План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Назарова Елена Александровна

     Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор обучающихся. Упражнение учащихся в написании писем. 

     Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок делового и творческого письма в 10 – ом классе

специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: «Письмо».

Цели урока:

  • Образовательная. Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор обучающихся. Упражнение учащихся в написании писем.
  • Коррекционно – развивающая. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.
  • Воспитательная. Воспитание культуры общения.

Оборудование: презентация «Деловое письмо. Письмо», образец написания писем, Русский язык. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Москва «Просвещение», 2010 г.

Эпиграф к уроку:

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
(Н. Кузовлева)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация деятельности.

Учитель:

-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма? А кто вам пишет? О чем рассказывают письма? А вы сами пишете письма? Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт? На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.

- Попробуйте определить тему урока. (СЛАЙД 1)

Записываем тему в тетрадь, а на слайде прочитаем, чему мы сегодня научимся. (СЛАЙД 2)

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Н Кузовлевой, литератора, переводчицы. Как вы понимаете эти слова? Затрудняетесь? Вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Лексическая работа

- Что такое письмо?

- Где мы можем узнать точное лексическое значение слова « письмо»? (СЛАЙД 3)

3. Исторический экскурс.

- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

- С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмам на Руси были берестяные грамоты. (СЛАЙД 4) Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли. (СЛАЙДЫ 5, 6).

4. Работа по изучению темы урока

- А какими же бывают письма? Зачем мы пишем их родным, знакомым, официальным лицам? В зависимости от того, какая информация содержится в письме, можно выделить несколько разновидностей писем. (СЛАЙД 7)

- Очень часто сейчас можно услышать: "Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, SMS пришлю…». А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда тщательно подбирали слова, уважая себя и корреспондента, т.е. того, кому пишут письмо. Хорошо, что многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма: "Евгений Онегин" Пушкина, "Война и мир" Толстого, "Гранатовый браслет" Куприна, "Преступление и наказание", "Бедные люди" Достоевского. А некоторые произведения так и называются: « Письма другу» И.Бабеля, « Письма» Ю.М.Лотмана.

- Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Посредством письма можно составить содержательный, взаимно обогащаемый диалог с другом. Ведь письма в какой-то степени формируют характер человека. Замечательный пример таких писем « Письма о добром» Д.С.Лихачева. В этой книге Дмитрий Сергеевич «для бесед с читателем …избрал форму писем». В них он делится с читателями своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Мы, читатели, найдем в этих письмах ответы на свои вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь? Позднее мы будем обращаться к письмам Дмитрия Сергеевича на уроках русского языка, чтения, на классных часах.

- А сейчас обратимся к упражнениям 213 и 214 в учебнике. Прочитаем тексты писем, выполним задания к упражнениям. Что общего в этих письмах? К какому виду писем они принадлежат?

- В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют определенные правила построения и написания письма. (Работа со СЛАЙДАМИ 9, 10)

- Помните: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Давайте проверим, соответствуют ли письма требованиям оформления?

 - Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт. (работа со СЛАЙДОМ 11)

- А теперь попытаемся заполнить чистый конверт, используя маркер интерактивной доски. (работа со СЛАЙДОМ 12).

Физминутка. 

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

5. Закрепление изученного материала:

Подходит к завершению наш урок. Сейчас мы обобщим все, о чем говорили на уроке.

Понятийный диктант « Что такое? Кто такой?» (СЛАЙД 11).

Проверка диктанта. (СЛАЙД 12)

В. Вернемся к эпиграфу. Права ли Н. Кузовлева, говоря: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены»? (СЛАЙД 13, 14)

6. Подведение итогов урока (рефлексия).

  •  С каким видом делового письма вы познакомились?
  •  Что сегодня узнали нового? Чему на уроке научились?

7. Домашнее задание:

Используя рекомендации, полученные на уроке, написать сочинение по одной из предложенных тем конкурса (СЛАЙД 15)

8. Итоги урока. Выставление оценок учащимся. Комментарии результатов работы учащихся.

Приложение: Презентация.

Использованная литература:

  1. Землякова, Н. А. Урок по теме « Письмо»  [Текст] / Н. А. Землякова // РЯШ. – 2005. - №6.
  2. Мячина,Т. С. Методическая разработка проведения урока письма "Учимся писать письма»- festival.1september.ru/authors/106-407-477/

E:\Дел пис ПРЕЗЕНТАЦИИ\ДЕЛОВОЕ письмо 1\Деловое письмо ПИСЬМО\CCI24092019_0000.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".

закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Клнспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида "Табличное умножение и деление чисел"...

Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Домашние птицы: утка. Внешний вид, породы уток, место содержания и кормление уток»

В данной работе представлен "Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ", а также дополнительные задания и развернутый план урока&la...