Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
презентация к уроку по русскому языку (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Стили русского литературного языка Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Слайд 2

Правила общения С уважением относиться друг к другу. Любое мнение заслушивать внимательно. Пока один говорит, все слушают. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки. Удачи вам!

Слайд 3

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.

Слайд 4

Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Анализ текста упражнения 47. III. Сообщение темы, цели урока.

Слайд 5

IV. Работа по теме. 1. Чтение текста. Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег. (А. Гайдар.)

Слайд 6

– Попытаемся определить тип и стиль речи текста. Напоминаю, что стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков, составляющих в совокупности речевую ситуацию. Структура речевой ситуации составляет, как известно, три вопроса:

Слайд 7

где протекает речь? ( в официальной или неофициальной обстановке); кому она принадлежит? ( одному человеку или многим людям); какова цель, задача общения? ( сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).

Слайд 8

Тип речи определяется по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание) , о ряде сменяющих друг друга действий (повествование) , о причинно-следственных связях (рассуждение) .

Слайд 9

(Предполагаемый ответ ученика: этот текст скорее всего взят из книги; он адресован всем, кто интересуется данным произведением, вероятно, художественным, если судить о нем по этому небольшому отрывку, в котором хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние автора и героев.

Слайд 10

Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они и испугались, и действовали решительно, с каким-то азартом. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота.)

Слайд 11

– Давайте уточним признаки художественного стиля в содержании и речевом оформлении текста. а) Изобразительность. – В нашем тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор «дробит» действие выбираться из болота , в деталях показывает, как это делали герои.

Слайд 12

Назовите эти глаголы: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево; перебирались по хлюпким жердочкам; прыгали с кочки на кочку. Обратите внимание, что каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств.

Слайд 13

Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания ( хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег), и конкретная, чувственно воспринимаемая лексика (плюхнулся , трухлявые), и лексика, употребленная в переносном значении (полетело в грязь бревно). (Метафоричность – одно из свойств художественной речи.)

Слайд 14

б) Эмоционально-экспрессивная сторона речи. В нашем тексте используются экспрессивная лексика (плюхнулся, полетело бревно в грязь) и экспрессивный синтаксис: сложносочиненные предложения со значением «действие и его результат»

Слайд 15

(Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина) ; неполные предложения (...и по пояс в воде; ср.: и мы оказались по пояс в воде) ; безглагольные предложения с частицами (Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег) .

Слайд 17

4. По заголовку предположите, к какому стилю относится текст: «Синтаксис и пунктуация», анкета, «Морфологический разбор глагола», заявление о приеме на работу, письмо-уведомление, «Песня про купца Калашникова», резюме.

Слайд 18

5. Творческое задание. За 10 минут составить текст по одной теме, но в разных стилях (по рядам). Например, по теме «Осень». V. Подведение итогов. – Назовите характерные черты каждого стиля речи.

Слайд 19

Рефлексия учащихся Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

Слайд 20

& Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле . По дороге домой понаблюдайте за осенней природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Стили речи.

План  урокаПредмет:    Русский язык...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

презентация по русскому языку Стили русского языка

презентация по русскому языку Стили русского языка...

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»

хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...