радуга настроения» «Эмоционально-музыкальная концовка» Выражение эмоционального настроения в виде рисунка Пантомима

Слайд 8

Прием рефлексии «Одним словом» Раздражение Злость Радость Равнодушие Удовлетворение Вдохновение Скука Тревога Покой Уверенность Неуверенность Наслаждение

Слайд 9

Какое изображение тебе нравится больше?

Слайд 10

Анкетирование На уроке я работал……………………………активно/пассивно Своей работой на уроке я………………........доволен/недоволен Урок для меня показался…………………….коротким/длинным За урок я ………………………………………устал/не устал Домашнее задание мне кажется……………..лёгким/трудным Приемы рефлексии деятельности

Слайд 11

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Приём «Формула ПОПС»

Слайд 12

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный « | » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Самооценка активности и качества работы

Слайд 13

Техника «рефлексивная мишень»

Слайд 14

Приемы рефлексии содержания учебного материала сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Прием незаконченного предложения

Слайд 15

Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Урок Интересно Скучно Безразлично Я на уроке Работал Отдыхал Помогал другим Итог Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял

Слайд 16

В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции В графу «-» учащиеся выписывают все, что им не понравилось на уроке В графу «интересно» - учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. «Плюс – минус – интересно» «П» «М» «И»

Слайд 17

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное) 2 строка – описание предмета (два прилагательных) 3 строка – описание действия (три глагола) 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета. « Синквейн »

Слайд 18

Кластер

Слайд 19

Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать Р. Декарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы ( по ФГОС)

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к ...

Рефлексия на уроках русского языка и литературы

Организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимч...

Статья «Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы»

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке на...

Этапы рефлексии на уроках русского языка и литературы

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)

методический семинар «Как сделать уроки русского языка и литературы интересными для детей», 2022 год (сертификат)...