Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку (10, 11 класс)

Бобылева Ирина Валерьевна

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за студента грамотно составить предложение и написать текст, а также исправить орфографические ошибки может практически любой мессенджер.И главным конкурентом является компьютер. Значит, из конкурента его нужно превратить в партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_mediynoy_gramotnosti.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование медийно-информационной грамотности на уроках русского языка.

Задача преподавателя русского языка и литературы , наверное, одна из самых трудных - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Сегодня у главного моего орудия труда - доски и мела, существует множество «конкурентов», главным из которых является компьютер. Значит, нужно  превратить компьютер из «конкурента» в партнера.

Как показывает моя практика формировать медийно-информационную грамотность студентов  можно с успехом на уроках по традиционной системе обучения и на уроках с профессиональной направленностью обучения. Я думаю, что большинству моих ребят пригодится и в дальнейшем накопленный  опыт использования информационных технологий  при изучении русского языка и литературы, позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать  востребованными рабочими, занять достойное  место в обществе.

В сентябре  2018-2019 учебного года я провела анкетирование в  двух группах по профессии «Машинист на открытых горных работах» и «Маркшейдер». Вопросы, предложенные в анкете,  были направлены на выявление предпочтительных форм проведения уроков, видов домашнего задания, форм внеурочной деятельности. Анализ анкет 52 опрошенных показал следующее: 83 % - наиболее интересны уроки, на которых преподаватель  использует медиа-ресурсы; 78% студентов охотнее выполняют домашние задания, которые требуют работы на компьютере.

На уроке информационные технологии могут представлять собой:  источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога и книгу); наглядное пособие с профессиональной направленностью (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Таким образом, процесс формирования медийно-информационной грамотности студентов  обучения, сводится к трём основным моментам:

  1. предъявление студентам  определённого знания;
  2. выработка соответствующих знаний и умений;
  3. контроль за степенью усвоения  учебного материала.

Исходя из опыта работы, обязательными компонентами уроков с применением информационных технологий  являются следующие методы:

1. Пропедевтический   (мобилизация   внимания обучающихся, психологическая подготовка к восприятию материала урока, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по охране труда, установка на успех выполнения работы).

2. «Стимул – реакция». В соответствии с этим методом для любой реакции характерна склонность к повторению и закреплению. Подобный способ обучения характеризуется следующими особенностями:

  • дидактический материал делится на незначительные объёмы;
  • обучающиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию.

Оптимальный вариант использования элементов компьютерных технологий обучения русскому языку с профессиональной направленностью удовлетворяет следующий минимальный набор требований:

  • обеспечивается эффективное формирование и совершенствование у обучающихся соответствующих знаний и навыков;
  • осуществляется текущий и итоговый контроль уровня усвоения учебного материала;
  • оказывается существенная помощь преподавателю в процессе обучения русскому языку;
  • выдается необходимая справочная информация по содержанию теоретического материала;

Таким образом, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью предполагает  три уровня оценки индивидуальных знаний:

  • знание – узнавание;
  • знание – умение;
  • знание – творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...