Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку (10, 11 класс)
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за студента грамотно составить предложение и написать текст, а также исправить орфографические ошибки может практически любой мессенджер.И главным конкурентом является компьютер. Значит, из конкурента его нужно превратить в партнера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_mediynoy_gramotnosti.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование медийно-информационной грамотности на уроках русского языка.
Задача преподавателя русского языка и литературы , наверное, одна из самых трудных - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Сегодня у главного моего орудия труда - доски и мела, существует множество «конкурентов», главным из которых является компьютер. Значит, нужно превратить компьютер из «конкурента» в партнера.
Как показывает моя практика формировать медийно-информационную грамотность студентов можно с успехом на уроках по традиционной системе обучения и на уроках с профессиональной направленностью обучения. Я думаю, что большинству моих ребят пригодится и в дальнейшем накопленный опыт использования информационных технологий при изучении русского языка и литературы, позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными рабочими, занять достойное место в обществе.
В сентябре 2018-2019 учебного года я провела анкетирование в двух группах по профессии «Машинист на открытых горных работах» и «Маркшейдер». Вопросы, предложенные в анкете, были направлены на выявление предпочтительных форм проведения уроков, видов домашнего задания, форм внеурочной деятельности. Анализ анкет 52 опрошенных показал следующее: 83 % - наиболее интересны уроки, на которых преподаватель использует медиа-ресурсы; 78% студентов охотнее выполняют домашние задания, которые требуют работы на компьютере.
На уроке информационные технологии могут представлять собой: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога и книгу); наглядное пособие с профессиональной направленностью (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Таким образом, процесс формирования медийно-информационной грамотности студентов обучения, сводится к трём основным моментам:
- предъявление студентам определённого знания;
- выработка соответствующих знаний и умений;
- контроль за степенью усвоения учебного материала.
Исходя из опыта работы, обязательными компонентами уроков с применением информационных технологий являются следующие методы:
1. Пропедевтический (мобилизация внимания обучающихся, психологическая подготовка к восприятию материала урока, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по охране труда, установка на успех выполнения работы).
2. «Стимул – реакция». В соответствии с этим методом для любой реакции характерна склонность к повторению и закреплению. Подобный способ обучения характеризуется следующими особенностями:
- дидактический материал делится на незначительные объёмы;
- обучающиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию.
Оптимальный вариант использования элементов компьютерных технологий обучения русскому языку с профессиональной направленностью удовлетворяет следующий минимальный набор требований:
- обеспечивается эффективное формирование и совершенствование у обучающихся соответствующих знаний и навыков;
- осуществляется текущий и итоговый контроль уровня усвоения учебного материала;
- оказывается существенная помощь преподавателю в процессе обучения русскому языку;
- выдается необходимая справочная информация по содержанию теоретического материала;
Таким образом, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью предполагает три уровня оценки индивидуальных знаний:
- знание – узнавание;
- знание – умение;
- знание – творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...
«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»
Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...