Урок русского языка в 9 классе "Предложения с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

тема "Предложения с разными видами связи" изучается на материале, связанном с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_s_raznymi_vidami_svyazi._9_kl.docx717.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Смирновская СОШ

Открытый урок русского языка в 9 классе

 «Сложные предложения с разными видами связи»

Урок посвящен дню рождения Н.В. Гоголя

Сопутствующая тема:

«И какой же русский не любит быстрой езды»

G:\Откр. урок 9 кл. И какой же русский не любит быстрой езды\1257020-ffde98509f581b00.jpg

                                                                    Учитель: Новикова Г.А

с. Смирново

2014 г.

Цели урока:

  1. Углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; продолжить подготовку к итоговой аттестации.
  2. Привитие интереса к классическим произведениям русской литературы (на примере отрывков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»).
  3. Возбуждение раздумий школьников о необходимости правильного поведения на дороге. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Слайд 1.

Я желаю вам всем успехов

В повторении трудной темы.

Пусть ничто не будет помехой

Весь урок до самой перемены.

Записать число, классная работа, тема урока.

- Ребята, скоро 1 апреля. Что это за день?

(1 апреля – день смеха, день юмора.)

- Правильно. Но не только. Это день рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852).Слайд 2.1 апреля  исполнится  205 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Наш урок мы посвятим этой дате.

  1. Целеполагание.Слайд 3.

- На предыдущих уроках мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях. Выяснили, что в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Сегодня на уроке нам предстоит закрепить свои знания в анализе сложных предложений с разными видами связи, расставлять в них знаки препинания. Мы выполним несколько заданий, аналогичных тем, что нам встретятся в итоговой аттестации. На уроке будет затронута еще одна тема. Вы уже догадались, какая? Если нет, посмотрите внимательно на фон  слайда, он должен подсказать ответ на вопрос.

(Выдвинуть надпись)

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.Слайд 4.

(один ученик у доски отвечает и открывает таблицу)

- Какие типы сложных предложений вы знаете?

(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, сложные предложения с разными видами связи.)

- На какие виды делятся сложносочиненные предложения? Сложноподчиненные?

(Сложносочиненные: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами.

Сложноподчиненные: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

Например, «Все проходит, да не все забывается» -- сложносочиненное предложение с противительным союзом ДА.

«Люблю, когда сосна шумит» -- сложноподчиненное  предложение с придаточным изъяснительным.

- В каких случаях на письме между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие? Тире?

(Запятая и точка с запятой при перечислительных отношениях.

Двоеточие – причина, пояснение, дополнение.

Тире – время, условие, причина, противопоставление, сравнение)

Слайд 5.    - Как ставятся знаки препинания при стечении подчинительных и     сочинительных союзов?

( В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза. Например, «По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно». Сравним: «По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно».)

  1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Работа с текстом.Слайд 6
  1. Выразительное чтение фрагмента из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».      (распечатанные тексты имеются у каждого учащегося)

(1)Но вскоре все недовольные были прерваны среди излияний своих внезапным и совсем неожиданным образом. (2)Все, не исключая и самого кучера, опомнились и очнулись только тогда, когда на них наскакала коляска с шестериком коней и почти над головами их раздалися крик сидевших в коляске дам, брань и угрозы чужого кучера: «Ах ты, мошенник эдакой; ведь я тебе кричал в голос: сворачивай, ворона, направо! Пьян ты, что ли?» (3)Селифан почувствовал свою оплошность, но  русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват, и тут же вымолвил он, приосанясь: «А ты что так расскакался? Глаза-то свои в кабаке заложил что ли?» (4)Вслед за сим он принялся отсаживать назад бричку, чтобы высвободиться таким образом из чужой упряжи, но не тут-то было, все перепуталось. (5)Чубарый с любопытством обнюхивал новых своих приятелей, которые очутились по обеим сторонам его. (6)Между тем сидевшие в коляске дамы глядели на все это с выражением страха в лицах. <…>(7)Селифан потянул поводья назад, чужой кучер сделал то же, лошади несколько попятились назад и потом опять сшиблись, перепутавши постромки.  (8)При этом обстоятельстве чубарому коню так понравилось новое знакомство, что он никак не хотел выходить из колеи, в которую попал непредвиденными судьбами, и, положивши свою морду на шею своего нового приятеля, казалось, что-то нашептывал ему в самое ухо, вероятно чепуху страшную, потому что приезжий беспрестанно встряхивал ушами.  (9)На такую сумятицу успели, однако ж, собраться мужики из деревни, которая была, к счастию, неподалеку. (10)Так как подобное зрелище для мужика сущая благодать, все равно что для немца газеты или клуб, то скоро около экипажа накопилась их бездна, и в деревне остались только старые бабы да малые ребята. (11)Постромки отвязали; несколько тычков чубарому коню в морду заставили его попятиться; словом, их разрознили и развели. (12)Но досада ли, которую почувствовали приезжие кони за то, что разлучили их с приятелями, или просто дурь, только, сколько ни хлыстал их кучер, они не двигались и стояли как вкопанные. (13)Участие мужиков возросло до невероятной степени. (14)Каждый наперерыв совался с советом. <…>(15)Наконец кучер, потерявши терпение, прогнал и дядю Митяя и дядюМиняя, и хорошо сделал, потому что от лошадей пошел такой пар, как будто они отхватили не переводя духа станцию. (16)Он дал им минуту отдохнуть, после чего они пошли сами собою…

  1. Анализ текста.Слайд 7

- Определите стиль речи данного отрывка.

(Художественный стиль речи. Здесь создается яркий,правдивый художественный образ. С помощью слов автор рисует картину происходящих событий. Текст эмоциональный. Используется прямая речь, вопросительные предложения, просторечные слова.)

- Определите тип речи данного отрывка.

(Это повествование. Перед нами рассказ о происшествии. Организующая роль здесь принадлежит глаголам в форме прошедшего времени совершенного вида.)

- В предложении 3 найдите и выпишите слово с орфограммой «Буквы З – С на конце приставок», объясните написание.

(расскакался)

- В предложении 12 найдите и выпишите слово с орфограммой «Правописание приставок при-  , пре-.»

(приезжие)

- Среди предложений 8 – 11 найдите предложения с вводными словами. Назовите их.

(8 предложение  - казалось

9 предложение – однако ж

11 предложение – словом)

  1. Исторический комментарий.

- Что могло послужить причиной столкновения?

Слайд 8(Слово  главному инспектору безопасности дорожного движения – Буторов М.)

-  Движение на дорогах появилось очень давно. А вот правила, регулирующие это движение, - сравнительно недавно. В 1683 году Пётр 1 издал первый документ, регулирующий движение, в котором запрещал кучерам бить  хлыстами прохожих. А в 1730 году императрица Анна Иоановна приказала задерживать лихачей, сечь розгами и взимать штраф.

9 июля 1885 года Московский генерал-губернатор издал обязательное постановление «О движении извозчиков по улицам». В нем говорилось о том, что «все извозчики, кучеры обязаны исполнять распоряжение полиции относительно направления движения, уменьшение скорости езды, а также незамедлительно останавливаться по первому требованию полиции… Требовалось обязательно держаться правой стороны».  Выходит, что когда Н. В. Гоголь писал поэму «Мёртвые души» (1835 - 1842гг.), правила о правостороннем движении ещё не было. Извозчики ездили так, как им вздумается. Это и послужило причиной столкновения брички Чичикова с коляской двух дам.  

  1. Дорожная грамота.Слайд 9

- Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

img003.bmp

- Сколько полос движения имеет данная дорога?

(Двойная сплошная линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дороге. Если разметка, делящая проезжую часть отсутствует, в этом случае мы сами мысленно делим ее ширину на количество полос для движения тем транспортным средством, которым мы управляем. Мысленная полоса для движения должна быть достаточной по ширине для беспрепятственного движения. Исходя из этого данная дорога имеет четыре полосы движения.)

Слайд 10

- Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги?

(Водитель должен занимать сторону дороги, предназначенную для движения в данном направлении. Так как у нас правостороннее движение, он должен занять правую сторону дороги. Движение посередине дороги является нарушением. Именно по этой причине и произошло столкновение, описанное Н. В. Гоголем в 5 главе «Мертвых душ».)

  1. Тренировочные упражнения.

Задание 1Слайд 11

Выпишите из текста 3-е предложение, найдите в нем грамматические основы, определите виды связи между частями, постройте схему предложения.

(1 человек у доски, остальные в тетрадях.)

1Селифанпочувствовал свою оплошность, 2но  русский человекне любит сознаться перед другим, 3что он виноват , 4и  тут же вымолвилон, приосанясь: «А ты что так расскакался? Глаза-то свои в кабаке заложил что ли?»

             ,но               ,и                     .

                            что

Задание 2Слайд 12

(Сначала к доске выходит 1 ученик из первой группы, потом – из второй)

Дифференцированная работа. Задание то же.

Слабые учащиеся  – 4 предложение

Сильные учащиеся – 8 предложение

(4)1Вслед за сим он принялся отсаживать назад бричку, 2чтобы высвободитьсятаким образом из чужой упряжи, 3но не тут-то было, 4все перепуталось.

          , но            , .

     чтобы

(8)1При этом обстоятельстве чубарому коню так понравилось новое знакомство, 2что он никак не хотел выходить из колеи, 3в которую попал непредвиденными судьбами, 4и, положивши свою морду на шею своего нового приятеля, казалось, что-то нашептывал ему в самое ухо, вероятно чепуху страшную, 5потому что приезжий беспрестанно встряхивал ушами.

            , и               .

что              потому что

       в которую

Задание 3Слайд 13

Прослушивание записи отрывка из 11 главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

                  (распечатанные тексты имеются у каждого учащегося).

… (1)И какой же русский не любит быстрой езды? (2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери всё!» -- его ли душе не любить её? (3)Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? (4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, -- только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц - одни кажутся недвижны.

Задание 4 (работаем в карточке)

Лингвистический и смысловой анализ отрывка.Слайд 14

- Проанализируйте 4-е предложение. Подчеркните  в нем грамматические основы, какие виды связи в нем совмещаются?

(один ученик у доски)

1Кажись, неведомая силаподхватила тебя на крыло к себе,2 и сам летишь, 3и вселетит: 4летятверсты, 5летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, 6летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, 7летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль,8 и что-то страшноезаключено в сем быстром мельканье,9 где не успевает означиться пропадающий предмет, -- 10только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц- одникажутся недвижны.

        ,и        ,и          :         ,         ,        ,         , и         --

                                                                                                                 где

(В предложении 10 грамматических основ. Совмещаются сочинительная связь(1 и 2, 2 и 3 части), бессоюзная связь (3 и 4, 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7, 7 и 8, 9 и 10 части), подчинительная связь (8 и 9 части).

- Какую роль играет риторический вопрос в этом отрывке?

(Риторический вопрос не предполагает конкретного ответа. Это синтаксическое средство выразительности речи, в котором в форме вопроса содержится утверждение. Это значит, что любой русский любит быструю езду. Риторический вопрос является средством эмоционального воздействия.)

- Какая мысль заключена в этом отрывке?

(Быстрая езда – это национальная черта русского человека. Желание «закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» присуще каждому русскому. И часто это желание выше разума.)

- О чем предупреждает нас Гоголь?

(Иногда полезно задуматься о последствиях. Ведь быстрая езда может служить причиной аварии, трагедии. Существуют специальные дорожные знаки – ограничители скорости. Уж если во времена Гоголя несоблюдение правил дорожного движения вызывало столкновения, то на современных дорогах последствия от нарушений являются куда более печальными.)

  1. Комментарий к домашнему заданию.Слайд 15

Запишите цитату российского поэта и переводчика Георгия Александрова: «Дорожное движение – это производственный процесс, требующий от его участников безупречной ответственности».

Напишите сочинение-рассуждение по этой цитате. Примеры приведите из газет, теле-новостей, интернета.

- Вспомним структуру текста типа рассуждение.

(Тезис, доказательства, вывод.)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось?

Слайд 16

А сейчас выберите на светофоре цвет, который соответствует вашей работе на уроке, и заполните им пустую коробку.

  1. Выставление оценок.

Слайд 17.    Всем спасибо за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение к уроку по теме "Сложные предложения с разными видами связи"

Учащимся необходимо выполнить тестовые задания (8 вариантов)...

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Связь слов в словосочетании"

Урок русского языка в 8 классе ( учебник Бархударова) по технологии "Развитие критического мышления"...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по рускому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи" ....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс...