Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Три урока по теме "Спряжение глаголов с безударным личным окончанием" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov_s_bezudarnym_lichnym_okonchaniem.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем тему

«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ»

5 класс

Цели и задачи (ко всем трём урокам по теме «Спряжение глагола с безударным личным окончанием»):

1) познавательные:

- ученики должны знать, как определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (алгоритм);

- ученики должны уметь применять правило / алгоритм в практической работе, т.е. определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, объяснять свой выбор;

2) развивающие:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Урок № 1

Тип урока – урок изучения нового материала.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу:

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)

- А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).

II. Словарная работа. 

Игра «Узнай слово по его лексическому значению».

1.Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (Кроссворд)

2. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)

3. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. (Мозаика)

4. Путь следования. (Маршрут)

5. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзаж)

6. Рассматривать, наблюдать с удовольствием, с восхищением. (Любоваться)

7. Светло-фиолетовый; цвета сирени или фиалки. (Лиловый)

Ученики узнают, о каком слове идёт речь, записывают его в тетрадь (первый угадавший – на доске), подчёркивают орфограммы.

Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: трудный кроссворд, решать кроссворд.

Задание 2. Составить предложение со словом кроссворд. Разбор предложения:

Сегодня я решил трудный кроссворд.

III. Проверка изученного ранее материала (активизация знаний учащихся).

Выборочно-распределительное списывание.

На доске / слайд презентации: записаны предложения. Выписать из них глаголы и распределить в два столбика: в левый – глаголы I спряжения, в правый – глаголы II спряжения.

1. Высоко в небе блестят звёзды. 2. Сегодня соберутся старые друзья. 3. Кто труда не боится, того и лень сторонится. 4. Хороший урожай тому даётся, кто за дело ловко берётся. 5. В погожий солнечный денёк идёшь по лесной тропинке, следишь за белкой. 6. Где вы живёте? 7. Мы вас подождём. 8. Почему вы так кричите? 9. Вот уже целый час мы сидим и молчим. 10. На опушке леса мирно пасутся лоси.

Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант):

I спряжение

Соберутся

Даётся

Берётся

Идёшь

Живёте

Подождём

Пасутся

II спряжение

Блестят

Боится

Сторонится

Следишь

Кричите

Сидим

Молчим

Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают.

- Кто получил «5»? «4»? «3»? А кто не выучил правило и получил «2»?

После этого 1 ученик (из тех, кто получил «5») рассказывает правило вслух.

IV. Новая тема.

Учебник: с.267.

Задание: определите ударение, укажите окончания, назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-ему лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Далеко не всегда: бор(ю,я?)тся, езд(я,ю?)т, стро(я,ю?)т.

Как же поступать в этих случаях?

Слайд:

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) поставить глагол в неопределённой форме (сохраняя вид!), например, строите – строить;

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся (см. слайд):

- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;

- 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

- 4 глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и другие) относятся к I спряжению.

Читаем правило и образец рассуждения в учебнике на с.267. Орфограмма № 25.

V. Закрепление.

Предупредительный диктант.

Слайд: Пляш..т, бормоч..т, смотр..т, дыш..т, гон..т, гоня..т, слыш..т, слуша..т.

Задание: объяснить выбор гласной в окончаниях глаголов (определить их спряжение). После этого слайд закрывается; учащиеся пишут под диктовку. Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.

Комментированное письмо:

- упражнения: 679 (5 первых слов);

- 680 (4 первых слова).

Морфемный разбор:

- упр. 679: задержим (I вариант), отпилим (II вериант).

Осложнённое списывание.

Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.

Слайд: Ты дремл.., ты не обид..ся, он завис.., ты увид..ся, ты исправ..ся, вы оформ.., они услыш.. .

Самопроверка с доски (правильный вариант).

Составьте с любыми двумя записанными глаголами словосочетания: глагол + сущ., глагол + нареч. Запишите в тетрадь. (По одному примеру записывают на доске, разбирают)

Составьте предложение с обращением. Запишите в тетрадь.

Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?

VI. Домашнее задание: параграф 120, повт. параграф 119; упр. 679 (6 слов), 680 (4 слова).

VII. Подведение итогов урока:

- Что мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие правила вспомнили?  

Урок № 2

Тип урока – урок закрепления знаний.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель обращается к классу:

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

- Над чем мы будем работать сегодня? (Ответы детей – закреплять правило написания окончаний глаголов с безударным личным окончанием).

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?

- Записываем тему урока. (Слайд презентации)

II. Словарная работа (слайд)

Колыхать                                          Колышень – мелкая зыбь на море (русск.).

Колыхаться

Колыханье

Колышется (х//ш)

Задание 1. Составить предложение со словарным словом.

Записываем предложение для синтаксического разбора:

Тихо струится лесной ручеёк, колышутся над водой зелёные травинки.

Задание 2. Составить схему предложения.

Задание 3. Определить спряжение глагола колышутся; устно проспрягать его, чётко проговаривая окончания.

III. Проверка домашнего задания.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают. 1-2 человека рассказывают правило вслух.

IV. Закрепление.

Осложнённое списывание.

Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.

Слайд. Ты вспомн.., они стро.., она выступ.., мы рассмотр.., он стел.., ты расспрос.., он распиш..ся.

Взаимопроверка (слайд).

Выборочный диктант.

Задание: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, выписать их, обозначив окончание и указав спряжение.

Слайд.         

… Раннее утро. Низко над водой стел..тся туман. Едва заметно колебл..тся тростники. В их зарослях бормоч..т и воз..тся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепч..тся прибрежные ивы. С жестяным свистом пронос..тся утки.

Пахн..т дымком. Это рыбаки развели костёр, закинули удочки и смотр..т, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюн..т?

В тетради. Стелется (I спр.), колеблются (I спр.), бормочут (I спр.), возятся (II спр.), шепчутся (I спр.), проносятся (II спр.), пахнет (I спр.), смотрят (II спр.), клюнет (I спр.).

Дополнительное задание: синтаксический разбор второго предложения.

Низко над водой стелется туман.

Упражнение 689.

Задание: выразительно прочитать стихотворение, списать, обозначить спряжение глагола, объяснить.

Фонетический разбор: всё.

Всё – 1 слог

В – ф – согл., глух., парн., тв., парн.

С – с – согл., глух., парн., мягк., парн.

Ё – о – гласн., уд.

3б., 3 зв.

Морфемный разбор: берёзонька.

Морфологический разбор: (в) стороне.

(В) стороне – сущ.

I. Видится (где?) в стороне. Н.Ф. – сторона.

II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост. – в пр.п., в ед.ч.

III. Видится (где?) в стороне.

РР: составить предложение, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька), а сказуемым – имя прилагательное (полное или краткое).

Диктант с продолжением (упр. 688) – самостоятельно.

(Для сильных учащихся – сочинение «Что делает мой брат (папа, моя сестра, мама и т.д.) до ухода в школу (на работу)» (по желанию))

Дополнительное задание: составить схему одного из предложений с однородными членами. Подчеркнуть все глаголы в тексте.

V. Домашнее задание: повторить параграф 120, упр. 690, вторую часть текста подготовить к написанию по памяти.

VI. Итоги, выводы по уроку.

Урок № 3

Тип урока – урок контроля знаний.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель обращается к классу:

- Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках?

- Все знают, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

- Все умеют безошибочно определять, какую гласную нужно писать в окончании глагола с безударным личным окончанием? (Ответы детей).

- Сегодня у нас последний урок по этой теме. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

- Записываем тему урока. (Слайд презентации)

II. Словарная работа: записать как можно больше слов с корнем -бер- / - бир-  (корень выделить).

Морфемный разбор: собирают.

Составить предложение со словом приберу (устно). 

Записываем предложение: Девочки на лесной поляне собирают цветы.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения.

Составить и записать предложение с прямой речью (с одним из записанных слов), составить схему этого предложения.

Например: Мама сказала дочке: «Ты наберёшь ягод, а я испеку пирог».

III. Проверка домашнего задания: самодиктант с дополнительным грамматическим заданием.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

(П.А.Вяземский)

Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему (на доске).

IV. Контроль знаний учащихся по изучаемой теме.

Упражнение 687 (самостоятельно)

Буквенный диктант.

Задание: определить, какая буква пишется в окончании глагола.

1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. 2. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река… 3. Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею весёлый шелест тростника. 4. Месяц меж тучек над полем сияет. Бледная тень набегает и тает. 5. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит…

В тетради: Е, И, И, Е, И, Е, Е, Е, И. (Взаимопроверка со слайда)

Цифровой диктант.

Задание: определить спряжение глагола.

1. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. 2. Весело цветики в поле пестреют; их по ночам освежает роса, днём их лучи благодатные греют, ласково смотрят на них небеса. 3. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. 4. От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны.

В тетради. 1, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2. (Взаимопроверка со слайда)

Мини-тест.

1. Личные окончания глаголов I спряжения:

а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);

б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

2. Личные окончания глаголов II спряжения:

а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);

б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

3. Спряжение у глагола с безударным личным окончанием определяем:

а) по форме 2 лица единственного числа;

б) по форме 3 лица множественного числа;

в) по неопределённой форме.

4. К I спряжению относятся все глаголы в ряду:

а) брить, мыть, писать, дышать;

б) веять, сеять, рисовать, гулять;

в) петь, смотреть, рисовать, танцевать.

5. Ко II спряжению относятся все слова в ряду:

а) терп..т, дума..т, мечта..т, собира..т;

б) ход..т, тороп..тся, спеш..т, стел..т;

в) слыш..т, смотр..т, вид..т, говор..т.

В тетради: 1а, 2б, 3в, 4б, 5в. (Самопроверка со слайда).

- Кто выполнил тест на «5»? на «4»? Какие были ошибки?

- Ещё раз сформулируем правило правописания глаголов с безударным личным окончанием. (1-2 ученика рассказывают правило).

V.Развитие речи: упр. 693 (рассказ по рисунку).

Дополнительное задание: подчеркнуть глаголы, указать их спряжение.

VI. Домашнее задание: упр. 697 (+ дополнительное задание для сильных учащихся: вспомнить и записать другие известные пословицы и поговорки о труде).

VII. Итоги, выводы по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»

Тема урока:  «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»...

Дистанционный урок русского языка "Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями". 5 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения, ссылки на дидактические ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения....

Дистанционный урок по русскому языку в 5 классе. "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" (2) Закрепление.

Ученикам предложена инструкция для самоподготовки в период дистанционного обучения, даны ссылки на образовательные ресурсы интернета и  указаны интерактиные тесты и тренажеры педагога, расположен...

Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"

   В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть  нет страха сказат...