Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_dlya_10-11.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов

«Готовимся к ЕГЭ»

Пояснительная записка

   

Единый государственный экзамен проводится в форме тестирования.

Экзамен в такой форме  показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:

  • ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене, следовательно, способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
  • повышается качество знаний;
  • задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
  1. знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  2. речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
  3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  4. орфографическую и пунктуационную грамотность;
  5. владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
  6. умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы ЕГЭ:

  1. необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
  2. малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.

 Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на два учебных года.Вводится дополнительное время 0,5  часа в неделю для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.

У учащихся появляется возможность дополнительно освоить курс русского языка, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты  не так давно появились в школе), и до сих пор такие задания вызывают затруднения у многих учащихся. Необходимо научить алгоритму выполнения тестовых заданий.

Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).

Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

   Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

 Курс «Готовимся к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

 Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

 Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

 Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

 Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

 Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

 В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

 Курс рассчитан на два  учебных года по 0,5  часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 36 часов.

Цели и задачи изучения курса.

 Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
  2. Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  8. Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

 В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

 Повторение проводится по основным разделам русского языка:

лексика; фонетика; морфемика и словообразование; орфография и морфология; синтаксис;пунктуация; языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.

Методы и формы обучения.

   На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

 Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

    Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)

Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

    При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

 Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

 В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

     Формы контроля достижений учащихся.

 Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерии оценки.  Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет, незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,

     Лист контроля

Название темы        

Кол-во заданий        

Макс. балл        

Набран. баллы        

Оценка

ЗАЧЕТ

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание,5 баллов – за грамматику).    Пробные работы оцениваются согласно критериям ЕГЭ.          

 Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.

Дополнительный обучающий материал.

 В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

Тесты по русскому языку. Репетитор.

Тренажёр по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2012. / Репетитор.

Учебник по русскому языку под ред. Гольцовой.

Учебное пособие для учащихся.

 В качестве учебного пособия на занятиях «Готовимся к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку  2014-2016 г Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

При изучении элективного курса «Готовимся к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:

Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).

Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).  

Программа элективного курса по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ»

 10 класс

Содержание курса.

Вводное занятие. Что такое ЕГЭ? Структура, нормативные документы. Часть С. – 1 час.

Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Составление текста. – 1 час.

Стили текста: публицистический стиль –1 час.

Стили текста: художественный стиль –1 час.

Типы текста – 1 час.

Зачетная  работа №1 – 1 час.

Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы). Как правильно понять исходный текст – 1 час.

«Расшифровка» информации текста – 1 час. (Приложение 5)

Зачетная  работа №2 – 1 час.

Роль вступления в сочинении-рассуждении – 1 час. (Приложение 1)

Роль заключения в сочинении-рассуждении – 1 час.

Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментируем основную проблему текста – 1 час. (Приложение 2),  (Приложение 4)

Зачетная  работа №3 - 1 час.

Позиция автора и способы ее выражения. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 1 час.

Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности – 1 час.

Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) – 1 час.

Типы аргументации в изложении собственной позиции. Экспертная оценка сочинения – 1 час.

Итоговая зачетная работа – 1 час.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения .  ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).

Программа  элективного курса по русскому языку

«Готовимся к ЕГЭ»

11 класс

Тематическое планирование.

Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению). Оформление бланков ЕГЭ. (Приложение 6), (Приложение 7) - 1 час.

Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы) - 1 час.

Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы) – 1 час.

Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор) -1 час.

Орфография и морфология – 2 часа.

Зачетная работа №1. – 1 час.

Синтаксис. (Синтаксическая характеристика  предложения) – 1 час.

Синтаксис. (Вводные слова и вставные  конструкции) – 1час. 

Пунктуация – 1 час.

Зачетная работа № 2 – 1 час.

Языковой анализ текста. (Задания В1-В8) – 1 час.

Анализ изобразительно-выразительных средств – 1 час.

Зачетная работа № 3 – 1 час.

Комплексный анализ текстов разных стилей (по выбору) - 1 час. 

Оценочные слова и речевые клише. Написание рецензии. (Часть С) – 1 час.

Тестовая работа – 2 часа.

 Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Листы контроля знаний учащихся для 10-11 классов см. в Приложении 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе

Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....

Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»

Рабочая программа  по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...