Рабочая программа "Сочинения разных жанров"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Смоленцева Татьяна Тимофеевна

Рабочая программа "Сочинения разных жанров" предназначена для 10 и 11 класса. На изучение данного курса отводится 34 часа. Курс имеет практическую направленность и способствует совершенствованию устной и письменной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochineniya_raznyh_zhanrov.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

                       РАССМОТРЕНО                                         СОГЛАСОВАНО                                                УТВЕРЖДЕНО

                        на заседании                                                 Заместитель директора                                      

                        ШМО учителей                                            по учебной работе                                               ________________              

                        (предмет)                                                        _________________                                            

                        МАОУ СОШ № 24                                       Ф.И.О.                                                                   приказ № ________

                        протокол № ______                                                                                                                      от  «___» _______20__г.

                        от «___» ______20___г.                                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Сочинения разных жанров»

ДЛЯ _11 КЛАССА

Составитель:

Смоленцева Татьяна Тимофеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории

Пояснительная записка

      Программа курса «Сочинения  разных жанров» рассчитана на учащихся одиннадцатого класса.

      На изучение данного курса отводится 34 часа.

      Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое  (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться  в деятельности. Данный курс предоставляет учащимся такую возможность, и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.

      Элективный курс должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствует нравственному воспитанию учащихся.

      На занятиях данного курса учащиеся будут писать сочинения, собирать для них материал и совершенствовать написанное; готовить устные сообщения на тему и выступать с ними. Познакомятся с теорией: аннотация, рецензия, отзыв, рассказ. Путевые заметки, портретный очерк.

      Лучшие работы войдут в портфолио учащихся.

      Работа по данному курсу позволит учащимся лучше подготовиться к написанию сочинения в старших классах.                                                             

Краткое содержание программы (по темам)

       Тема и основная мысль сочинения (3 часа)

       Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.

      Тема и жанр сочинения.

       Собирание и систематизация  материала для сочинения (8 часов)

       Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография, аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.

       Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».

       Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).

       Совершенствование написанного (2 часа).

       Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.

      Аннотация, отзыв и рецензия.

      Сочинения разных жанров (21 час)

      Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности, путевые заметки, портретный очерк.

      Рассуждение проблемного характера. Сравнительная характеристика, ее особенности.

     Статья в газету.

     Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.

Дата

Тема

Содержание

1

Значение курса, его задачи. Повторение изученного о теме, основной мысли высказывания.

Текст. Тема. Основная мысль текста

2

Сочинение на основе личных наблюдений.

Обсуждение  тем (эпиграфов) сочинений.

3

Школьный бюллетень

4

Тезисы и конспект, их отличие от плана

Составление тезисов устного высказывания.

Устное сообщение.

Совершенствование планов к сочинению на литературную тему.

Подготовка сборника «Из записных книжек».

Сочинение

5

Цитирование

6

Сочинение на литературную тему

7

Записные книжки

8

Репортаж

9

Репортаж

10

Интервью

11

Сочинение на свободную тему.

12

Совершенствование написанного

Подготовка памятки.

Составление списков литературы и аннотаций.

13

Библиография, аннотация

14

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

Отзывы-заметки дискуссионного характера.

Отзывы о рассказах.

Анализ ученического отзыва с элементами рецензии.

15

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

16

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

17

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

18

Рецензия как разновидность ученического сочинения.

Анализ рецензий

19

Рецензия как разновидность ученического сочинения.

20

Рецензия как разновидность ученического сочинения.

21

Рецензия как разновидность ученического сочинения.

22

Описание.

Путевые заметки.

Подготовка альбома «По родному краю»

23

Описание.

Путевые заметки.

24

Очерк.

Портретный очерк.

Подготовка сборника «Люди, которым хочется подражать».

25

Очерк.

Портретный очерк.

26

Рассуждение.

Сравнительная характеристика.

Сочинение на тему. Сравнительная характеристика героев литературных произведений

27

Рассуждение.

Сравнительная характеристика.

28

Рассуждение проблемного характера.

Сочинение на тему.

Подготовка статьи на основе написанных учащимися сочинений.

29

Статья в газету

30

Рассказ.

Рассказ с необычным построением

Рассказ.

Подготовка сборника «Веселые истории».

Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов.

31

Рассказ.

Рассказ с необычным построением

32

Юмористический рассказ

33

Фельетон.

34

Устный рассказ.

Рекомендуемая литература

Словари и справочники

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.. 1975.

Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л 1979.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.

 Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1989.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы./ Под редакцией Р.А. Аванесова. - М., 1985.

Одинцов В. В, и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1989.

Панов Б. Т. Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1985.

Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.

Словарь русского языка в 4–х томах. – М., 1984.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1984.

Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.

                                                                  Литература

для учителя

Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова). – М., 1990        .

Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977.

Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.

Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.

Литература для учащихся

Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова. – М., 1990        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской  программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"

рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...