Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку , рабочие программы по элективным  курсам , материал для итогового сочинения  , конспект урока литературы в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Настоящая  рабочая программа по элективным курсам в 11 классе составлена в соответствии с :

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273 – ФЗ

 -Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г., № 1089

-Примерными программами основного общего образования. Русский язык. – Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства Образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по ученым предметам федерального базисного плана»

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ЧОУ СШ № 23   «Менеджер»

 -Учебным планом ЧОУ СШ № 23  «Менеджер» 2016 – 2018 учебный год

-Календарным учебным графиком на 2017 – 2018 учебный год ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»

-Положением о рабочей программе педагога ЧОУ СШ № 23 «Менеджер».

Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.

Особенностью курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии,  пунктуации и стилистики.

Цели   курса- подготовить   учащихся к успешной сдаче ЕГЭ ;развивать   познавательную   деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием.

Задачи курса:

-        обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9
классов   согласно новым   требованиям экзаменационных тестов
;скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;

-        выработать   навыки   объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;

целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;

формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;

Ученики должны иметь представление

-        о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

-        сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

-        содержание заданий ЕГЭ;

уметь

-        применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; понимать и интерпретировать текст;

создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

-        проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

-        проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;

-        использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,

-        создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста; формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста; формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста.

Содержание программы элективного курса.

Введение - 1 час.

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией     ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к итоговому сочинению – 18 часов.

Знакомство с  тематическими направлениями итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

Тема и  исходный тезис сочинения. Литературная аргументация темы и тезиса. Логика литературной аргументации.

Тематическое направление  «Время». Тематическое направление «Дом». Тематическое направление «Любовь», Тематическое направление «Путь». Тематическое направление «Год литературы в России».

Подготовка к заданиям 1-24 (25 часов).

Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)

Языковые нормы

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы. (Задания 5, 22)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)

Синтаксис.. Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Художественно- выразительные средства

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Тропы. Фразеологические обороты (Задания  24)

Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 – 19)

Подготовка к сочинению уровня   С ( 10 часов)

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.   Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ (10 часов) Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

 Список учебно-методического и материально- технического обеспечения .

1.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.

3.Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2016. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).

4.Единый государственный экзамен 2016 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2016.

5.ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.

6.Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2016.

7.Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2015: учебное пособие.- Ростов –на – Дону: Легион,2015

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

ФИПИ. Открытый банк заданий.

http://www.ctege.info

http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)

и другие.



            Календарно- тематическое планирование.

Название раздела и темы занятия

Дата по плану

Дата фактически

Количество часов

Уроки

Контрольные работы, сочинения

Требования к уровню подготовки.

Введение.

1

1

1

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией     ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

04.09

1

1

Знать: ДВ ЕГЭ.

Уметь: заполнять бланки.

Подготовка к итоговому сочинению

18

9

9

2

Знакомство с  тематическими направлениями итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Критерии оценивания.

04.09

1

1

Знать направления итогового сочинения,  его структуру, особенности формулировок тем, критерии оценивания итогового сочинения.

3

Знакомство с тематическими направлениями  итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Критерии оценивания.

11.09

1

1

4

Тема и  исходный тезис сочинения.

11.09

1

1

Знать понятия «тема» и «проблема» текста.

Уметь рассуждать по теме, выбрать путь ее

раскрытия: отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над предложенной проблемой, строить высказывание на

основе связанных с темой тезисов.

 5

Тема и  исходный тезис сочинения.

17.09

1

1

6

Литературная аргументация темы и тезиса.

17.09

1

1

Знать литературный материал, необходимый для аргументации.

Уметь использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением

малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

7

Литературная аргументация темы и тезиса.

24.09

1

1

8

Логика литературной аргументации..

24.09

1

1

Уметь логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, аргументировать высказанные мысли, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

9

Логика литературной аргументации.

01.10

1

1

10

 Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Верность и  измена».

01.10

1

1

Знать критерии проверки и оценки выпускного сочинения. Уметь  соблюдать нормы построения текста, правильно излагать мысли в письменной форме, аргументировать , используя литературный материал, соблюдать в практике письма нормы орфографии и пунктуации, редактировать текст.

11

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Верность и измена».

08.10

1

1

12

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Равнодушие и отзывчивость».

08.10

1

1

13

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Равнодушие и отзывчивость».

15.10

1

1

14

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Цель и средства »

15.10

1

1

15

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  ««Цель и средства»

22.10

1

1

16

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению   «Смелость и трусость».

22.10

1

1

17

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению  «Смелость и трусость».

29.10

1

1

18

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению «Человек и общество».

29.10

1

1

19

Урок – практикум. Сочинение  по тематическому направлению «Человек и общество».

12.11

1

1

Подготовка к заданиям 1-24 .

25

25

Текст.

3

3

20

Понимание текста. Задания 1-3, 20

12.11

1

1

Определять главную и второстепенную информацию в тексте.  

21

Способы и средства связи предложений в тексте. Задание 21

19.11

1

1

Знать средства связи предложений в тексте. Определять их. Выполнять задание 21, применяя алгоритм выполнения .

,22

Стили и типы речи. (Задание  23)

19.11

1

1

Знать стили и типы речи. Признаки типов речи. Особенности формулировки заданий.

Языковые нормы

5

5

23

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)

26.11

1

1

Знать закономерности постановки ударения.

Уметь применять правила при выполнении заданий, пользоваться орфоэпическим словарем.

24

Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы.

26.11

1

1

Знать понятие «паронимы». Уметь отличать паронимы, правильно их  употреблять в соответствии с точным лексическим значением.

25

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)

03.12

1

1

Знать правила образования падежных форм имен существительных, числительных, местоимений, форм сравнительной степени прилагательных и наречий, форм глагола.

Уметь применять правила при выполнении тестовых заданий.

26

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

03.12

1

1

Знать нормы согласования подлежащего и сказуемого, случаи синонимичной замены. Уметь  применять

27

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание 7)

10.12

1

1

Художественно- выразительные средства

3

3

28

Художественно- выразительные средства . Стилистические фигуры. (Задание 24)

10.12

1

1

Знать тропы и синтаксические средства художественной выразительности.

Уметь распознавать тропы и синтаксические средства художественной выразительности.

 в тексте.

29

Урок- практикум. Выполнение заданий 24

17.12

1

1

30

Урок- практикум. Выполнение заданий 24

17.12

1

1

Орфография

7

7

31

Урок- практикум. Выполнение заданий 8

24.12

1

1

Знать правила написания орфограмм в корне слова.

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

32

Урок- практикум. Выполнение заданий 9

24.12

1

1

Знать правила написания орфограмм в приставках .

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

33

Урок- практикум. Выполнение заданий 10

11.01

1

1

Знать правила написания орфограмм в  суффиксах разных частей речи , кроме одной и двух н.

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

34

Урок- практикум. Выполнение заданий 11

11.01

1

1

Знать правила написания орфограмм в суффиксах причастий и личных окончаниях глаголов.

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

35

Урок- практикум. Выполнение заданий 12

18.01

1

1

Знать правила  слитного и раздельного написания не с разными частями  речи.

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

36

Урок- практикум. Выполнение заданий 13

18.01

1

1

Знать условия  слитного, дефисного раздельного написания слов разных частей речи .

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

37

Урок- практикум. Выполнение заданий 14

25.01

1

1

Знать правила написания орфограммы одна т две н в словах разных частей речи.

Уметь  применять правила при решении тестовых задач.

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

7

7

38

Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами. (Задание 15)

25.01

1

1

Знать признаки однородных членов, опознавательные признаки пунктограммы постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь применять правила при выполнении  тестовых заданий.

39

Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. (Задание 15)

02.02

1

1

Знать отличие СПП от простого предложения с однородными членами.

Уметь применять правила при выполнении  тестовых заданий

40

Знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами ( определениями, дополнениями, обстоятельствами, приложениями, уточняющими членами). Задание 16

02.02

1

1

Знать признаки обособленных членов предложения, выделительную функцию знаков препинания.

Уметь применять правила при выполнении практических заданий.

41

Знаки препинания в простом предложении со словами и  конструкциями, грамматически не связанными с предложением.

Задание 17.

09.02

1

1

Знать  признаки вводных слов и вводных конструкций,  обращений ,выделительную функцию знаков препинания при вводных словах и вводных конструкциях.

Уметь находить смысловые отрезки- вводные слова, обращения  применять на практике правила постановки знаков препинания.

42

Знаки препинания в СПП (Задание 18)

09.02

1

1

Знать признаки СПП,  разделительную и выделительную функции   знаков препинания в  СПП.

Уметь находить смысловые отрезки , части сложных предложений, уметь расставлять знаки препинания.

43

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.(Задание 19)

16.02

1

1

Знать признаки сложного предложения с разными видами связи,  разделительную и выделительную функции   знаков препинания в  СПП.

Уметь находить смысловые отрезки , части сложных предложений, уметь расставлять знаки препинания.

44

Обобщение темы «Пунктуация. Пунктуационные нормы»

16.02

1

1

Знать пунктуационные нормы.

Уметь применять  правила пунктуации при выполнении тесовых заданий

Подготовка к сочинению. Часть 2 (Задание 25)

10

5

5

45

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

22.02

Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста.

46

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

22.02

Знать: комментарий, виды комментариев.

Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме

47

Выявление и формулировка авторской позиции.

13.03

Знать: авторская позиция.

Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию.

48

Способы аргументации собственного мнения.

13.03

Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение.

49

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

20.03

Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения.

50

  Практикум по написанию сочинения.

20.03

1

1

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

51

27.03

1

1

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

52

27.03

1

1

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

53

04.04

1

1

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

54

04.04

1

1

Уметь: писать сочинение по данному тексту.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

10

10

55

Практикум. Выполнение тестовых заданий, заданий части 2

11.04

1

1

Уметь применять знания при выполнении части 1,2 заданий ЕГЭ.

56

11.04

1

1

57

18.04

1

1

58

18.04

1

1

59

25.04

1

1

60

25.04

1

1

61

16.05

1

1

62

16.05

1

1

63

23.05

1

1

64

23.05

1

1

Итого

64

59

5




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Настоящая  рабочая программа по элективным курсам в 10 классе составлена в соответствии с :

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273 – ФЗ

 -Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г., № 1089

-Примерными программами основного общего образования. Русский язык. – Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства Образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по ученым предметам федерального базисного плана»

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования Негосударственного образовательного учреждения ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»

 -Учебным планом ЧОУ СШ № 23  «Менеджер» 2017 – 2019 учебный год

-Календарным учебным графиком на 2017– 2018 учебный год ЧОУ СШ № 23  «Менеджер»

-Положением о рабочей программе педагога ЧОУ СШ № 23  «Менеджер».

         Общая характеристика учебного предмета

     Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

     Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели изучения  курса «Русский язык» на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования:

* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

* обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;

* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информативный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Цель  элективного курса в 10 классе – углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно- речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи :

  • закрепить основные нормы русского литературного языка;
  • Создать прочную базу орфографических навыков;
  • Совершенствовать общеучебные умения : обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  •  Продолжить обучению анализу текста, его интерпретации;
  • Формировать языковые и лингвистические компетенции;
  • Формировать умение создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Развивать ассоциативное мышление обучающихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста)
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся : упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, ресурсы интернета), решение заданий ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме.

Место элективного курса в учебном плане.

 Согласно учебному плану  школы курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме устного зачета.

Содержание курса

Орфография (30 часов)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание о/ё после шипящих. Трудные случаи написания окончаний. Правописание суффиксов всех частей речи. Правописание Ъ и Ь.  Правописание служебных частей речи. Слитное , раздельное, дефисное написание слов. Трудные случаи написания не и ни.

Практическая часть  (5 часов)



Календарно- тематическое планирование.

Название раздела и темы занятия

Дата по плану

Дата фактически

Количество часов

Требования к уровню подготовки.

Деятельность ученика

Орфография

1

Место русского языка в современном мире

11.01

Знать о роли русского языка в международном общении, уметь выделять главное,  писать план, тезисы, конспект статьи

Работать с источниками , составлять план, тезис, конспект статьи.

2

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии

11.01

Знать систему самостоятельных частей речи в русском языке, основные словообразующие и формообразующие элементы русского языка. Уметь определять морфемы,  части речи.

Различать самостоятельные и служебные части речи, делать словообразовательный разбор, работать со словообразовательным словарем. Употреблять самостоятельные и служебные части речи в разговорной речи.

3

Правописание гласных в корнях слова

18.01

Знать основные орфографические правила, различать корни , поверяемые ударением, корни с чередованием гласных.

Определять части слова, понимать  новые слова путем осознания состава слова, пользоваться толковым и орфографическим словарем.

4

Правописание гласных в корнях слова

18.01

5

Правописание согласных в корнях слова

25.01

Знать о правописании согласных звонких, глухих, непроизносимых. Уметь подбирать проверочные слова, употреблять слова в прямом и переносном значении.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

6

Правописание согласных в корнях слова. Удвоение согласных

25.01

Знать о причинах возникновения удвоения согласных, удвоение в заимствованных словах.

7

Правописание  приставок

01.02

Знать о слитном и дефисном написании приставок, правописание неизменяемых приставок, значение приставок при- и пре-, приставок на буквы з/с

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

8

Правописание  приставок

01.02

9

Правописание на стыке корня и приставки.

08.02

Знать  условия выбор букв  и/ы после приставок.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

10

Употребление  твердого и мягкого знака

08.02

Знать условия выбора Ъ и Ь . Совершенствовать навык написания  Ъ после приставок.

11

Правописание суффиксов  существительных

15.02

Знать суффиксы, вызывающие затруднения в правописании и условия их выбора. Отработать навык проверки суффиксов.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

12

Правописание суффиксов прилагательных , наречий

15.02

13

Правописание суффиксов глаголов, причастий , деепричастий

22.02

Знать единый способ образования глагольных форм прошедшего времени от инфинитива, зависимость гласной в суффиксах причастий наст. Времени от спряжения глагола, выбор гласных а,/я в суффиксах причастий прошедшего времени.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

14

Правописание суффиксов глаголов, причастий , деепричастий

22.02

15

Совершенствование навыков образования и произношения , правописания существительных, прилагательных, глаголов.

01.03

Уметь согласовывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Знать трудные случаи согласования подлежащего со сказуемым.

Выполнять задания на совершенствование навыков образования и произношения , правописания существительных, прилагательных, глаголов.

16

Правописание одной и двух  в суффиксах разных частей речи

1.03

Знать  условия выбора одной или двух н в суффиксах прилагательных, причастий, образованных о  них имен существительных, наречий. Уметь определять морфемный состав  слова и морфологическую принадлежность слова  для правильного написания.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

17

Правописание одной и двух  в суффиксах разных частей речи

15.03

18

Правописание одной и двух  в суффиксах разных частей речи

15.03

19

Правописание одной и двух  в суффиксах разных частей речи

22.03

20

Употребление разделительных ъ и ь

22.03

Знать об употреблении мягкого знака, различение разделительной роли и обозначения мягкости согласных на письме. Уметь правильно произносить слова с твердым и мягким знаком.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями

21

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи

 ( глагол, деепричастие, причастие)

29.03

Знать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Уметь применять  правила при выполнении заданий.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями.

22

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи ( существительное, прилагательное, наречие, местоимение)

29.03

23

Различение частиц не и ни

5.04

Различать  частицы не и ни , приставки не ни , определять роль не и ни как приставки или частицы.

Работать с тестами по орфографии, выполнение письменных работ различного характера, исправлять искаженный текст, работать со словарями.

24

Различение частиц не и ни

5.04

25

Правописание союзов

12.04

Уметь отличать союзы от местоимений с частицами , наречий ч частицами, наречий и предлогов.

26

Правописание союзов

12.04

27

Правописание предлогов

19.04

Знать о дефисном написании предлогов, о неморфологическом способе образования предлогов, слитное и раздельное написание производных  предлогов. Уметь отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

28

Правописание предлогов

19.04

29

Правописание сложных слов

26.04

Знать правила образования и написания сложных слов , где первая часть имя числительное, сложные слова : наречие и существительное, единиц измерения,  сложных прилагательных, слов с компонентом пол, полу, слов- терминов.

30

Правописание сложных слов

26.04

31

Орфографический практикум выполнение заданий ЕГЭ (8-14)

10.05

Уметь применять теоретические знания при выполнении заданий на закрепление правописных умений и навыков

Выполнять задания в формате ЕГЭ, проводить самопроверку, исправлять ошибки, совершенствовать  орфографические навыки, Обобщать ,  систематизировать изученные правила.

32

Орфографический практикум выполнение заданий ЕГЭ (8-14)17

10.05

33

Орфографический практикум выполнение заданий ЕГЭ (8-14)

17.05

34

Орфографический практикум выполнение заданий ЕГЭ (8-14)

17.05

35

 Урок контроля.  Устный зачет  по курсу 10 класса

24.05


Список учебно-методического и материально- технического обеспечения .

1.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.

3.Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2016. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).

4.Единый государственный экзамен 2016 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2016.

5.ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.

6.Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2016.

7.Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2015: учебное пособие.- Ростов –на – Дону: Легион,2015

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

ФИПИ. Открытый банк заданий.

http://www.ctege.info

http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)

и другие.




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Настоящая  рабочая программа по элективным курсам в 11 классе составлена в соответствии с :

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

 –Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г., № 1089

-Примерными программами основного общего образования. Русский язык. – Письмо департамента государственной политики в образовании Министерства Образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по ученым предметам федерального базисного плана»

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Программой по русскому языку для 10-11  класса, допущенной Министерством образования и науки РФ (авторы - Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И. Чиндилова О.В.  и являющейся составной частью Образовательной программы   «Школа – 2100» под научной редакцией академика РАО А.А.Лентьева.

- Основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ЧОУ СШ № 23  «Менеджер»

 -Учебным планом ЧОУ СШ № 23  «Менеджер» на  2016 – 2018 учебный год,

  • - Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ЧОУ СШ № 23 «Менеджер».

.

         Общая характеристика учебного предмета

     Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

     Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       Цели изучения  курса «Русский язык» на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования:

* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

* обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;

* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информативный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Цель  элективного курса  в 11 классе – расширить представление о  стилистических возможностях языка , об особенностях употребления в речи простых и сложных предложений.

Исходя из целей, ставятся следующие задачи курса:

-  углубить  знания о синтаксических синонимах, их смысловых и стилистических возможностях;

- формировать умения различать уместное и неуместное употребление синтаксических синонимов в устной и письменной речи;

- совершенствовать умение по анализу и оцениванию своей и чужой речи с точки зрения использования смысловых и стилистических возможностей синонимичных синтаксических конструкций;

-  использовать в речи знания о  нормах употребления синтаксических синонимов для совершенствования своей устной и письменной речи;

-совершенствовать пунктуационные умения.

Элективный курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса русского языка.

Данный курс является логическим продолжением элективного курса «Стилистика текста. Морфология и стилистика» (10 класс). Особое внимание на занятиях данного элективного курса уделяется анализу текста с использованием синтаксических синонимов, определению семантического единства и грамматического различия, уместности синтаксических вариантов, правильному употреблению синтаксических норм. Практические занятия направлены на всестороннюю работу с текстами: анализ художественных произведений, критических материалов, конспектирование, реферирование. Главное в анализе текстов – смысловая и стилистическая роль синтаксических синонимов.

Значительное внимание уделяется речевой деятельности обучающихся на уроках и речевых практикумах. Это предполагает совершенствование умений всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Дальнейшее усвоение приемов просмотрового, ознакомительного, изучающего, усваивающего чтения. Анализ и оценка собственной и чужой речи (устной и письменной) с точки зрения использования смысловых и стилистических возможностей слов разных частей речи. Комплексный анализ текстов.

В ходе изучения тем по синтаксической стилистике ведется работа по совершенствованию пунктуационных навыков.

 В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

- изучение теоретических сведений;

- работа с лекционным материалом;

- конспектирование материала;

-анализ предложений  по темам;

- анализ текста.

Место элективного курса в учебном плане.

 Согласно учебному плану  школы курс рассчитан на 34 часа .  Из них 2 часа отводится на итоговую контрольную работу. График проведения контрольной работы (приложение№1) и контрольно- измерительные материалы (приложение №2)  прилагаются .


Содержание программы элективного курса «Стилистика текста. Синтаксическая стилистика» (34 ч)

I.Введение (2 ч)

Стилистика как раздел науки о языке.

Синтаксическая стилистика: понятие, предмет и задачи.

II. Стилистика простого предложения (18 ч)

1.Стилистика простого двусоставного предложения (11ч)

Сказуемое. Типы сказуемого.

Синонимия форм сказуемого.

Особенности употребления сказуемых осложненной формы, выраженных глагольно-именными сочетаниями, форм простого глагольного сказуемого.

Согласование сказуемого с подлежащим. Выраженным количественным сочетанием, собирательным существительным.

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении. Инверсия как стилистическая фигура экспрессивности речи.

Стилистические возможности однородных членов предложения. Изобразительно-динамическая функция. Юмористическая функция.

2. Стилистические возможности односоставных и неполных предложений (7 ч)

Односоставные предложения. Классификация односоставных предложений.

Неполные предложения.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Синонимия полных и неполных предложений.

III.Стилистика сложного предложения (10 ч)

1.Синонимия простых и сложных предложений (6 ч)

Синонимия простых предложений, осложненных обособленным причастным оборотом, и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Синонимия простых предложений, осложненных обособленным деепричастным оборотом, и сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

Семантическое единство и грамматические различия, особенности функционирования в текстах описательного характера

2. Синонимия сложных предложений (4 ч).

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений.

Семантическое единство и грамматические различия.

Особенности функционирования в текстах разного характера.

IV. Обобщение (4 ч)

Речевая деятельность

Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видов изложения. Функциональные стили речи и типы текстов.

Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования, объяснять выбор знаков препинания.

Итоговая проверочная работа (2 ч)




Календарно- тематическое планирование.

Название раздела и темы занятия

Дата по плану

Дата фактически

Количество часов

Уроки

Контрольные работы

Требования к уровню подготовки.

Деятельность ученика

Введение

2

2

1

Синтаксическая стилистика: понятие, предмет и задачи.

13/.01

1

1

Знать понятие, предмет и задачи синтаксической стилистики.

Уметь владеть приемами изучающего чтения, составлять конспект учебной лекции.        

 Работать с текстами, составлять конспект.

Обобщать материал, создавать устное высказывание.

2

Выявление уровня готовности к изучению курса.

13.01

1

1

Знать  приемы изучающего чтения.

Уметь  владеть приемами изучающего чтения, находить синтаксические средства выражения мыслей и чувств автора, подбирать возможные синтаксические синонимы к данным конструкциям.

Анализировать текст, выделять в нем ключевые слова, ставить вопросы к тексту, прогнозировать содержание.

Формулировать выводы.

Стилистика простого предложения.

18

18

Стилистика простого двусоставного предложения.

11

11

3

Сказуемое. Типы сказуемых.

20.01

1

1

Знать характеристику сказуемого как главного члена предложения, типы сказуемых, способы выражения.

Уметь находить сказуемое, определять типы и способ выражения.

 Наблюдать над языковым материалом.

Преобразовывать текстовую информацию из одной формы  в таблицу.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

Формулировать выводы.

4

Синонимия форм сказуемого.

20.01

1

1

Знать синонимичные формы сказуемых, выраженные глагольно-именными сочетаниями, и простое глагольное сказуемое.

Уметь находить синонимичные формы сказуемых, определять их роль в тексте.        

Наблюдать над языковым материалом, определять характерные признаки языковых явлений.

Обобщать материал.

Выполнять практические задания.

Формулировать выводы.

5

Особенности употребления синонимичных форм сказуемых.

27.01

1

1

Знать об уместности употребления синонимичных форм сказуемых в текстах соответствующего стиля и типа речи.

Уметь употреблять синонимичные формы сказуемых в текстах соответствующего стиля и типы речи.        

 Анализировать тексты,выполнять творческие задания.

Составлять собственные тексты, оценивать и редактировать их в соответствии с языковой задачей.

6

Согласование сказуемого с подлежащим.

27.01

1

1

        Знать особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественным сочетанием и собирательным существительным.

Уметь соблюдать нормы согласования сказуемого с подлежащим.        

Анализировать языковой материал.

Преобразовывать информацию в виде таблицы в текст.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

Решать компетентностные задачи.

Формулировать выводы.

7

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении.

03.02

1

1

Знать понятия «прямой» и «обратный» порядок слов в словосочетании в простом предложении, стилистические особенности обратного порядка слов.

Уметь определять порядок слов в предложении, определять стилистическую и экспрессивную роль обратного порядка слов.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы.

Сопоставлять свои выводы с материалом учебника.

Выполнять практические задания.

8

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении

10.02

1

1

Знать понятие «инверсия» как  стилистической фигуры.

Уметь находить инверсию и определять стилистическую роль в предложении.

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания.

9

Стилистические возможности однородных членов предложения.

10.02

1

1

Знать признаки однородных членов предложения, их стилистические функции, понятия логической и художественной однородности.

Уметь определять стилистические функции однородных членов предложения.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы.

Сопоставлять свои выводы с материалом учебника.

Преобразовывать  текстовую информацию в таблицу.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания.

10

Стилистические возможности однородных членов предложения.

17.02

1

1

11

Речевой практикум № 1

Комплексный анализ текста

17.02

1

1

Знать  алгоритм комплексного анализа текста.

Уметь выполнять комплексный анализ текста: определять тему, тип речи и стиль текста, видеть стилистические особенности изученных синтаксических явлений, объяснять уместность их использования в тексте, видеть особенности авторского синтаксиса, объяснять выбор знаков препинания.        

Выполнять задания по комплексному анализу текста.

Оценивать свои результаты.

12

Речевой практикум № 1

Комплексный анализ текста

24.02

1

1

Стилистические возможности односоставных и неполных предложений

7

7

13

Односоставные предложения.

Классификация односоставных предложений.

24.02

1

1

Знать характеристику односоставных предложений. классификацию, особенности каждого типа.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, определять типы односоставных предложений.        

Систематизировать и обобщать материал, преобразуя текстовую информацию в таблицу и схему.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания.

14

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

09.03

1

1

Знать  понятие «синонимия односоставных и двусоставных предложений», стилистические особенности употребления синонимичных двусоставных и односоставных предложений.

Уметь определять уместность употребления синонимичных двусоставных и односоставных предложений, определять роль односоставных предложений в тексте.        

Анализировать тексты.

Сопоставлять тексты на основе стилистической роли анализируемых синтаксических явлений.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания.

15

Неполные предложения

09.03

1

1

Знать характеристику неполных предложений.

Уметь различать полные и неполные предложения, неполные и односоставные предложения.        

Систематизировать и обобщать материал, преобразуя текстовую информацию в таблицу и схему.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания.

16

Синонимия полных и неполных предложений.        

16.03

1

1

Знать понятие «синонимия полных и неполных предложений».

Уметь определять уместность употребления неполных предложений в соответствии с жанром, стилем и типом речи текста.        

.

Анализировать тексты.

Приводить примеры.

Выполнять практические задания

17

Речевой практикум № 2

Комплексный анализ текста

23.03

1

1

Знать  алгоритм комплексного анализа текста.

Уметь выполнять комплексный анализ текста: определять тему, тип речи и стиль текста, видеть стилистические особенности изученных синтаксических явлений, объяснять уместность их использования в тексте, видеть особенности авторского синтаксиса, объяснять выбор знаков препинания.        

Выполнять задания по комплексному анализу текста.

Оценивать свои результаты.

18

Речевой практикум № 2

Комплексный анализ текста

23.03

1

1

Стилистика сложного предложения.

10

8

2

Синонимия простых и сложных предложений.        

6

6

19

Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота.

30.03

1

1

Знать характеристику СПП с придаточным определительным, условия обособления причастного оборота, случаи синонимичной замены данных синтаксических конструкций, смысловые и стилистические различия данных синтаксических синонимов.

Уметь производить синонимичную замену, определять уместность использования данных синтаксических конструкций.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы.

Преобразовывать информацию в виде таблицы в текст, составлять схемы.

Анализировать тексты.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

20

Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота.

30.03

1

1

21

Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных.

06.04

1

1

Знать характеристику СПП с обстоятельственными придаточными времени, причины, цели,условия, уступки, условия обособления деепричастного оборота, случаи синонимичной замены данных синтаксических конструкций, смысловые и стилистические различия данных синтаксических синонимов.

Уметь производить синонимичную замену, определять уместность

использования данных синтаксических конструкций.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, формулировать выводы.

Преобразовывать информацию в виде таблицы в текст, составлять схемы.

Анализировать тексты.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

22

Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных.

06.04

1

1

23

Рр. Речевой практикум №3.

Комплексный анализ текста.

13.04

1

1

Знать  алгоритм комплексного анализа текста.

Уметь выполнять комплексный анализ текста: определять тему,  авторскую идею, жанр, тип речи и стиль, соотносить их,  указывать особенности  стиля речи в данном тексте, видеть особенности авторского синтаксиса, объяснять выбор знаков препинания.        

Выполнять задания по комплексному анализу текста.

Оценивать свои результаты.

24

Рр. Речевой практикум №3.

Комплексный анализ текста.

13.04

1

1

Синонимия сложных предложений

4

4

25

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

20.04

1

1

Знать способы выражения временных, причинно-следственных, сопоставительно-уступительных,. условных, присоединительных в ССП и СПП, смысловые и стилистические различия.

Уметь производить синонимичную замену, определять уместность использования данных синтаксических конструкций.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, сравнивать предложения, формулировать выводы.

Сопоставлять свои выводы с материалом учебника.

Анализировать тексты.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

26

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

20.04

1

1

27

Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений.

27.04

1

1

Знать понятия « значения одновременности, последовательности, противопоставления действий,» «различные виды придаточных», «синонимичные конструкции и сферу их употребления», « выразительность».

Уметь производить синонимичную замену, определять уместность использования данных синтаксических конструкций.        

Наблюдать над языковым материалом, анализировать, сравнивать предложения, формулировать выводы.

Сопоставлять свои выводы с материалом учебника.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблица - текст).

Анализировать тексты.

Приводить примеры.

Выполнять практические и творческие задания.

28

Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений.

27.04

1

1

Обобщение

4

4

29

Итоговая проверочная работа. Комплексный анализ текста.

12.05

1

1

Знать теоретический материал о синтаксических синонимах.

Уметь читать и понимать текст,

самостоятельно составлять задания по комплексному анализу текста.        

Применять приемы ознакомительного и изучающего чтения текста.

Самостоятельно формулировать задания

по комплексному анализу текста.

Выполнять составленные задания.

Оценивать свои результаты .

30

Итоговая проверочная работа. Комплексный анализ текста.

12.05

1

1

31

32

Обобщение по курсу «Стилистика текста. Синтаксическая стилистика».

19.05

19.05

1

1

Знать основные понятия курса.

Уметь определять стилистические возможности изученных синтаксических конструкций.        

Выполнять практические задания.

Анализировать материал.

Формулировать выводы.

33

34

Обобщение по курсу «Стилистика текста. Синтаксическая стилистика».

23.05

23.05

1

1

Итого

34

32

2




Требования к уровню знаний и умений обучающихся

В процессе обучения ученики должны знать:

- особенности стилистики как раздела лингвистики;

- стилистические возможности простых и сложных предложений;

- синтаксические синонимы, понимать их смысловые и стилистические особенности;

- синтаксические нормы.

В процессе обучения ученики должны уметь:

- узнавать синтаксические синонимы разных в тексте;

-выявлять их смысловые и стилистические возможности;

-различать уместное и неуместное употребление в устной и письменной речи синтаксических синонимов;

-анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования смысловых и стилистических возможностей синтаксических синонимов;

- применять на практике знание норм употребления синтаксических синонимов;

- составлять тексты разных типов и разных стилей с использованием синтаксических синонимов.



Учебно-методическое и материально- техническое  обеспечение

I. Учебники.

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11-й класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М.: Баласс, 2011.

II. Методические и дидактические пособия.

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1977.

III.Словари-справочники.

1.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.

2. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1978.

3. Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М.: Русский язык, 1981.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2002.

IV.Информационно-образовательные ресурсы в Интернете.

1.www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

2. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

3. www.rubrikon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

4.www.slovari.ru Электронные словари.

5. www.megabook.ru Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий».

6.http.//www.stilistika.by.ru/50.shtm

7. http://pda.coolreferat.com


                                                                                                                                       Приложение №1

                                                                                                                               к рабочей программе

                                                                                                              по элективному курсу в 11 классе

График контрольной работы.

Тема контрольной работы

Примерная дата

1

Итоговая контрольная  работа




Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Тема урока «Если не вглядываться в человеческие лица….»  .

Цель урока:  образовательные: проанализировать повесть Алексина, разобраться в причинах трагедии  в семье главной героини;

развивающие :  отработать на уроке навык групповой работы,  способствовать формированию коммуникативных УУД в ходе групповой работы;

воспитательные цели: способствовать воспитанию нравственных ценностей, научить на примере повести строить правильные взаимоотношения со сверстниками, правильно вести себя в коллективе, уметь правильно формировать мнение о человеке, выяснить из чего оно складывается.  

Оборудование : презентация  к уроку.

Ход урока.

  1. Мотивация.

- Что мы изучали на прошлом уроке? ( повесть Железникова «Чучело»).

- О чем повесть Железникова ?

- К какому выводу мы пришли?

- Интересно ли было читать повесть? Почему?

Сегодня мы продолжим разговор о взаимоотношениях  личности и классного коллектива. Я думаю, что это произведение поможет вам узнать больше  о характере подростков, о взаимоотношениях друг с другом, особенно в классе, также повесть поднимает множество нравственных проблем. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”. Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина.

Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

  1. Чтение стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» .
  2. Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль стихотворения.
  3. (Поэт говорит, что лица бывают разными: красивыми, безобразными, холодными, “есть лица-подобья ликующих песен”. Это добрые, живые лица. Ключевыми можно назвать последние четыре строки стихотворения.)

        Чтение  дневниковой записи Алексея .

Обсуждение:

Какие вопросы поднимает Алексей в своих дневниках?

Постановка проблемы.

-  О чем мы будем говорить сегодня на уроке ( о том, можно ли доверять внешнему впечатлению о человеке или постороннему мнению о нем.)

- какую проблему мы должны решить на уроке? ( к чему может привести, если мы будем доверять только первому впечатлению  или постороннему мнению о человеке )

-   назовем  тема урока «Если не вглядываться в человеческие лица….» .

Выдвижение гипотез.

  1. Можно ли по лицу человека судить о его характере, душевном состоянии?
  2. Можно ли доверять первому внешнему впечатлению о человеке?
  3. Рассмотрите иллюстрации . Что вы можете сказать об изображенных там людях? ( слайд !)

(В грубоватом лице юноши с портрета Ж.Б.Тьеполо можно увидеть мечтательность, наивность, простодушие, задумчивость. На некрасивом и худом лице матери можно прочесть грусть).

  1. Из чего складывается  ваше мнение о других?
  2. Насколько вы доверяете мнению других ?
  3. Нужно ли доискиваться до истинных причин поступков людей?
  4. Как об этом говорит Алексей?
  5. Дома вы прочитали повесть «Безумная Евдокия». Как вы думаете, как она поможет решить проблему урока и ответить на вопросы Алексея?
  6. Что нам нужно сделать  для этого? ( проанализировать содержание повести)
  7. На какие  моменты повести  вы обратили бы внимание?  ( мнение отца Оли до трагедии, истинное лицо героев, прозрение Олиного отца)

План анализа повести:

1. Каковы взгляды отца Оли на классного руководителя, Борю Антохина, Люсю до трагедии?

2. Какими были эти герои на самом деле?

3. Что понял  Олин отец в конце повести?

- Как вы поняли ее название?

(Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)

 - Кто является повествователем в произведении?

-Что стало предметом повествования?

- В какой раздел могла бы войти повесть?

(Повествователь - отец Оленьки. Предмет повествования: “Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь”. Он пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям. Повесть могла бы войти в раздел “Я и я”).

- Что мы знаем об отце и матери Оли?

(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)

-Отец Оли в начале повести мог вглядываться в чужие лица ?

Анализ повести. Работа в группах. ( в классе 3 группы). Каждая группа получила задание по плану анализа повести.

1 группа. Каковы взгляды отца Оли на классного руководителя до трагедии?

 Вопросы для  анализа. 1. Кого и почему винит Олин отец в исчезновении дочери?

  1. Как воспринимает внешность Евдокии Савельевны отец Оли? Как он относится к  ее внешности?  Найдите описание ее внешности?  Как он говорит  о ее походах в музей, о ее характере?.

( внешность Евдокии Савельевны  дается через восприятие двух человек : автора и отца Оли.  Автор показывает нам истинного труженика: она всегда окружена детьми, то он идет с ними в поход, то в кино , то на экскурсию. Олин отец иронизирует над всем этим, смеется. )

  1. Почему он к ней так относится? (Беда в том, что  родители Оли, слепо любя свою дочь, стали смотреть на классного руководителя глазами Оли, их дочь такая талантливая, умная, она иронизирует над товарищами, классным руководителем и этот  тон принимают и родители .)
  2. Какие поступки Евдокии  Савельевны возмущали Олиного отца? Найдите в тексте примеры. Какое прозвище ей было дано в семье Оли, кто его придумал?

(Их раздражает  то , что классная руководительница предпочитает Оле менее талантливых детей,  как будто не замечает ее одаренности, исключительности. Она любит каких – то бездарно рифмующих, лишенных самобытности, каких –то поваров, бухгалтеров. Их раздражают встречи с бывшими  учениками, на которых должны обязательно присутствовать все ученики класса. А Оля не может, она готовится к выставке. Евдокия Савельевна не устроила персональную выставку Олиных  работ, а решила, что должна быть выставка всех учеников, кто умел держать карандаш, а у  Оли взяла всего две работы .  )

 2 группа. Каковы взгляды отца Оли  на Борю Антохина, Люсю до трагедии?

  1. Какое мнение о Люсе  Катуниной  и Боре Антохине сложилось в Олиной семье?

- когда в семье Оли к Люсе относились хорошо?

- почему они считали Люсю двуличной, лицемерной, предательницей?

- почему Боря Антохин вызывает насмешки в Олиной семье?

-  как говорит сама Оля  о внешности Бори и о его внутренней красоте ( вспомните эпизод , когда отец Оли посоветовал ей нарисовать портрет Бори).

Для Олиных родителей Люся была хороша только до того момента, пока  Люся не обиделась на Олю. Она стала «опасным недругом», предателем. Родители  как всегда оправдывают дочь, встают на ее сторону, не разбираясь в ситуации.  Надя обвиняет Люсю в легкомыслии, Олин отец считает Люсю человеком, который «хочет идти в общем строю», относиться к Оле по «системе Евдокии Савельевны». Особенно оскорбляет его то, что Люся, став старостой , отчитала Олю за какое- то дежурство. К Боре в семье относятся насмешливо: «вырос Боря нам на горе». Он вызывает насмешки тем , что хочет привлечь Олю в коллективные дела».

Итоги  наблюдений записываются одним словом в виде таблицы :

Отношение  в семье Оли  к Евдокии Савельевне

 Как характеризуют в семье Оли Евдокию Савельевну

Отношение  в семье Оли  к Люсе, К Боре

 Как характеризуют в семье Оли Люсю, Борю

ирония, обида, раздражение

«безумная».

 К Люсе: обида, высокомерие

К Боре: насмешка, ирония

«предатель, недруг»

 нет внутренней красоты.

 Отношение к Евдокии Савельевне: ирония, обида, раздражение. Характеристика Евдокии Савельевны : «безумная». Отношение К Люсе : обида, высокомерие. Характеристика Люси: предатель, недруг . К Боре: насмешка, ирония. Характеристика: нет внутренней красоты.

Ко всем троим –снисходительность, как к слабым.  Они – виновники исчезновения Оли.

3 группа. Каковы взгляды отца Оли на собственную дочь до трагедии?

7.  Что можно сказать о характере Оли?

-  она талантлива? Докажите.

- как относились к ней родители?

- чем было вызвано такое отношение к собственной дочери?

- как характеризует Олю ее последний поступок ? ( уход из лагеря).

(Оленька была ребенком, доставшимся родителям очень дорогой ценой. В записке , присланной из роддома, Надиной рукой было написано:  «спасибо ей», с тех пор Оля стала центром семьи. Отец Оли напишет : « Она заслужила это право.» Чем же Оля заслужила? Своим талантом. Но к нему , к сожалению, больше ничего не прибавишь. Защищая дочь, смеясь вместе с ней над всеми, кто «не она», значит хуже, ниже ее, не прислушиваясь к мнению опытной учительницы, потакая во всем Оле, родители воспитали эгоистку, которая не думает об  ни об отце, матери, учительнице, одноклассниках, когда уходит ночью из лагеря. По- своему она любит маму, даже принесла ей цветы из «похода», но ей и в голову не приходит, как будут переживать ее исчезновение, не приходит ей и в голову поделиться  догадками с классом. Она одна должна победить!)

 Итоги наблюдений за Олей : талантливая , высокомерная, эгоистка.  ( на доске)

- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?

(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)

Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, 
но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (И.В.Гете)

 Евдокия Савельевна.

  1. Да, Оля была талантливая девочка. Но вспомните слова Евдокии Савельевны : «К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность…»
  2. Какова же была Евдокия Савельевна. Попробуем вглядеться внимательно, что мы увидим….
  3. Вопросы для обсуждения.

- Отец Оли и сама Оля  раздражались на то, что классный руководитель устраивала встречи с бывшими учениками. Для чего она это делала? Почему на эти встречи она приглашала не героев, а самых обычных людей?

- Почему она выделяла самых незаметных в классе ребят и хотела , «чтобы все были вместе и  с ней во главе»? (обратите внимание на слова Олиного отца в конце повести «Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров , поваров. Зачем? Наверное хотела объяснить нашей дочери  и ее одноклассникам, что , если они будут честными и порядочными , они тоже будут иметь право на внимание к себе . И на память.»)

- Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников? (Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек.)

 4. Что в поведении и характере  Оли настораживало Евдокию Савельевну?

 -Действительно ли причиной ее раздражения были Олины успехи или то, что Оля не такая , как все, по мнению отца Оли?

-   Почему она не захотела устраивать выставку Оли?

( Евдокию Савельевну раздражает ее высокомерное отношение к одноклассникам, ее эгоизм. Она видела только себя, свое величие. Забыла про Люсю, которая стояла у окон  художественной школы с папкой ее рисунков, не замечала любви Бори. «Жить только собой- это полбеды,- жестко произнесла она.- Гораздо страшнее , живя только собой , затрагивать походя и чужие судьбы… Ей было некогда вникнуть. Недосуг! »)

  1. В чем видела Евдокия Савельевна  свою главную задачу как педагога? (Воспитать в детях  талант человечности, научить их уважать чужой труд, учить радоваться успехам, пусть незначительным, своих  товарищей.- записать на доске)
  2. Почему Евдокия Савельевна не смогла перевоспитать Олю?
  3. Какие горькие истины открывает Евдокия Савельевна Олиному отцу о Люсе, Боре?

(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.)

Поменять слова в таблице о Боре и Люсе : умеют любить, быть преданными.

 Отношение к ним :  понимание причин  их поведения по отношению к Оле, сочувствие, сопереживание- записать в таблице. )

  1. Почему она это делает в тяжелую минуту?
  2. Можно ли назвать ее мстительной?( Евдокия Савельевна открывает глаза на сущность характера Оли. Евдокия Савельевна говорит отцу Оли : «Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится. Поверьте,  что это так!» Вспомните,  какая  мысль взволновала  Евдокию Савельевну  во время возвращения из больницы, почему она догнала Олю и пошла с ней рядом? ).
  3. Докажите , что Евдокия Савельевна  воспитала не одно поколение умных, добрых тактичных людей. ( Это не только Боря и Люся, это и Митя Калягин, вспомните его «обман»: он не рассказал, что его собственный сын звонил ночью родителям и предупредил, где он находится. Митя не хочет расстраивать Надю.)

Прозрение Олиного отца.

  1. К чему приходит Олин Отец в конце повести?  Как он говорит о  себе и Наде?

  1. Что разглядел в Евдокии Савельевне отец Оли?  

  1. Что чувствует теперь отец Оли ? Записать рядом с предыдущей таблицей . Отношение к классному руководителю:  уважение, вина перед ней. ( Поменять слова в таблице)

Отношение к дочери : родители Оленьки – наша главная примета, воспитали эгоистку, нужно искать иные пути  в воспитании дочери, также помочь ей  : ведь она тоже испытала сильное потрясение и горе.

Итоги урока.

- Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя,- сказал Гете. Заслуживает ли это имя Евдокия Савельевна? 

- к чему может привести неумение вглядываться в  чужие лица?

- Над чем заставила задуматься вас повесть? 

-

Подведение итогов работы в группах.

 д/з  «Уроки французского» - читать.

Использованная литература.

  1. А Алексин. “Безумная Евдокия”.
  2. Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева. “Путь к станции “Я”.
  3. Е.С Барова. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику “Путь к станции “Я”.

Раздаточный материал для работы в группах

1 группа. Каковы взгляды отца Оли на классного руководителя до трагедии?

 Вопросы для  анализа. 1. Кого и почему винит Олин отец в исчезновении дочери?

4.        Как воспринимает внешность Евдокии Савельевны отец Оли? Как он относится к  ее внешности?  Найдите описание ее внешности?  Как он говорит  о ее походах в музей, о ее характере?.

5.        Почему он к ней так относится?

6.        Какие поступки Евдокии  Савельевны возмущали Олиного отца? Найдите в тексте примеры. Какое прозвище ей было дано в семье Оли, кто его придумал?

7. Запишите итоги наблюдений в виде таблицы

Отношение  в семье Оли  к Евдокии Савельевне

 Как характеризуют в семье Оли Евдокию Савельевну

2 группа Каковы взгляды отца Оли  на Борю Антохина, Люсю до трагедии?

1.        Какое мнение о Люсе  Катуниной  и Боре Антохине сложилось в Олиной семье?

- когда в семье Оли к Люсе относились хорошо?

- почему они считали Люсю двуличной, лицемерной, предательницей?

- почему Боря Антохин вызывает насмешки в Олиной семье?

-  как говорит сама Оля  о внешности Бори и о его внутренней красоте ( вспомните эпизод , когда отец Оли посоветовал ей нарисовать портрет Бори).

.Запишите итоги наблюдений в виде таблицы

Отношение  в семье Оли  к Люсе, Боре

 Как характеризуют в семье Оли Люсю, Борю

3 группа. Каковы взгляды отца Оли на собственную дочь до трагедии?

7.  Что можно сказать о характере Оли?

-  она талантлива? Докажите.

- как относились к ней родители?

- чем было вызвано такое отношение к собственной дочери?

- как характеризует Олю ее последний поступок ? ( уход из лагеря).

Итоги наблюдений за Олей  запишите в виде определений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс

ГИА в 9 классе проверяет  умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...

Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку

Поянительная записка, календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для 11 класса ( формат 2015 г)

Рабочая программа по русскому языку соответствует демоверсии 2015 года и может быть полезна учителю русского языка, работающему в выпускных классах. Программа рассчитана на 34 часа (1 час внеделю)...

Рабочая программа по подготовки к ОГЭ по русском языку.

Эта программа поможет к короткие сроки спланировать свою деятельность по подготовки детей к сдаче ОГЭ...

Рабочая программа спецкурса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

спецкурс по русскому языку для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...