Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования
статья (5, 6 класс) по теме

Белякова Любовь Васильевна

Свою педагогическую карьеру я начала в замечательном творческом коллективе гимназии № 2 Канавинского района города Нижнего Новгородв. Мне посчастливилось принять участие в реализации проекта «Территория социально значимых инициатив» по теме «Методы и технологии воспитательной практики». В рамках этого мероприятия Центр "Мир живой мысли", участником которого я являюсь, представил свой практический опыт на вебинаре. Рада поделиться некоторыми своими идеями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_zvuchashchee_slovo.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования

Учебно-исследовательская деятельность занимает особое в системе современного образования. Применение методологии ведения исследовательских проектов значительно расширяет возможности внеурочной работы с обучающимися, делая этот вид деятельности увлекательным, захватывающим, помогает длительное время поддерживать активный интерес к актуальным для школьника образовательным проблемам.

Одним из требований нового Федерального образовательного стандарта к личностным результатам деятельности является умение организовать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. А грамотно организованный учебный процесс формирует готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самоконтролю. Учебно-исследовательская деятельность позволяет максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально и найти своё место при реализации поставленной задачи в группе сверстников.

Для решения поставленных задач было выбрано два направления: работа с текстом художественного произведения на примере поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и составление топонимического словаря, как способа привлечения внимание обучающихся к вербальным явлениям окружающей действительности.

В самом начале учебного года было проведено небольшое анкетирование учащихся 5-6 классов, задачей которого было выявить причины невысокой потребности в чтении художественных произведений, особенно авторов XIX века. Это анкетирование показало, что среди причин нежелания читать произведение немаловажную роль играет непонимание значения некоторых слов.

Богатое детское воображение пытается восполнить пробелы лексического значения, но это значительный интеллектуальный труд, и длительное пребывание в неведении становится причиной угасания интереса к тексту. Вот тогда появляется необходимость в поисках методов обогащения словарного запаса так, чтобы без скучного назидания со стороны учителя ребенок осознал необходимость и с интересом обращался к источникам знаний, в частности к толковым словарям. А чтобы сделать поиск увлекательнее, взрослый вместе с детьми пытается пройти путь первооткрывателя, который выявляет закономерности явлений окружающей действительности.

По этому направлению было предложено групповое занятие по созданию мини-проектов в рамках прочтения текста А. С. Пушкина. Мини-проекты должны были представлять собой иллюстрированный фрагмент текста с письменными объяснениями непонятных для всех слов. Ребята разбились на небольшие группы (3-4 человека) и в коллективном обсуждении выбрали наиболее заинтересовавший их отрывок произведения (не менее 16 строк). В распоряжении групп было несколько словарей: «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Краткий этимологический словарь русского языка» М. Фасмера. Поработав со всеми словарями, обучающиеся однозначно признали первенство словаря В. И. Даля. Даже дореволюционная орфография словарных статей не помешала в работе, а еще больше заинтриговала юных исследователей. Работа получилась очень живая и продуктивная. Поскольку фрагменты текста были у всех групп разные, то и непонятные слова, заслуживающие исследовательского внимания, в большинстве своем были разными. Во время презентации своих работ ребята делились новыми полученными знаниями с другими, раскрывая необыкновенную красоту уже понятного поэтического текста.

Так, например, в ходе выбора фрагмента текста группе девочек понравился отрывок, где Людмила оказывается в замке Черномора.

Людмила, где твоя светлица?
Лежит несчастная девица
Среди подушек пуховых,
Под гордой сенью балдахина;
Завесы, пышная перина
В кистях, в узорах дорогих;
Повсюду ткани парчевые;
Играют яхонты, как жар;
Кругом курильницы златые
Подъемлют ароматный пар;
Довольно… благо мне не надо
Описывать волшебный дом:
Уже давно Шехеразада
Меня предупредила в том.
Но светлый терем не отрада,
Когда не видим друга в нем.

Девочки очень увлеченно раскрывали для себя новые значение непонятных слов. Каким же необычайно-прекрасным становился интерьер дома злодея-Черномора. Любопытство других участников проекта также было привлечено к этому отрывку во время защиты девочками своего мини-проекта.

Другое направление учебно-исследовательской деятельности под общим названием «Речевые одежды Нижнего Новгорода» позволило обратить внимание и сформировать устойчивый интерес к лингвистическим явлениям вне печатного текста, а именно к названиям географических объектов. Топонимика является комплексной наукой. В процессе изучения топонимов приходится обращаться и к лингвистике, и к истории, и к географии, и к этнографии. Поэтому дети с очень различными интересами могут найти исследовательскую нишу при реализации данного проекта.

Названия улиц, находящихся на территории бывшей Нижегородской ярмарки, мало изучены. И этот факт представляет собой исследовательский интерес. Изучение происхождения названий знакомых с раннего детства улиц позволило ребятам под другим углом взглянуть на привычные вещи. А живой интерес к истории и этнокультурным традициям малой родины может стать важной составляющей частью патриотического воспитания и процесса формирования активной гражданской позиции.

Реализация этого исследования возможна в виде группового проекта в рамках внеурочной деятельности. Общая постановка цели по созданию и презентации единого топонимического словаря конкретной местности является объединяющим звеном индивидуальных мини-проектов. Каждый участник этой деятельности должен был выполнить свой мини-проект, в котором описан один топоним предложенной для изучения местности. При самостоятельном выполнении мини-проекта приветствовалось разнообразие форм самовыражения и творческой реализации в рамках поставленных задач.

В качестве примера можно привести мини-проект одного из учеников. Он заинтересовался названием улицы «Мурашкинская». Несколько вопросов стали исходными в цепочке рассуждений. Откуда могло появиться такое название? На этом месте когда-то люди наблюдали большие скопления букашек-мурашей? Или название связано с мурашками, которые бегут по коже? Тогда что же могло так напугать жителей этой улицы? Многие названия ярмарочных улиц в советское время были изменены. Изучив современную карту этого района и сопоставив ее с планом Нижегородской ярмарки 1896 года, ученик обратил внимание, что название сохранено старое. На старом плане видно, что улица Мурашкинская идет почти от села Гордеевка до ярмарочного района. А Гордеевка на рубеже XIX-XX веков пользовалась дурной славой. Поэтому было выдвинуто предположение, что название связано с возможными разбойными нападениями на жителей, которые жили в страхе. Таким образом, любопытство возбуждает интерес к исследованию лингвистической основы языка через изучение истории родного края.

Освоив методологию работы по созданию топонимического словаря в коллективе, ребенок может выйти на индивидуальный проект и исследовать самостоятельно названия географических объектов заинтересовавшей его местности.

Думается, что эти мероприятия помогут в достаточной мере  не только поддержать живую потребность ребенка в расширении лингвистического опыта и обогащении словарного запаса, способствовать формированию  активной исследовательской позиции, но и сделать его сопричастным к истории своей малой родины, увидеть интересное вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

Автореферат магистерской диссертации "Развитие продуктивного воображения детей 5 - 7 лет посредством изобразительной деятельности в системе дополнительного образования"

Во многих образовательных учреждениях до сих пор существует формальный подход к усвоению знаний детьми по изобразительной деятельности, особенно при обучении рисованию.  Использование однообразны...

Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации

   Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....