Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
учебно-методическое пособие по русскому языку

Жеглова Ольга Викторовна

Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО.Цель раздела-создание базы для эффективного изучения языковых средств в стилистическом аспекте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.odt49.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методическая разработка

по обобщению опыта собственной педагогической деятельности

 

Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка  (на примере изучения раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»)

                                                                

                                                                

                                                                

 

Кстово 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование раздела

Стр.

1. Пояснительная записка.                                                                                                      

4

                  2  2. Цели и задачи изучения раздела

 «Язык и речь. Функциональные стили речи».                                                                

11

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

14

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

20

5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

24

6. Система знаний  и система деятельности

29

7. Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся при изучении раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»

32

8. Заключение

39

8. Список использованной литературы

40

                 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Русский язык как учебный предмет в образовательных учреждениях, реализующих программы НиСПО, по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми  предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

      Этап изучения русского языка  в образовательных учреждениях, реализующих программы НиСПО на базовом уровне, направлен на повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора.                  Современный курс русского языка   в учреждениях, реализующих обучение по программам НиСПО, характеризуется целым рядом особенностей, затрагивающих содержание и методы обучения.

          С 2012 года в стране разработана и внедряется Программа реорганизации профессионально-технического образования. Русскому языку как учебному предмету принадлежит особая интегрирующая роль и при постижении основ профессии в учреждениях начального профессионального образования. Необходимо шире использовать возможности интегративного подхода к изучению русского языка в ГБОУ НиСПО.  Ни для кого не секрет, что в ГБОУ НиСПО на обучение по профессиям идут  ребята не только со слабой мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку. Поэтому, решая вопрос о том, как мотивировать учащихся на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, мы решили, что путь один — показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только идя по пути объединения усилий преподавателей разных предметов, изучаемых в техникуме, изыскивая формы организации занятий, способствующих развитию интереса учащихся к освоению профессии. Для этого необходимо проделать определенную работу. Она включает

- проведение консультаций с преподавателями специальных дисциплин на предмет установления форм возможного сотрудничества - поиска тем, которые вызывают наибольшие трудности с точки зрения освоения терминологического аппарата профессии;  

- определение источников формирования «Словаря профессиональной лексики», обязательной для освоения обучающимися по соответствующей специальности (слесарь по ремонту строительных машин и оборудования, сварщик, электромонтажник, мастер ж к х  и т.д.);

- разработка учебно-тематического плана с учетом последовательности изучения профессиональной лексики на предметах профессиональной подготовки и занятиях по русскому языку, установление единых критериев оценки знаний, умений и навыков по владению профессиональной лексикой.

      Бесспорно важным является  и знакомство с опытом работы коллег по организации системы работы по речевому развитию с использованием профессиональной лексики на занятиях по спецдисциплинам, и разработка пакета дидактических материалов к занятиям, и также оформление кабинетов русского языка и спецдисциплин соответствующими стендами, и разработка программ элективных курсов и факультативов по изучению языка профессии, организации проектной деятельности учащихся по русскому языку: язык специальности, деловое письмо и др.

        В целях совершенствования учебного процесса ОУ НиСПО по изучению профессиональной лексики и терминологии целесообразным является деление учебного процесса на 3 части:  учебную (основную) – уроки русского языка, предусматривающий теоретические и практические занятия; элективные курсы;  внеучебную (дополнительную) - факультативные занятия по изучению профессиональной лексики; проектная работа;  дистантную (домашнюю) - закрепление полученных знаний и их применение в творческой, исследовательской деятельности учащихся, выполнение домашних заданий.        Подбирая лексический материал для упражнений, тестов, диктантов, связанных с будущей профессиональной деятельностью,  необходимо уделять внимание работе над усвоением общетехнических терминов. Интересные наблюдения по данной проблеме содержатся в трудах А.В. Афанасенко, Н.И. Вортиковой, Б.Х. Гаибова, Н.Т. Гукасян, Ш.М. Джафарова, II К. Лайда, С.А. Оганесян, И.О. Савельзои и др.

        Работа по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка должна вестись системно, на всех уровнях языка: фонетическом, орфоэпическом,лексико-грамматическом;синтаксическом, коммуникативном. Формы работы могут быть различными, но, учитывая специфику контингента учащихся, мы отдаем предпочтение практическим занятиям. Практические занятия по русскому языку направлены на:

 • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам русского языка;

 • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

 • развитие интеллектуальных умений (аналитических, проектировочных, конструктивных);

 • выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива и пр. Количество практических занятий по русскому языку определяется рабочей программой и календарно - тематическим планом.

 Ведущей дидактической целью практических занятий является:

 • формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;

 • отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов.

       Содержание предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях системы НиСПО изменилось. Ранее уроки русского языка были уроками грамматики, орфографии, пунктуации. В настоящее время в содержание курса входит новый аспект - обучение стилистике и развитие стилистически дифференцированной устной и письменной речи учащихся. Обучение языку объединяется с обучением различным стилям речи в зависимости от содержания, стиля речи, цели и различных условий высказывания. Необходимо сформировать у учащихся не только языковую, но и коммуникативную компетенцию, научить их ориентироваться в той или иной обстановке общения. Ранее изученное по русскому языку должно выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа.

      Курс русского языка в  образовательных учреждениях, реализующих программы НиСПО, является повторительно-обобщающим, что в значительной мере определяет специфику процесса обучения. На построение курса русского языка влияют и такие факторы, как небольшое количество часов, отпущенных на уроки, выделение времени на проведение консультаций, состав учащихся, обычно очень неровный по своей языковой и речевой подготовке, наличие у учащихся ярко выраженных профессиональных интересов , необходимость обогащения речи учащихся не только общелитературной , но и профессиональной лексикой и фразеологией. 

    Содержание обучения русскому языку в учреждениях НиСПО, как и на предшествующем школьном этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в учреждениях, реализующих обучение по программам НиСПО, обучение русскому языку предусматривает развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической( языковедческой) и лингвокультуроведческой компетенций обучающихся.

     Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами  культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

     Языковая и лингвистическая компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Лингвокультуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязей языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     

Перед системой НиСПО стоит задача развития всех способностей обучающегося, в том числе способности свободно владеть языком, различными стилями и жанрами речи. Жизнь требует от рабочего умения выступить с докладом, поделиться своим опытом, знаниями, достижениями, написать статью или заметку, а возможно и стать наставником молодых рабочих. Программа предполагает изучение не только грамматики и правописания, но и обучение речи. Поэтому  в образовательных учреждениях НиСПО курс русского языка изучается на речевой функционально-стилистической основе. При повторении и обобщении знаний по синтаксису и пунктуации , лексике и фразеологии  необходимо проводить работу как над языковыми средствами , так и над их употреблением в разных стилях речи.

Программа учебной дисциплины « Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы, рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС на основе « Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)

 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы - дисциплина «Русский язык» входит в состав базовых дисциплин общеобразовательного цикла.

 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 Изучение данной дисциплины предполагает самостоятельную работу обучающихся в виде выполнения письменных упражнений, написания изложений, сочинений, работы с учебной литературой.        

В результате изучения дисциплины «Русский язык», к обучающимся предъявляются следующие требования:

обучающийся должен уметь:

  •  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •   осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 Рекомендованное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 115 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося  37 часов.

.

        В рабочей программе реализованы коммуникативно – деятельностный, личностно - ориентированный подходы.. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского  языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности обучающихся максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Данная рабочая программа предполагает работу с учебником: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин « Русский язык 10-11 класс».

      Особенности  реализации данной рабочей программы  заключаются в том, что ранее рекомендованные базисным учебным планом часы русского языка в ГБОУ НПО были распределены на 3 года - весь период обучения, а изучение данной программы отнесено к 1 семестру 1 курса. Новым в структурировании  учебного материала является необходимость перераспределения его в соответствии с новой для НПО организацией учебных занятий-учебное время, отпущенное на проведение занятия-90 минут( пара), а не 45 минут, как было ранее. 

        Распределение учебной нагрузки  обучающихся - 2/3 (4-6 часов) пары в неделю.

Консультации-2 пары (4 часа) в семестр.


ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ИЗУЧЕНИЯ  РАЗДЕЛА

 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи» является первым разделом рабочей программы по русскому языку. Повторение вопросов стилистики перед повторением морфологии , орфографии, синаксиса ставит своей целью создать базу для эффективного изучения языковых средств в стилистическом аспекте. Учащиеся должны освежить и углубить представления о стилистике, ее задачах , об особенностях функциональных стилей и употреблении в них средств языка, осознать место профессиональной лексики в лексической системе языка. В дальнейшем, при изучении строя языка, учащиеся углубляют свои знания из области стилистики и совершенствуют навыки стилистически дифференцированной речи. Повторительно-обобщающий характер курса русского языка в учреждениях НиСПО позволяет широко использовать самостоятельную подготовку учащихся к урокам, самостоятельное повторение теоретического материала, что дает возможность больше внимания уделить на уроках практическим работам.

Цели изучения раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Дидактические:

  • расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт расширения стилистических знаний;
  •  освоение знаний о русском языке как о многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  •  формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;
  •  отработка функциональной грамотности на примере специальных текстов.

             

Развивающие:

  • развитие и совершенствование  коммуникативных умений учащихся;
  •  развитие способности к социальной адаптации, к речевому
  • взаимодействию;
  •  развитие умения использовать изобразительно-выразительные средства языка ; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения;
  •  развитие интеллектуальных способностей обучающихся (логического мышления, способности к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации);
  •  расширение словарного запаса учащихся;
  •  развитие  умения использовать разные виды чтения  (поисковое,
  • просмотровое, ознакомительное, изучающее) текстов разных стилей и

жанров;

  •  развитие творческой и познавательной активности обучающихся;                      
  • развитие умения использования  приемов информационной

переработки устного и письменного текста;

  •  развитие умений извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
  •  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
  •  развитие умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, способности к самоанализу, самоконтролю.

Воспитательные:

  •   формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  •  воспитание любви к родному языку и бережного к нему отношения;
  •  повышение уровня речевой культуры учебно-научного и профессионального общения, культуры публичной и разговорной речи;
  •   воспитание гражданственности и уважения к социальной сфере жизни, стремления идти в ногу со временем;
  •   воспитание осознанной потребности к речевому самосовершенствованию.

 

Задачи изучения раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»:

  • расширение и углубление знаний учащихся об основных понятиях стилистики, стилистических средствах языка;
  • углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи, их жанрах;
  • совершенствование умений лингвостилистического анализа текста;
  • предупреждение стилистических, речевых , грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять эти ошибки ;
  • совершенствование умения редактировать текст;
  • осуществление работы над «Словарем профессии», который поможет обучающемуся в освоении терминологического аппарата профессии;
  • формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений дифференциации специальных текстов по видам и назначению;
  • расширение словарного запаса профессиональной лексики и фразеологии, повышение уровня речевой культуры;
  •  отработка навыков работы с разными типами специальных текстов, отработка правописных и орфоэпических норм при пользовании специальной лексики;
  • формирование коммуникативной компетенции профессионального общения, обучение созданию собственных текстов (устных и письменных) с использованием профессиональной лексики;


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

    Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи» является первым разделом рабочей программы по русскому языку, предназначенной для реализации на 1 курсе ГБОУ НиСПО. Программа в объеме 78 аудиторных часов изучается в 1 семестре. Контингент обучающихся, осваивающих программу – молодые люди в возрасте 16-17 лет, 2\3 обучающихся - юноши.

   Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста. К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей.
    Молодой человек в этом возрасте стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества. Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к образовательному учреждению, к собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
   Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности  
  Юноши, по мнению Л. И. Божович, - «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности.»
   Ранняя юность – это возраст
интенсивного формирования мировоззрения. У юношей и девушек уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить отдельные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления. Решающее значение для формирования мировоззрения имеет возрастающая общественная активность учащихся, накопление нравственного опыта и усвоения социальных и этических норм поведения, формирование определенного эмоционального отношения к различным социальным явлениям, поведению и деятельности других людей. Формирование мировоззрения является результатом и условием все более глубокого осознания юношей себя как личности с определенной собственной системой отношений ко всему окружающему и к самому себе
Именно в ранней юности идет
интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
  Именно в этом возрасте наблюдаются наибольшие изменения в интеллектуальных функциях: подвижности и гибкости во взаимосвязях между памятью,мышлением,вниманием
.
     
 Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций. Отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.

    Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать  
достаточно высокий темп работы.

       В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.
Таким образом, развитие когнитивных процессов   достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.  

       Этот возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей молодых людей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение целей.
      Молодые люди сосредотачиваются на профессиональном самоопределении, им приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам.
     Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым – ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.
Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.
    Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности молодого человека. Одна из существенных особенностей раннего юношеского периода – бурное
физическое и половое развитие. Усиленное функционирование желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п

В этом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности молодого человека этого возраста. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить

Организуя учебно-воспитательную работу с обучающимися этого возраста, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Преподаватель для подростков не является непререкаемым авторитетом. Но подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности преподавателя. Они постоянно оценивают преподавателей, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений.

 Обучающимся этого возраста свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения.

Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в этом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.

 Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку.

Самооценка у подростка носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, молодые люди этого возраста не слишком тревожны.

Отличительная черта этого возраста - слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности. 

      Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

     Педагог должен быть чутким психологом, а иногда и психотерапевтом. Только тогда он может помочь ученику преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные.

     Учение для молодого человека этого возраста является главным видом деятельности. Большим достоинством является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами учебного заведения. Беда же молодого человека раннего юношеского возраста состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко снижается и общий интерес к учению, происходит « внутренний отход от учебы».

      Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворять актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

      Одним из резервов повышения эффективности обучения в этом возрасте является целенаправленное формирование мотивов учения.

      Формирование мотивов учения непосредственно связанно с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей – познавательная потребность. При ее удовлетворении  формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют  положительное отношение к учебным предметам.

     Особенности развития познавательных способностей часто служат причиной трудностей в обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом        зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для юноши. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя. Но в реальной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда молодой человек не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

      Существенное значение при отрицательном отношении  к учению имеет осознание и переживание  неуспеха  в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то закрепляется отрицательное отношение к предмету.

      Наоборот, благоприятной ситуацией учения  является ситуация успеха, которая обеспечивает эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит к поиску благовидных причин, чтобы не пойти учится или уйти с урока.

       Преподавателю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение юношей к учению обусловлено, прежде всего, качеством  работы преподавателя и его отношением к учащимся. Многие учащиеся при ответах на вопрос, при каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей, указывали на умение преподавателя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. При этом  считают, что многое зависит и от них самих, и прежде всего от их настойчивости.

     Самоуважение молодых людей этого возраста находится на достаточно высоком уровне, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Таким образом, в этот период молодой человек действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

 


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ

Предметные результаты


Обучающиеся должны

иметь представление

- об основных функциях языка, о формах существования русского национального языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества ;
- о стилистике как разделе языкознания, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками;

- о стилистических функциях языка, о понятии стилистической нормы, её функций, современных тенденциях в развитии стилистических норм русского языка.

- о стилистической синонимии различных языковых средств.

знать

- содержание понятий «язык и речь», «речевое общение», «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи»;

-стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);

-особенности функциональных стилей речи, их жанры;

 -функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

- природу типичных стилистических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, профессиональной и обиходно-бытовой сферах общения.

уметь

- определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;

- находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;

- различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;

  оценивать целесообразность использования в речи различных языковых

  средств; 

- работать с разными источниками специальных текстов и  дифференцировать специальные тексты по видам и назначению;

- проводить  лингвистический и стилистический анализ языковых единиц, а также языковых явлений и фактов;

- пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, в том числе с использованием терминологического аппарата своей профессии;

- редактировать собственный текст;

- работать с профессионально ориентированными текстами;

-осуществлять деятельность по составлению «Словаря профессии».

Личностные результаты

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- увеличение объема словарного запаса, в том числе и за счет освоения терминологического аппарата профессии; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

 аудирование и чтение:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;


говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, тезисы);

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Формами контроля служат устные сообщения учащегося; письменные работы по составлению текстов различных стилей и жанров, в том числе с использованием терминологического аппарата профессии; различные виды диктантов; анализ текстов, в том числе и профессиональной направленности; работа по составлению  «Словаря профессии»; итоговая контрольная работа, включающая в себя теоретические вопросы, задания творческого характера.

 


ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Содержание раздела обеспечивает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, что предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. 

   Изучение раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи» способствует также формированию культуроведческой компетенции, предполагающей осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Содержание раздела обеспечивает формирование у обучающихся  и лингвистической (языковедческой) компетенции на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

      Приемы, методы и формы работы определяются целями, задачами раздела и его содержанием, направлены на гуманизацию учебно-воспитательного процесса.

      При организации деятельности обучающихся по изучению представленного раздела программы реализуются личностно-ориентированный, системно-деятельностный, а также социокультурный образовательные подходы.

       Содержание представленного раздела обладает значительным развивающим потенциалом: способствуют развитию УУД, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, творческому, эмоциональному развитию обучающихся.        

       В работе с данным содержанием предусматривается использование следующих видов деятельности:

  • - изучение теоретических сведений, представленных в учебном пособии,

  других источниках;

  • - работа с лекционным материалом;
  • - конспектирование материала, составление тезисов;
  • - анализ текстов различных стилей, в том числе профессиональной направленности;
  • - работа с официально-деловыми бумагами;
  • -анализ предложенного объема лексики и классификация его по стилистической принадлежности;
  • - составление текстов на основе опорной лексики, в том числе на основе терминологического аппарата профессии;
  • - редактирование текстов;
  • - анализ стилистических средств, использованных в различных текстах;
  • - подбор стилистических синонимов к заданной группе слов;
  • - работа со словарями, справочной литературой;
  • - выборочные, терминологические, «восстановленные» диктанты;
  • -написание собственных текстов разной стилевой и жанровой принадлежности;
  • -составление «Словаря профессии».

       Изучение раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»

 основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательский, проблемный, эвристический). Использование этих методов позволяет стимулировать познавательную активность обучающихся, создает условия для интенсивного развития личности, способствует демократизации совместной деятельности обучающихся и преподавателя, развивает инициативу обучающегося в формировании себя как будущего профессионала.

       Виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, диктант), используются, но отступают на второй план.  Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского текста. Возникает необходимость в таком виде деятельности, как взаиморецензирование. 

      Велика роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление «Словаря профессии», написание тезисов, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в различных жанрах, подбор и анализ текстов различных стилей из разнообразных источников, в том числе из специальной литературы по профессии и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

    Усиливаются внутрипредметные связи. Повторение и расширение знаний  о стилях речи строится таким образом, что  обучающиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим, что дает возможность учителю повторить с учащимися лексику, грамматику и др.  Это в свою очередь способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление обучающихся, их способность видеть за частными (частностилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.

          В образовательном процессе по разделу программы предполагается использование технологий формирующего обучения, задачами которых является освоение обучающимися базовых знаний и ключевых компетенций (алгоритмическая технология); технологий развивающего обучения, обеспечивающих развитие познавательных, творческих способностей, способностей видеть и решать проблемы в различных жизненных ситуациях ( коммуникативно-диалоговая технология, проблемно-поисковая технология); технологий личностно-ориентированного обучения, развивающих субъективности учащегося, способности принимать собственное решение, брать ответственность на себя( обучение на основе личностно значимых ситуаций, обучение в сотрудничестве)

    В организации учебных занятий предусмотрены как коллективные, так и индивидуально – групповые формы обучения (работа в парах, в творческих группах и т.п.)

№ занятия, тема

Методы

Приемы

Формы деятельности

1. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о литературном языке и языковой норме.  Язык и речь. Основные требования к речи.

эвристический

объяснительно-иллюстративный

 исследовательский

 

Создание проблемной ситуации

лекция учителя

анализ текста

Работа по созданию «Словаря профессии»

Индивидуальная,

групповая,

коллективная

2.Научный стиль речи и сфера его использования. Основные жанры научного стиля

объяснительно-иллюстративный

 эвристический

исследовательский

лекция учителя

создание текста научного стиля по опорным словам

анализ текста и выявление в нем нейтральной и стилистически окрашенной лексики, творческая работа по созданию собственного текста

Работа по созданию «Словаря профессии»

Индивидуальная,

групповая

3. Официально-деловой стиль речи, сфера его использования, основные жанры. Публицистический стиль речи и сфера его использования. Основные жанры.

объяснительно-иллюстративный

 эвристический

исследовательский

лекция учителя

Создание проблемной ситуации

анализ текста и выявление в нем нейтральной и стилистически окрашенной лексики

Работа по созданию «Словаря профессии»

Индивидуальная,

групповая,

коллективная

Художественный стиль речи и его основные признаки.

 Разговорный стиль речи, сфера его использования, отличительные черты

объяснительно-иллюстративный

 эвристический

исследовательский

творческое задание

лекция учителя

 Создание проблемной ситуации

Анализ текста,

Работа по созданию «Словаря профессии»

создание собственного текста

Индивидуальная,

групповая,

коллективная

Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи.

объяснительно-иллюстративный эвристический

исследовательский

Работа с учебником

Создание проблемной ситуации

Анализ текста

Работа по созданию «Словаря профессии»

Индивидуальная,

групповая,

Контрольная работа № 1 по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Эвристический

исследовательский

Создание проблемной ситуации

Анализ текста

Индивидуальная


СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система знаний

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  •  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  •  основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  •  орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  •  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  •  содержание понятий: стиль речи, стилистическая окраска, стилистические средства;
  •  особенности функциональных стилей речи;
  •   стилистические функции языка, формы существования русского национального языка;
  •  понятие стилистической нормы, её функций;
  •  стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);
  •  стилистическая синонимия различных языковых средств;
  •  природа типичных стилистических, речевых и грамматических ошибок, их классификация.
  • профессиональная лексика, терминологический аппарат профессии

                               Система деятельности:

познавательная  деятельность:

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, поиск доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
  •  осуществление интеллектуальных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;
  • выявление причинно-следственных связей между языковыми явлениями;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  •  осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  •  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами;
  • осмысление цели чтения, выбор вида чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)  в зависимости от коммуникативной цели;
  •  создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и профессиональной сферах общения.

          регулятивная  деятельность:

  • постановка и адекватная формулировка цели учебной деятельности;
  • планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции деятельности;
  • оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

коммуникативная деятельность:

  • использование всех видов речевой деятельности;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка и правил русского речевого этикета ;
  • соблюдение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  •  соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использование основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;
  • выстраивание продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ»

№ занятия, тема

Форма контроля знаний

Качество знаний

Обученность

1. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о литературном языке и языковой норме.  Язык и речь. Основные требования к речи.

Выборочный диктант,

творческая работа по составлению текста, сопоставительный анализ лексики разных стилей

        57%

        100%

2.Научный стиль речи и сфера его использования. Основные жанры научного стиля

Творческая работа по составлению текста научного стиля,

анализ стилистических особенностей текста научного стиля

58%

100%

3. Официально-деловой стиль речи, сфера его использования, основные жанры. Публицистический стиль речи и сфера его использования. Основные жанры.

Анализ стилистических особенностей  текста публицистического стиля,

 выборочный диктант

56%

100%

4.Художественный стиль речи и его основные признаки.

 Разговорный стиль речи, сфера его использования, отличительные черты

Составление собственного текста в разговорном стиле, практическая работа,

терминологический диктант, «восстановительный диктант», творческая работа «Письмо  самому себе»

65%

100%

5. Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи.

Лингвостилистический анализ текста

62%

100%

6.Контрольная работа № 1 по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам-характеристика функционального стиля речи, редактирование текста-исправление стилистических ошибок, создание собственного текста на основе данной лексики, анализ текста с выполнением тестовых заданий к нему.

68%

100%

Данные, представленные в таблице, получены в результате анализа учебной деятельности обучающихся групп 13-ПР, 13-РА, 13-СВ в 2013-2014 учебном году.

Результаты срезовой контрольной работы, проводившейся администрацией КНТ в рамках «Недели качества обучения».

группа

Количество обучающихся, выполнявших работу

Качество знаний

Успеваемость

13-ПР (Продавец, контролер-кассир)

23

100%

100%

Данные, представленные в таблице, получены в результате анализа учебной деятельности обучающихся групп 13-ПР, 13-РА, 13-СВ в 2013-2014 учебном году.

              Подходы, методы и приемы, используемые на уроках.

 

      При организации деятельности, обучающихся по изучению темы  реализуется личностно-ориентированный образовательный подход.

Используются разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности: репродуктивный («Словарная работа») и эвристический (создание текста научного стиля по опорным словам и др.), объяснительно-иллюстративный (лекция учителя) и исследовательский (анализ текста и выявление в нем стилистических черт, работа по созданию «Словаря профессии»), творческая работа по созданию собственных текстов научного стиля различных жанров, в том числе с использованием терминологического аппарата профессии, поиск информации в сети Интернет, создание компьютерной презентации. В организации деятельности, обучающихся используются следующие формы: индивидуальная работа, групповая, а также работа в парах. Сочетание различных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся создает условия для интенсивного развития личности, способствует демократизации совместной деятельности обучающихся и преподавателя, развивает познавательную активность подростков.

     

Аналитическая справка о результатах изучения раздела программы

                 «Язык и речь. Функциональные стили речи» Раздел «Язык и речь. Функциональные стили речи» является, на наш взгляд, очень важным этапом в освоении обучающимися всей программы по русскому языку. Это первый раздел программы, и результативность его изучения станет своеобразным успешным стартом в дальнейшей деятельности обучающихся по изучению русского языка в учреждении НиСПО.

       Важной задачей изучения данного раздела программы является преодоление у обучающихся негативного отношения к учебной деятельности, с которым многие из них пришли из школы, где большинство из наших обучающихся не были успешными учениками. Поэтому при осуществлении диагностики мы учитываем в первую очередь оценку процесса деятельности. Стимулируем и поощряем успешное освоение обучающимися универсальных учебных действий (различные виды чтения, умение вести самостоятельный поиск информации, овладение приемами отбора и систематизации материала и др.)

        Содержание раздела имеет большой развивающий потенциал, реализация этого содержания обеспечивает как достижение предметных, так и в большой степени метапредметных резльтатов (способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, участвовать в обсуждении актуальных тем с использованием различных средств аргументации и др.)

        Мониторинг качества знаний, успеваемости обучающихся, анализ оценки учащимися видов учебной деятельности, осуществляемой при изучении раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи» дает возможность сделать выводы об успешности реализации целей и задач, поставленных при планировании раздела. Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в освоении учебного материала, что во многом обеспечено тем, что рассмотрение лингвистических вопросов увязано с практической профессиональной направленностью их учебной деятельности.

       Результаты изучения раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи» в группах 13-СВ, 13-РА,13-ПР в 2013-2014 уч. году можно представить в следующих таблицах.

Результаты «входного контроля» по русскому языку в группах 13-СВ, 13-РА,13-ПР в 2013-2014 уч. году

Количество обучающихся, писавших работу

   Качество знаний

                   %

    Успеваемость

68

16%

                   60%

Результаты контрольной работы по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи» в группах 13-СВ, 13-РА,13-ПР в 2013-2014 уч. году.

Количество обучающихся, писавших работу

Качество знаний

                   %

       Успеваемость

                   %

65

68%

100%

Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся при изучении тем раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»

№ занятия, тема

Форма контроля знаний

Качество знаний

Обученность

1. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о литературном языке и языковой норме.  Язык и речь. Основные требования к речи.

Выборочный диктант,

творческая работа по составлению текста, сопоставительный анализ лексики разных стилей

        57%

        100%

2.Научный стиль речи и сфера его использования. Основные жанры научного стиля

Творческая работа по составлению текста научного стиля,

анализ стилистических особенностей текста научного стиля

58%

100%

3. Официально-деловой стиль речи, сфера его использования, основные жанры. Публицистический стиль речи и сфера его использования. Основные жанры.

Анализ стилистических особенностей текста публицистического стиля,

 выборочный диктант

56%

100%

4.Художественный стиль речи и его основные признаки.

 Разговорный стиль речи, сфера его использования, отличительные черты

Составление собственного текста в разговорном стиле, практическая работа,

терминологический диктант, «восстановительный диктант», творческая работа «Письмо самому себе»

65%

100%

5. Текст как произведение речи: основные признаки, структура, тема и основная мысль, абзац. Функционально-смысловые типы речи.

Лингвостилистический анализ текста

62%

100%

6.Контрольная работа № 1 по теме «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам-характеристика функционального стиля речи, редактирование текста-исправление стилистических ошибок, создание собственного текста на основе данной лексики, анализ текста с выполнением тестовых заданий к нему.

68%

100%

Результаты срезовой контрольной работы, проводившейся администрацией КНТ в рамках «Недели качества обучения».

группа

Количество обучающихся, выполнявших работу

Качество знаний

Успеваемость

13-ПР (Продавец, контролер-кассир)

23

100%

100%

В обобщенном виде результаты изучения раздела программы можно представить в виде диаграммы:

Мониторинг оценки учащимися видов учебной деятельности, использованных  при изучении раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Виды деятельности/оценка деятельности

Не интересно

Заинтересовало

Понравилось, считаю важным для себя

Творческая работа по составлению «Словаря профессии»

0

5

65

Работа со словарями, справочной литературой

1

25

44

Творческая работа по составлению собственных текстов

2

30

38

Анализ текстов

8

31

31

Всего опрошено 70 человек.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная нами методическая разработка, обобщающая наш опыт работы по изучению раздела программы по русскому языку «Язык и речь. Функциональные стили речи» может представлять интерес для учителей-словесников, преподающих русский язык в образовательных учреждениях, реализующих программы СПО и НПО.

Изучение русского языка в этих образовательных учреждениях имеет повторительно-обобщающий характер.  Начинается курс русского языка с раздела повторения и углубления основных сведений по стилистике- понятий о языке и речи, функциональных стилях речи, нормах русского литературного языка. Цель этого раздела - создать ориентировочную основу для изучения русского языка в функционально-стилистическом аспекте. В этом разделе стилистика-самостоятельный предмет для изучения. Студенты вырабатывают навык целесообразного стилистического использования языковых средств, углубляют свои знания о возможностях их применения.

В разработанной нами системе уроков предусмотрена работа по развитию речи студентов, обогащению ее выразительных возможностей, усвоению обучающимися норм русского литературного языка, а также освоению терминологического аппарата профессии, которую студент будет получать в техникуме.

Использование различных форм и методов обучения на уроках позволяет формировать познавательную, социальную, личностную компетенции учащихся, развивать мышление, воспитывать культуру речи.Составление "Словаря профессии" является, на наш взгляд, не только первым знакомством обучающихся с будущей профессией, но и мощным стимулом для активизации познавательной активности юношей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2009. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. 2-е изд, исправленное и дополненное. - М.: Изд-во УРАО, 2002

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2008.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2009.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2010.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы. – М., «Просвещение», 2003

Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебник для СПО. - СПб: 2004. 6.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для вузов. -М.: 1988 
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. –М., Логос,  Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М.,2005.

2001.

 Голуб И.Б., Д.Э.Розенталь Д.Э.Занимательная стилистика.М., «Просвещение», 2008.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., « Русское слово», 2010.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., «Просвещение», 2004 г.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2009.

 Кривоплясова М.Е. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы.

  Тренинговые задания на уроках. -Волгоград, «Учитель», 2007.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2008. (Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка ребенка от рождения до 17 лет)» Учебное пособие, 4-е изд-е, — М.: «УРАО», 1998).

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2008.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2009.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2009. (Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998).

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997).

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2010.

РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.9изд.-М., 2004.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.,2005.

. - М.: Изд-во УРАО,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка тема : "Обобщение изученного. Диалог. Прямая речь" 5 класс.

Цель : продолжить знакомство с диалогом и прямой речью,...

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"

Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...

Урок по русскому языку в 9 классе на тему: Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина «О России»

Цель урока:-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки  учащихся к экзамену;-формирование коммуникативной компе...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...