Таблица литературных аргументов в сочинении-рассуждении
консультация по русскому языку (11 класс)

Охтомова Любовь Викторовна

Каждый из нас – живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).

1)Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте Родину мою!»

2)Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

3) . Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает свое Отечество, дом, где родился, землю родную .Писатель И.Шмелёв в повести «Лето Господне»  из далёкой эмиграции уносится мысленно в  своё детство, вспоминает родное Замоскворечье, удивительные традиции и обычаи своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablicca_literaturnyh_argumentov.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Таблица литературных аргументов в сочинении-рассуждении (задание С )

№ п/с

          Проблема

 Аргумент из произведения художественной литературы  и публицистики

1.

Любовь к России, малой Родине, отчему дому, связь со своим народом:

Каждый из нас – живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).

1)Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте Родину мою!»

2)Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

3) . Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает свое Отечество, дом, где родился, землю родную .Писатель И.Шмелёв в повести «Лето Господне»  из далёкой эмиграции уносится мысленно в  своё детство, вспоминает родное Замоскворечье, удивительные традиции и обычаи своего народа.

2.

Патриотизм и героизм

В романе Л.Н. Толстого. «Война и мир» одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм,. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя нее совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле, но самое главное – подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Именно На поле Бородина                                                                                                        мы видим всю мощь русского духа, весь патриотизм русского народа, но не слышим громких фраз, показной храбрости.

3.

Историческая память

1). Прошлое, настоящее и будущее – три различных времени, и все это объединяет память. Так, известнейший публицист и ученый Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» говорит о сохранении памяти. Памяти, без которой не существует ни одна нация, ни одно государство, ни одно общество в мире.

Проблема, затронутая автором, вечна. Но в настоящее время она как никогда актуальна. Во время, когда происходит оскудение языка, когда происходит пропаганда в СМИ, когда морально-эстетическое развитие общества, а в большей степени молодежи, остается на низком уровне. Память преодолевает время, преодолевает смерть. А если народ не помнит своего прошлого, то он не имеет будущего. От всего этого становится страшно…

Автор имеет свою точку зрения на данную проблему. Память надо сохранять и беречь во что бы то ни стало.

2)Память человека странно устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное... Эта проблема хорошо отражена в русской литературе. «Белые одежды» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «По праву памяти» А. Твардовского, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына – эти и другие произведения о трагических событиях России. XX века стали достоянием, совсем недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности. Например, в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой звучит призыв помнить о тех событиях, которые потрясли Россию в 30-40 годы. Ведь эти события были большим горем для людей того времени.

Безусловно, память – наше богатство. Память – наше прошлое, настоящее и будущее.

3). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт – человек, насильно лишенный памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери – одним словом, не осознает себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества – предупреждает писатель.  Недавно, в преддверии великого праздника Победы, на улицах  Москвы опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г. Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имен полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге... Проблема забвения прошлого очень серьезна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч. Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай!»

4.

Антигуманная сущность войны

1)Через весь роман Л.Н.Толстого «Война и мир» проходит мысль о том, что «война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Поэтому так ненавистен автору Наполеон – воплощение войны. С ужасом глядит Пьер Безухов на Бородинское поле после сражения.  В убитых французах и русских  он не видит врагов: они для него люди, которым война оборвала жизнь.

2)Антигуманная сущность войны показана и в произведениях писателей 2 половины XX века.(Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», В.Астафьев «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», С.Алексиевич «У войны не женское лицо» , К.Воробьёв «Убиты под Москвой» и др.)

Так в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» мы видим кремлёвских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в ноябре 1941 года всего пять дней. Когда читаешь повесть, испытываешь боль за героев повести: все двести сорок молодых, красивых (рост у каждого  183 сантиметра), романтически настроенных юношей погибли, защищая Москву.  Сдерживая натиск вооружённых до зубов фашистов, сами курсанты вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами  и бутылками с бензином.

— М. Шолохов. Рассказ «Родинка».

— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

– И.Бабель «Конармия»

5.

Что такое подвиг

Л.Н.Толстой «Война и мир» (скромный и мужественный капитан Тушин в Шенграбенском сражении не отступил,  князь Болконский в Аустерлицком сражении бросился вперед со знаменем).

Б.Васильев «А зори здесь тихие» (девушки-зенитчицы), «В списках не значился» (Николай Плужников)

6.

Проблема воспитания, обучения, развития. Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Роль наставника и в целом примера в становлении личности.

Влияние учителя на формирование характера ребёнка

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: первая глава романа целиком посвящена проблеме формирования характера Онегина, отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье, таким его сделало воспитание.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».

И.А. Гончаров. «Обломов»: в одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания, в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродует душу ребенка.

Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»: автобиографическая трилогия, главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: трудные предвоенные годы сибирской деревни, формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: формирование личности главного героя в трудные военные годы, роль учительницы, ее душевной щедрости в жизни мальчика, жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: влияние учителя на формирование детского характера.

В рассказе А.Костюнина «Рукавичка» мы

. Об этой удивительной поре жизни всякого человеке – детстве – написали удивительные автобиографические книги и Л.Н. Толстой, и М. Горький, и А.Н. Толстой. Эти художники слова наглядно показали, сколь важен данный период в жизни каждого человека, сколь тонко и ранимо детское восприятие явлений действительности. Необходимо бережное отношение к психике ребенка со стороны взрослых. Например, повесть Л.Н. Толстого «Детство» начинается с того, как несмышленый Николенька Иртеньев проявляет барские замашки по отношению к своему учителю. И здесь были нужны педагогический опыт Карла Ивановича, его необыкновенный такт и деликатность в вопросах воспитания, чтобы Николенька сам понял свою неправоту и извлек из всего произошедшего урок на всю жизнь.

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру) )Гринёву).

— Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).

7.

Настоящая дружба

1)«Нет уз святее товарищества», –  писал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

2)В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» дан пример настоящей дружбы князя Андрея и Пьера Безухова.

3)Настоящую дружбу невозможно ни измерить, ни оценить. Она не имеет цены, как картины великих мастеров прошлого. «Мой первый друг, мой друг бесценный!» – обращается А.С.Пушкин к Пущину, вспоминая тот день, когда его, опального поэта, навестил друг в Михайловском. Пушкин умел ценить дружбу и всегда с любовью вспоминал своих лицейских друзей. 3)Настоящие друзья нужны человеку ив горести, и в счастье. Настоящий друг не позавидует тебе, он будет счастлив твоим счастьем. Дружба на прочность проверяется и тогда, когда ты на щите, и тогда, когда со щитом». Пусть он в связке с тобой одной – там поймёшь, кто такой», - эти слова В.Высоцкого оставлены нам как  ориентир в                                                    дружбе.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

8.

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути

Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

 В. Быков. Повесть «Сотников».

9.

Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни

— А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин).

— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).

— И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).

— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

— М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».

— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).

10.

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

1) Проблема нравственной стойкости:

— М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

— В. Быков. «Сотников».

2) Проблема нравственного падения:

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).

— А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

— А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

— А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Проблема милосердия, сострадания

В.Г. Короленко. «Дети подземелья» (= «В дурном обществе»): Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми – Валеком и Марусей, благотворное влияние доброты на юного героя.

А.И. Солженицын. «Матренин двор»: главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остается чистой душой, праведницей.

— А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».

— Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

— В. Тендряков. «Хлеб для собаки».

– М.Шолохов «Судьба человека»

– В.Закруткин «Матерь человеческая»

12.

Проблема чести, благородства, справедливости

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв - Швабрин).:Два офицерароссийской армии ведут себяпо-разному:первый следует законам офицерской чести и хранит верностьвоинской присяге, второй с лёгкостью становится предателем.

— М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников)

–  Л.Н.Толстой «Война и мир» (Честь и достоинство – главные качества характера князя Андрея)..

13.

Проблема судьбы

— М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).

– Л.Н.Толстой «После бала» (Сцена экзекуции солдата, которой руководил отец любимой девушки, круто изменила его жизнь).

14.

Проблема внутренней свободы (несвободы)

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

— А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

В. Быков. «Обелиск»: особенно ярко проблема свободы прослеживается именно в этой книге писателя, учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

К чему может привести человечество идея сделать всех свободными несвободными методами?  Об этом рассказано в повести А. Платонова «Котлован» (люди хотят построить большой общий дом для людей, в итоге же вырыли только котлован, ставший могилой для тех же самых людей), об этом поведал нам М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» (люди живут как бы при коммунизме, но при этом не похожи на настоящих людей, думающих о высоком, заботящихся о духовном самосовершенствовании). Одним словом, пренебрежение свободой личности неизбежно ведет к разрухе, к тупику гуманизма.

15.

Проблема отцов и детей, отношения к родителям. Неблагодарность детей.

— К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

— И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).

– В.Распутин «Последний срок»

– А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

16.

Проблема равнодушия, душевной черствости

— А. Платонов. Рассказ «Юшка».

— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч».

— А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня».

– К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

17.

Проблема преданности, верности в любви

— А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).

— И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).

18.

Проблема совести

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов)

Человек и государство

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда

рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.

19.

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя        

— А. С. Пушкин. Стихотворения «Пророк», «Из Пиндемонти».

— М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).

– В.Шаламов «Колымские рассказы»

Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

                                                         

20.

Проблема трагедии эмиграции        

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю.

Тоска по Родине в произведениях И. А. Бунина ( Рассказ «Косцы»,  И..Шмелёва «Лето Господне»).

21.

Социально-философские проблемы

Проблема русского характера

Довольно часто мы слышим пословицы, крылатые выражения о русском национальном характере. Например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «И какой же русский не любит быстрой езды!» (Н. В. Гоголь) и т.д. Есть фильм — «Любить по-русски»… Когда иностранцы говорят о загадочной русской душе, то, в первую очередь, имеют в виду, что в русском характере уживаются самые разные черты. Да, много непонятного для других народов таит в себе русский характер, однако всему миру известны такие наши замечательные качества, как щедрость, гостеприимство, смекалка.

— М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

—Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» (Иван Флягин).

— Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

— М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)

— А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин двор» (Матрёна).

22.

Проблема влияния искусства (литературы) на человека        

— Г. Успенский. «Выпрямила».        

– Т.Толстая «Кысь»

23.

Экологические проблемы

Проблема пагубного влияния человека на природу

Проблема благотворного влияния природы на человека        

а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек.

б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой

удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели.

— В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».

 – Ч.Айтматов « Плаха»

— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).

— А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».

24.

Национальные проблемы

Проблема единства, братства всех народов и их культур

Пр-ния  киргизского писателя Ч.Айтматова, Ст-ния дагестанского поэта  Расула Гамзатова

25.

Проблема обострения межнациональных отношений (проблема национальной нетерпимости, проблема преступлений на национальной почве)        

Не так давно в средствах массовой информации появилось новое сочетание — «лицо кавказской национальности». Произносится оно с оттенком осуждения и настороженности, как будто человек изначально виноват в том, что он не «лицо» славянской или, допустим, европейской национальности. Стыдно, грустно, тревожно.

 – А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

26.

 Социальные проблемы

Проблема наркомании

Ч.Айтматов  «Плаха

27.

Проблема падения интереса к чтению

М.Горький «В людях»

Т.Толстая «Кысь»

28.

Культурологические проблемы

Проблема сохранения памятников культурного наследия прошлого

Проблема русского языка

(сохранения, засорения русского языка).

Проблема утраты языковой культуры        

Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков,

давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка.

В.Шукшин «Крепкий мужик» (рассказ о том, как в деревне разрушали церковь)

В романе Т.Толстой «Кысь» показано, как  исказится  родной язык, если не защитить его от жаргона, от сленга. Люди Xxiii века произносят слова неправильно. Язык утратил свою певучесть, выразительность.

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

– И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» (Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов.).

— М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».

— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).

— А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».

— В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».

29.

Проблема предательства

Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (предательство Андрия)

В.Железников «Чучело» ( герой повести, зная о том, что Лена Бессольцева не виновата в том, в чем её обвиняют одноклассники, промолчал.

В.Быков «Сотников» (предательство Рыбака)

30.

Проблема нравственной оценки и самооценки личности

Рассказы В.Шукшина («Охота жить», «Волки», «Жена мужа в Париж провожала», «Чудик» и др

Рассказы Т.Толстой

31.

Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чём заключается конфликт общественных и личных интересов?)        

. Конфликт заключается в том, что личность осознаёт свою значимость в обществе и часто оказывается перед выбором: жертвовать собой ради общего блага или ставить свои интересы или интересы своих близких выше общественных.

Л.Н.Толстой «Война и мир» (князь Андрей)

А И.Солженицын «Матрёнин двор (Матрёна)

32.

Проблема единства и разобщенности людей. (Что способно объединить людей?)        

Стремление удовлетворить свои мелочные эгоистические интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет.

В.Распутин «Пожар» (из-за своих мелочных интересов, стремления к обогащению люди во время пожара на складе теряют всё человеческое, стремясь присвоить чужое).

В.Шукшин «Чудик» (герой рассказа стесняется забрать в магазине потерянные им деньги, которые он только что туда отдал, думая, что они чужие).

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (чеченский мальчик помогает попавшему в беду, потерявшему брата из-за национальной розни русскому мальчику Кольке Кузьмину, а тот называет его именем погибшего брата).

33.

Проблема влияния научно-технического прогресса на человека и общество

Проблема научно-технического прогресса отражена в повести М.Булгакова «Роковые яйца».Изобретённый профессором Персиковым Красный луч используется не по назначению, и вместо гигантских кур выращивают гигантских рептилий, страусов. Автор предупреждает, что необдуманное использование достижений научно-технического прогресса может привести к катастрофе.

В повести «Собачье сердце»  профессор Преображенский  совершает операцию по превращению собаки в человека.Безобидный пёс Шарик превразается в наглого, невежественного хама Шарикова. Автор приводит читателя к выводу о том, что нельзя вмешиваться в естественные законы природы, так как характер последствий может быть непредсказуем.

34.

Проблема самопожертвования

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»  (Соня Мармеладова  и Дуня Раскольникова жертвуют собой во имя дорогих им людей)

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» (Данко отдаёт своё сердце людям)

35.

Верность долгу, чувство ответственности

Герой повести В.Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дизертирует  из армии  и скрыается в родной деревне. Об этом знает только его жена Настёна. У Андрея чувство долга перед Родиной сменилось чувством самосохранения, у Настёны же, наоборот, чувство стыда за мужа, чувство вины перед людьми  не дают жить, и она погибает.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринёв – Швабрин)

36.

Значимость труда в жизни человека.

Научное познание.

Жизненная драма  Евгения Онегина, героя  одноимённого романа А.С.Пушкина,  вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен».Выросший в праздности, он не научился трудиться, добиваясь своей цели. Его жизнь превратилась в безрадостное существование.

 Примером человека, для которого труд стал нормой его жизни, является герой романа И.С.Тургенева Евгений Базаров. Неутомимый труженик, он умирает, заразившись во время вскрытия умершего. Базаров – пример настоящего учёного, готового к самопожертвованию. Благодаря таким людям развивалась медицина, появлялись новые лекарства, новые методы лечения, способные победить такие распространённые в 19 веке болезни, как чума, холера и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

«Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс)» Фрагмент

Урок подготовки к ЕГЭ. Сочинение. Использование информационных технологий на уроках русского языка....

«Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс)» Фрагмент

Урок подготовки к ЕГЭ. Сочинение. Использование информационных технологий на уроках русского языка....

Таблица литературных аргументов в сочинении-рассуждении

Каждый из нас – живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).1)Любовь к родине проявляется не в гр...

Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"

Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...

Сводная таблица "Творческие работы обучающихся (сочинение – рассуждение с двумя аргументами)"

Сводная таблица оценки уровня творческих работ обучающихся (сочинение - рассуждение с двумя аргументами)...