Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
учебно-методическое пособие по русскому языку (10 класс) на тему

Занина Елена Владимировна

Материалы презентации будут полезны при  закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реформы орфографии в истории русского языка Занина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Слайд 2

Язык, как выражение нравственной жизни народа, подлежит законам высокой нравственности, ибо составляется не случайной прихотью изобретателя, а устами целого народа как орудия творческой силы Ф.И. Буслаев

Слайд 3

Каждая реформа оставляет заведомо непоследовательные правила, …ни одна из них не смогла опереться на общую теорию письма.

Слайд 4

863 г. Создание Глаголицы, первой славянской азбуки, святыми Кириллом и Мефодием

Слайд 6

988 г. В основу восточнославянской письменности положена Кириллица, созданная на основе греческого алфавита для перевода Библии на славянский язык * Русское письмо той поры было в основном фонетическим /«аканье» - произношение <а> на месте <о> появилось лишь в 14 веке/

Слайд 9

1619 г. МЕЛЕНТИЙ СМОТРИЦКИЙ (1577-1633), публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель создаёт первую подробную «Грамматику церковнославянского языка»

Слайд 10

1708 г. Петр I издал «Указ о замене церковно-славянского шрифта русской гражданской азбукой» начертание букв стало упрощенным и более округлым устранены буквы церковной кириллицы : - омега, - юсы

Слайд 11

Первая страница гражданской азбуки с собственноручными пометками Петра I

Слайд 12

1755 г.- «Российская грамматика» М. Ломоносова М. Ломоносов рассуждает о морфологическом принципе правописания, требующего одинакового написания одних и тех же морфем: например, ранее писали и произносили < съказъка > , т.к. редуцированные гласные звуки, следующие за согласными, не позволяли звонким согласным оглушаться, а глухим озвончаться; в 12 веке редуцированные гласные «ъ» и «ь» исчезли в безударном положении (в сильной позиции перешли в < о > , < е > ), а написание согласных сохранилось. несмотря на изменения в произношении /на основе морфологического принципа/.

Слайд 13

1860 год - Совещание преподавателей русского языка и словесности в Петербурге: обсуждение проекта реформы по устранению «Ъ(ять)» и «Ь(ера)» - проект отстранён

Слайд 14

1862 г. М.Н. Катков , «Современная летопись Русского вестника» : «Нам кажется, что дело следует начать с отмены «ера» в конце слов, но мы полагаем, что для этого нужно согласие, по крайней мере, нескольких из наиболее распространённых наших журналов. Мы заранее заявляем готовность присоединиться к договору. Сбережение от устранения буквы «Ь(ер)» составило бы примерно 8% на набор, печать и бумагу. Издания, тратящие на эти предметы 100 000 рублей, будут платить за букву примерно 8 000 рублей»

Слайд 15

12 апреля 1904 г. Заседание комиссии при Императорской Академии наук по вопросу о русском правописании. Единогласно признано желательным упростить русское правописание и большинством голосов решено исключить буквы Ь(ер) и Ъ(ять), об исключении (ижицы) говорить не приходилось, так как к этому времени она сама собой вышла из употребления. Была избрана подкомиссия, которой было поручено разработать проект упрощений в русском правописании. Впоследствии обнародование решений подкомиссии было надолго задержано событиями общественно-политического порядка.

Слайд 16

1912 г. – «Постановление орфографической комиссии» Для обсуждения предлагались нововведения: исключить букву < ять > с последующей заменой её на < е > устранить < ер > как твёрдый знак в конце слов признать излишним написание Ь (ер) в конце слов после шипящих (рож, ходиш, лиш) после шипящих писать под ударением < о > , без ударения < е > (пчолка – пчела) в приставках на < з > перед глухими согласными писать < с > в окончаниях прилагательных, причастий, местоимений мужского и среднего рода писать < – ого > вместо < –аго > , < -яго > .

Слайд 17

1917 г. – Декрет «О введении нового правописания» БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ: исключить букву Ъ(ять) с последовательной заменой её на < е > (колено, вера, семя, в избе) исключить букву (фита - греч.) с заменою её на < Ф > (Фома, Афанасий, фимиам, кафедра) исключить букву Ъ(ять)в конце слов и частей сложных слов (хлеб, посол, меч, контр-адмирал) исключить букву с заменою её на < И > (учение, Россия, пиявка, Иоанн) писать приставки на < з > через < с > перед глухими согласными в окончаниях прилагательных, причастий, местоимений мужского и среднего рода писать < – ого > вместо < –аго > , < -яго > . Председатель комиссии по упрощению русского правописания в 1917 г. академик А.А. Шахматов

Слайд 18

30 – ее г. ХХ в. – создание Орфографической комиссии, с целью «реформирования правописания», которое «откроет большие возможности для скорейшего повышения культурного уровня трудящихся масс»: установить в качестве отделительного знака только < ь > (сьезд, пью) не писать < ь > после шипящих (доч, стрич) после шипящих по ударением писать < о > (чорт) после шипящих и < ц > вместо < и > писать < ы > (соцыализм, жырный)

Слайд 19

15 августа 1932 г Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебной программе и режиме в начальных и средних школах» /о необходимости формирования прочных навыков чтения и письма, соблюдении строгой нормы/

Слайд 20

1956 г. составлены действующие и в наше время «Правила русской орфографии и пунктуации»

Слайд 21

1962 г. Создание Орфографической комиссии под руководством академика В. В. Виноградова с целью упрощения орфографических знаков:

Слайд 22

Было предложено: в разделительной функции использовать только < ь > после < ц > везде писать < и > (циган, огурци) после шипящих под ударением писать < о > (щоки) после шипящих на конце не писать < ь > в корнях с чередованием < а – о > безударную гласную писать в соответствии с её написанием под ударением (зоря, зорница. т.к. зори) отменить двойные согласные в иноязычных словах (оставить только в словах сумма, гамма, ванна ) сочетание пол- (половина) с сущ в р.п. или числительным писать всегда через дефис жюри, брошюра, парашют писать через < у > писать < заец > , < заечий > оловянный, деревянный, стеклянный писать с одной < н > и др. Реформа не состоялась

Слайд 23

90 – е гг. ХХ в. при Отделении литературы и языка РАН созвана Орфографическая комиссия с целью реформирования языка.

Слайд 24

Русская орфография – феномен исключительно противоречивый. Противоречия создают многочисленные объективные и субъективные факторы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....