Мастер-класс «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)"
методическая разработка (11 класс)
В мастер-классе рассмотрены приемы технологии критического мышления, способные решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_priemy_raboty_s_tekstom.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Каменевой И.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Школа №4 города Белогорск» по теме «Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)
Мастер-класс
«Приёмы работы с текстом при подготовке к ГИА (итоговое сочинение)»
Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере итогового сочинения.
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Сценарий мастер-класса
1. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим небольшим опытом работы в подготовке к ГИА.
(Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»)
-Для начала предлагаю провести небольшую разминку.
Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»
Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами)
- Чему способствует проведение данного упражнения?
2. Вступительное слово
Выступление хочу начать словами Михаила Михайловича Бахтина, известного мыслителя ХХ века: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». (Слайд)
Тексты окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании, статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или математического цикла. Поэтому научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших задач учителя словесника.
Однако при работе с текстом мы, педагоги, чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, думаю, вы их сразу назовете. Какие проблемы возникают у вас при работе с текстом, с художественной литературой?
1. Дети не хотят читать и не читают, их читательский кругозор узок, следовательно
2. У них плохо развита речь, им трудно формулировать свои мысли, строить развернутое высказывание.
Для решения этих проблем и было введено в 2014 г. итоговое выпускное сочинение, оценивающее уровень речевой культуры учащегося, его читательский опыт, умение строить рассуждение на основе аргументации собственной позиции по избранной теме.
Всем понятно, что подготовку к этому виду сочинения необходимо начинать целенаправленно с пяти - шестиклассниками, но это в перспективе, а сейчас нужно уделять достаточное внимание развитию у выпускников школы различных умений при работе с текстом (слайд):
- умения находить нужную информацию в научных источниках, Интернете;
- умения давать критический анализ полученной информации, интерпретировать, понимать суть информации, для кого она предназначена;
- умения видеть главную и второстепенную информацию;
- умения выделять структурные и смысловые блоки информации;
- умения определять неточности в информировании, сопоставлять разные точки зрения, обосновывать свою позицию по проблеме;
- умения выделять ассоциативный план информации одного типа;
- умения в течение определенного периода времени (четверть, полугодие, год) осуществлять сбор информации, проводить систематизацию материала.
Одной из таких продуктивных технологий в обучении является технология развития критического мышления.
3. Приёмы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению (теоретическая часть)
Приемы данной технологии способны решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому сочинению, где учащиеся должны продемонстрировать самостоятельность мышления, глубину суждений, структурную стройность и речевую связность. Кроме того, эта технология помогает учителю в предельно сжатые сроки подготовить выпускников к новой форме итоговой аттестации.
При обучении письменной речи приемы технологии развития критического мышления распределяются не столько в соответствии с этапами урока (вызов, осмысление, рефлексия), сколько в соответствии с этапами обучения сочинению: работа с формулировкой темы, работа с композицией сочинения, написание вступления и заключения, аргументация в сочинении.
Рассмотрим, на мой взгляд, наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления и способы их применения в обучении сочинению на примере направления «ДОМ».
На первом этапе – работа с формулировкой темы – целесообразны следующие приемы: «мозговой штурм», «дискуссия». Продуктивность данных приемов объясняется тем, что тематика итогового сочинения достаточно широкая. Мозговой штурм и дискуссия позволяют обозначить проблемы тематического направления. Например, направление «Дом» в процессе мозгового штурма или дискуссии разворачивается в следующих ассоциациях и метафорах: «моя крепость», «домашний очаг», «родной очаг», «семья», «друзья», «Родина», «отечество», «отчий дом», «школа» и др.
Универсальным приемом оказывается кластер и вариант кластера – денотатный граф. В центре кластера размещается ключевое слово. Остальные ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате составления кластера (денотатного графа) получается своего рода опорный конспект по теме сочинения. Например, кластер по тематическому направлению «Дом» может быть составлен в процессе дискуссии или учитель предлагает школьникам заполнить недостающие фрагменты кластера самостоятельно. В кластере отражается тематическое направление, дополняемое в ходе подготовки за счет других приемов новой информацией: аргументами, цитатами, мыслями.
Дом
предполагает | способствует | формирует | дает | создает |
взаимодействие с другими людьми (семьей, соседями) | самовыражению (избушка на курьих ножках удобна для своей обитательницы, и три поросенка тоже построили домики в соответствии с личными склонностями) | отношение к миру | чувство уюта и тепла, защищенности от невзгод | впечатление о хозяине |
Цель кластера и денотатного графа – систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению. Это позволит значительно сократить время, поможет погрузиться в тему, а в дальнейшем – выявить плохо подготовленные темы направления, а значит, сделает работу над сочинением целенаправленной и систематизированной. С другой стороны, кластер и денотатный граф формируют лексико-тематические группы, которые можно будет использовать при написании сочинения.
Часто текст школьного сочинения, если не списан, то содержит ошибки в композиционном построении, несмотря на составленный план и многократное объяснение учителя структуры сочинения. Почему так происходит? Одной из причин является отсутствие мотивации к данной работе. Поэтому на этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается прием «толстых» и «тонких» вопросов. На данном этапе работы учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
…… …….
В дальнейшем работа с составленными вопросами продолжается. Помимо основного вопроса, с опорой на который пишется вступление и заключение, выбирается два-три вопроса для главной части. Эти вопросы должны быть связаны с главным, раскрывать его содержание, и именно их можно проиллюстрировать литературными произведениями. Рекомендуется составить как можно больше вопросов: оставшиеся могут понадобиться, если аргументация текста будет слабой или объем текста будет недостаточным.
Таким образом, прием «толстых» и «тонких» вопросов развивает самостоятельное мышление школьников, а работа над сочинением в этом случае становится результатом личного опыта учащегося. Также данный прием выявит слабые стороны в составлении вопросов и определении главных из придуманных вопросов. Текст, опирающийся на этот прием, будет завершенным и логически выстроенным.
Самым сложным этапом в практической части написания сочинения становится создание вступления. Школьнику проще начать работу над сочинением с обозначения темы, её актуальности, остроты. Главное, подвести к основному, уже выбранному вопросу.
Существует несколько типов вступлений: аналитическое, биографическое, цитатное, историческое и личностное. В основе этой типологии лежит характер материала, рассматриваемого во вступлении. Вне зависимости от того, какой тип вступления выбран, рекомендуется закончить его главным вопросом рассуждения, а текст сочинения станет ответом на этот вопрос.
Продуктивным в написании вступления к сочинению является прием «синквейн» и его разновидности: «диамант», «штрихи». Этот прием обычно вводится на этапе рефлексии, однако синквейн может быть опорным конспектом вступления сочинения.
1 стр. – существительное
2 стр. – 2 прилагательных
3 стр. – 3 глагола
4 стр.- фраза из нескольких слов
5 стр – слово, резюмирующее тему
Дом
Родительский, отчий
Оберегает, защищает, радует
Родительский дом – начало начал.
Будущее
Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления.
Диамант (а) - (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:
1,7 стр – сущ. – антонимы
2 – два прил. к первому сущ.
3 – три глагола к первому сущ.
4 – два словосоч. с сущ-ми
5 – три глагола ко второму сущ.
6 – два прилаг. ко второму сущ.
Дом
Родительский, отчий
Оберегает, защищает, радует
Приветливый дом, тяжелое бездомье
Горестное, одинокое
Бездомье
Для многих учащихся сложность представляет подбор и включение иллюстративного материала в текст сочинения, выбор подходящего аргумента к тезису сочинения. Для этого в рамках направления можно взять несколько небольших текстов для анализа, в ходе которого предложить учащимся соотнести тему и идею текста с темой сочинения и выбрать подходящий иллюстративный материал из предложенного. Подобную работу лучше проводить с включением приемов «зигзаг» и «чтение с остановками». Зигзаг предполагает групповую работу или в парах: это удобно в работе над аргументацией сочинения, потому что слабым учащимся сложно сформулировать мысли, возникающие в ходе чтения текста.
4. Практическая часть
Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть предложенные приемы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению по направлению «ЛЮБОВЬ».
- Работа в группах (аудитория делится на 3 группы):
1 – формулировка проблемы: составляют денотатный граф
2 – работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы
3 – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн
Рассмотрим алгоритм работы над главной частью на примере темы «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
- Представление результатов работы, обсуждение
Практическая часть (примерные варианты ответов)
1 группа – формулировка проблемы: составляют денотатный граф
Любовь
предполагает | способствует | принимает | дает | делает |
взаимность, ответственность | доверительным отношениям | партнера таким, каков он есть | смысл жизни, силы для преодоления любых препятствий | человека счастливым |
2 группа – работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы
- Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу.
Какова сила любви? Как любовь перерождает нас?
В чем заключается сила любви? Почему любовь способна менять
человека?
На что направлена любовь? Что может повлиять на мировоззрение
человека?
Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной, а композиция – логичной.
Окончательный вариант последовательности вопросов и станет планом главной части сочинения, по которому надо будет работать.
- На каждый из обозначенных вопросов напишите ответ в объеме 40–60 слов, пока без иллюстрации литературными примерами.
3 группа – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн
- Любовь
Страстная, нежная.
Захватывает, оберегает, спасает.
Любовь – самое сильное чувство.
Переживание.
- Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство. - Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар. - Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.
- Подведение итогов
Технология развития критического мышления в групповой работе учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий и способствует лучшему пониманию проблемы. Отметим, что, используя предложенные приёмы, ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
- Рефлексия
Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать два наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:
На мастер-классе:
Самым интересным для меня сегодня было…..
В своей дальнейшей работе я….
Я пожелал бы учителю….
Я бы хотел посоветовать….
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
- Я желаю вам удачи и хорошего настроения!
Список литературы
1. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 243–432.
2. Вайрах Ю. В., Казорина А. В. Итоговое сочинение по литературе. Интенсивный практикум. «Сочи-нение на зачет»: учеб.-метод. пособие. – Иркутск, 2015. – 160 с.
3. Казорина А. В., Вайрах Ю. В. Приёмы технологии развития критического мышления в обучении итоговому сочинению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – С. 11–15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ
В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ....
Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...
Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"
В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Мастер-класс "Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками"
В мастер-классе представлен опыт использования приёма работы с текстом «чтение состановками»....
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...