Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Тихонова Анна Анатольевна

Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего нашего языка. Экологическую катастрофу легче предотвратить, чем ликвидировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нецензурная лексика:

причины употребления и способы борьбы.

Объект исследования – нецензурная лексика учащихся восьмых классов школы № 555

Цель исследования – выявление причин употребления нецензурной лексики учащимися и поиск путей избавления от пагубной привычки.

Задачи исследования:

1)рассмотреть понятие «экология языка»;

2) выявление причин использования нецензурной лексики подростками;

3)изучение, сравнительный анализ отношение к мату старшеклассников на основе анкетирования;

4)обобщение и систематизация данных, формулирование выводов и предложения по заявленной теме;

5) Оформление результатов исследования в виде письменной работы и мультимедийной презентации.

Методы исследования:

- изучение литературы по проблеме, интернет-источников;

- анкетирование.

Обоснование.

 Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего современного русского языка. Экологическую катастрофу легче предупредить, чем ликвидировать. Борьба за чистоту языка – долг каждого.

Практическая значимость проекта.

Материалы данного проекта, включая проектные продукты – реферат, презентацию, можно использовать при изучении русского языка в школе, для проведения мероприятий недели русского языка и как основу для работы над новым расширенным проектом.

Литература.

1.Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. Курс (8-9 кл.): Кн. Для учащихся. М.: Просвящение.1992.

2.Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно

историческом освещении. Петрозаводск, 1997.

3.Скворцов Л. И.: «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире «Русский век» №3(17) март 2009.

4.Скворцов Л.И «Язык, культура и нравственность» Ж. «Русский язык в школе» №2, 1994.

5. Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1982.

Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы.

  1. Экология языка.
  2. Откуда появился мат.
  3. Причины употребления.
  4. Вред сквернословия.
  5. Ответственность за сквернословие.
  6. Исследование языка учащихся.
  7. Пути борьбы со сквернословием.

1. Термин "экология" обычно употребляется в естественнонаучном смысле: как наука о биосфере, о взаимодействии человека с природой, как с домом, в котором он живёт. Но, с конца 70-х годов ХХ века, в журнальной и газетной публицистике все чаще возникает проблема экологии культуры, и постепенно приобретает все более глубокое содержание, превращаясь в термин гуманитарной области знания.
     В настоящее время актуальным стал термин языковая экология или экология слова. Экология слова охватывает слой всех "некультурных" слов, противопоставляя его "культурному", тем самым выступая за "экологически чистый" русский язык без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д. Появилось даже понятие – "экология речевой среды", т.е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

Сегодня проблемы экологии волнуют всех и каждого. В первую очередь, речь идет о катастрофическом состоянии природной среды обитания человека, о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. В наши дни формируется новое направление – это экология культуры речи.
     Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие - непременное условие социального взаимодействия. Язык -
 среда обитания любого человеческого коллектива, данного народа и каждого человека.
     Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: «Экологию языка можно определить, как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением».

Культура   речи – это речь, соответствующая   нормам литературного языка, уместная в той или иной ситуации. Культура речи предполагает, что люди обращают внимание на то, как они говорят. Пренебрежение к культуре речи, утрата контроля за своей речью у многих людей самых разных социальных и профессиональных групп и есть кризис культуры речи.

Всякое   отклонение от литературной речевой   нормы препятствует непосредственному   и точному восприятию содержания как письменной, так и устной речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Особенно это относится к употреблению ненормативной матерной лексики.

2. Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и совершенствуется. Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его словарном составе, так как именно он наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Нецензурная лексика сегодняшнего дня заимствует слова из английского языка, сказывается влияние интернета и киноиндустрии, но основа её очень древняя.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая их   себе   на помощь. Их использовали в наговорах, заклятьях, проклятьях. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, хотим ли мы призвать демонов на головы наших близких? Что хорошо в бою с врагами, вряд ли надо произносить при женщинах и детях.

3. В большинстве своем, люди матерятся из-за того, что они попали в стрессовую ситуацию (или так ее восприняли). Именно при стрессе у человека падает уровень интеллекта (как бы закрывается словесно-логическое мышление и основной лексикон), он становится более психологически уязвимым и поэтому автоматически запускаются психологические защиты.

Нецензурная брань в стрессе, на эмоциях, и будет защитой психики…порой срабатывает как вспомогательный механизм в некоторых рабочих профессиях (сантехник, скотник, сапожник…), где, как кажется человеку, без мата никак не обойтись…

Люди могут ругаться матом на себя, на других людей, на животных, на явления природы, на неодушевленные предметы — олицетворяя их и показывая свое эмоциональное, часто негативное, отношение к ним. При этом происходит эмоциональный выплеск негативной энергии, которая не сохраняется в психике, а значит не вредит человеку.

Получается, что нецензурно выражаться порой как бы и полезно?!Но в социуме всему свое время и место — это общие моральные правила.

Например, пускать газы тоже полезно, и срыгивать воздух, и высморкаться, и помочиться — все это вредно хранить в себе, как и негативные эмоции.

Однако, каждый, наверное, сдержатся скажем за столом, при детях, женщинах, при начальстве, при тех, кто для них авторитет.

Как сказано в Великой Книге Мудрости — Библии — про сквернословие:

 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
(Послание Иакова 3:10,11)

Некоторые люди ругаются матом, а другие — говорят на матерном языке. В чем разница?

Все очень просто: если человек матерится только в стрессовых ситуациях — он просто показывает свою эмоционально-психологическую слабость (незрелость или инфантильность).

Если же человек постоянно, даже без стресса использует матерный язык — это может говорить не только о его бескультурье, неуважении к себе и к другим, но и может быть признаком личностного, психологического или невротического расстройства.

Есть такое болезненное влечение — Копролалия (копро — КАЛ; лалия — РЕЧЬ), оно наблюдается у людей с шизофреническим расстройством или синдромом Туретта (нервные тики), при некоторых других заболеваниях…

При этом расстройстве человек может автоматом ругаться матом — у него неосознанная тяга к этому. Также, при этом заболевании может наблюдаться глубокая деградация личности, особенно у женщин.

Кроме копролалии есть схожие расстройства личности: Копропраксия (влечение нецензурно жестикулировать) и Копрография (влечение к написанию матерщины, рисованию нецензурщины).

А так как матерятся часто с целью оскорбления, унижения кого или чего-либо, в момент стресса, когда закрыт нормальный лексикон (или его нет в силу развития и образования), то и используют то, что кажется (считается) самым стыдным.

Ошибка здесь в том, что, унижая и оскорбляя другого, матерщинник подсознательно верит, что он возвышает себя. Но это самообман — в первую очередь он унижает себя.

4. Сквернословие способно нанести тебе самому огромный вред.

Во-первых, ты лишаешься уважительного отношения со стороны окружающих людей.

Во-вторых, ранишь другого человека и отталкиваешь его от себя, сужаешь круг общения.

В-третьих, по мнению некоторых учёных, сквернословие негативно влияет на генетический код и наследственность. Группа учёных под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит: в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Как не вспомнить демонов, которых, выходит, мы сами призываем на свои головы!

И наконец, подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека, о его болезненном душевном состоянии.

Почему нельзя не произносить плохих, «гнилых», скверных слов?

Чтобы понять это, обратимся к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сказал: «Нельзя ставить на одну доску добро и зло. Человек запутается, если будет смешивать добро и зло. А запутавшись, станет жертвой зла».

Точно так же нельзя проводить знак равенства между хорошим и плохим словом. Доброе слово делает окружающий мир добрее, а скверное слово загрязняет нашу жизнь.

Сквернословием человек уничтожает своё собственное достоинство, даже если ему кажется, что он унижает других. Сквернословие — это позор для человека, говорящего скверные слова, позор для колледжа, если в нем звучит брань, позор для общества, если оно терпит этот грех.

Замечательные слова о нашем родном языке сказаны учёным-языковедом, доктором филологических наук Всеволодом Юрьевичем Троицким: «Мы обязаны знать, что одухотворённый русский язык - это душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истинеСудьба наша — в словах, нами произносимых».

Когда же мы поймём, наконец, что говорить и писать неграмотно, неряшливо, грубо – это не только некультурно, но попросту безнравственно!

Язык - среда обитания народа и каждого человека. Мы «дышим» речевой продукцией своих современников в повседневном общении дома и в школе, на улице и в автобусе, магазине, слушая радио или телевизор. Сегодня остро встала проблема экологии языка. Неблагополучное состояние природной среды может подорвать здоровье человека. Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа, может уничтожить народ как культурно-исторический феномен.

Настоятельные призывы к ответственности за слово не пустой звук: забота о высоте и чистоте слова – задача не только культурно-воспитательная, но и глубоко нравственная.

Можно со всей уверенностью сказать: нравственное – всегда экологичное. Как, впрочем, и наоборот: экологичное – всегда нравственное, оно несёт добро для всех и служит всем.

5. Против сквернословия выступает и закон Российской Федерации. Вы несёте ответственность за то, что вы говорите. Публичное употребление нецензурной лексики – это административное правонарушение, мелкое хулиганство, за которое вам грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей или 15 суток ареста (статья 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

6. Исследование

Какова же ситуация в обществе, где живу я? Чтобы это выяснить, мной было проведено небольшое исследование (анкетирование) среди учащихся 8-ых классов школы № 555 (было опрошено 64 человека).

1.  Употребляете ли вы ненормативную лексику?

А) Да Б) Нет

29 человек признались, что употребляют, 35 ответили отрицательно.

2. Нравится ли вам находиться в обществе людей, употребляющих ненормативную лексику?

А) Да Б) Нет В) Я этого не замечаю и не слежу за этим.

Никто из опрошенных не чувствует себя комфортно, находясь рядом с людьми, позволяющими себе употреблять сквернословие. Не хотят находиться в такой компании 21 из не сквернословящих ребят и 9 из тех, кто сам иногда матерится. Не замечают употребления другими сквернословия 14 из не сквернословящих и 20 из употребляющих ненормативную лексику.

3.  Вы употребляете ненормативную лексику в большей степени из-за того, что не знаете культурных аналогов слов?

 А) Да Б) Нет

Все участники признались, что знают культурные аналоги этих слов.

7. «Хорошую речь хорошо и слушать» — гласит пословица.

Каковы же пути сознательного регулирования, охраны и развития литературного языка в наши дни?

 Во-первых, это чтение и изучение лучших образцов художественной литературы, которые показывают пример «цензурного», в лучшем смысле этого слова, употребления языка.

 Во-вторых, надо стараться общаться с людьми, не употребляющими сквернословия. А если рядом с тобой такие слова употребляют, иметь мужество указывать на недопустимость этого. Люди должны понимать, что это не норма, что окружающие их осуждают.  На уровне школы необходимы системные мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к чистому языку. Если мероприятия будут осуществляться знающими и заинтересованными людьми системно, то тогда молодёжь будет делать свой выбор в сторону чистоты языка не тогда, когда она фактически уже перестаёт быть молодёжью (после 25-30 лет), а в более раннем возрасте.

В-третьих, важна роль государства в регулировании этого процесса. Опыт стран, принявших законы о национальном языке (Франция, Исландия), убедительно свидетельствует в пользу подобных законодательных акций. Утверждена федеральная программа «Русский язык», которая начинает реализовываться. На государственном уровне нужно поставить правовой заслон нецензурным словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках.

В-четвертых, хотя защита языка – дело коллективное, национальное, но эффективной она может быть только при условии личной активности каждого носителя языка. Надо самому анализировать свою речь, не использовать в своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, больше читать книг.

Как избавиться от сквернословия? Принять решение не сквернословить, следить за тем, как и что ты говоришь и уметь противостоять негативной среде. Старайтесь употреблять в своей речи больше позитивных высказываний, тогда и жизнь вокруг вас станет лучше. Не разрушайте отношения с окружающими и своё будущее сквернословием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины употребления сниженной лексики в языковой моде молодежи

Причиной вынужденной этико - языковой дифференциации между  поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий  темп  жизни,  за которым представители...

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»

В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал  применим  на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...

"Отношение учащейся молодежи к нецензурной лексике (по данным анкетирования)" - исследование

О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественн...

"Нецензурная лексика" - презентация

Презентация к уроку  по русскому языку о нецензурной лекике. В ней есть и материал тестирования учащихся, на основе которого была написана статья "Отношение учащейся молодежи к нецензурной лексик...

"Подростковая лень: причины, способы борьбы"

Данная методическая разработка профилактического мероприятия предназначена для классных руководителей и педагогов-психологов....

Подростковая лень: причины, способы борьбы

Данная методическая разработка профилактического мероприятия предназначена для классных руководителей и педагогов-психологов....

Борьба с нецензурной лексикой в общеобразовательной организации методом формирования чувств любви и уважения к Родине и родному языку

Для современного подростка мат – привычное дело, норма общения. Всё же мы живем в светском обществе, где есть этика, норма, рамки, правила поведения. Поэтому считаю, что употребление ненормативн...