Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Паутова Татьяна Евгеньевна

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения между обучающимися. Именно поэтому нравственное становление подростков как никогда ранее связано с необходимостью вооружить их навыками продуктивного культурного общения.

 Эта постановка вопроса требует перехода на системно-деятельностные, практические формы воспитания, способствующие формированию позитивных отношений между учащимися, их взаимопониманию, умению бесконфликтно общаться, аргументировать свои выводы, прогнозировать результаты своих действий.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться,  то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией. Современный ученик должен освоить навыки делового общения ( сначала учебного, затем профессионального), уметь планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. И здесь учителю на помощь приходят различные методы и технологии, в том числе и метод понятий, соединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

В данной методической разработке представлен материал для обучающихся 5-х классов по русскому языку, тема "Текст".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kkpautovoyt.e._ispravlennaya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Кафедра непрерывного образования

Итоговая работа по курсу:

«Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО»

Конспект урока русского языка (развития речи)

с использованием метода исследования

Работу выполнила –

слушатель курса

Паутова Татьяна  Евгеньевна,

учитель русского языка и литера-

туры

МБОУ СОШ№14  г. Королёв

группа №32

Руководитель курса ПК –

д.п.н., профессор Е.С.Антонова

Москва, 2017


Содержание

Введение

  1. Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»………………………………………………..4

Заключение

Литература…………………………………………………………………………………………………………15

                                   

Введение

                                                                                                                                           Для успеха в жизни умение

                                                                                                                                        общаться с людьми гораздо важ-

                                                                                                                                         нее обладания талантом.

                                                                                                                                                                        Дж. Леббок, фран-

                                                                                                                                                                                                    цузский этнограф, биолог.

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения между обучающимися. Именно поэтому нравственное становление подростков как никогда ранее связано с необходимостью вооружить их навыками продуктивного культурного общения.

 Эта постановка вопроса требует перехода на системно-деятельностные, практические формы воспитания, способствующие формированию позитивных отношений между учащимися, их взаимопониманию, умению бесконфликтно общаться, аргументировать свои выводы, прогнозировать результаты своих действий.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться,  то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией. Современный ученик должен освоить навыки делового общения ( сначала учебного, затем профессионального), уметь планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. И здесь учителю на помощь приходят различные методы и технологии, в том числе и метод понятий, соединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»

Учитель: Паутова Татьяна Евгеньевна,

высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ№14

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания (ОЗН)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы  связи предложений                    в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне  (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление                к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, игровая, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование

Мультмедийный экран, компьютер, школьная доска.

Наглядно – демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Понятия

Лексическая  цельность текста, нахождение текстов разных стилей, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

 Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и  развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодейст вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1.  Организационный момент.

Мотивация (самоопределение          к учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Сегодня на уроке мы повторим, изученное                     в начальной школе, узнаем новые понятия и будем учиться применять их в работе.

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся               к материалу для наблюдения.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились  в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.            

                                       

1). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?

2). Что их объединяет?

А почему их нельзя назвать текстом?

3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст.

«Листопад»

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились  в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.  

                                                          (К. Паустовский)

4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?

 

Сообщение учителем цели  урока:

Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте.    

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают рабочие материалы на рабочем столе. Демонстрируют готовность к уроку.

Ответ: Тема

Ответ: Нарушена последовательность предложений.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились  в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.

4) -  Текст, связь предложений в тексте.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Тетради

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

-  Определим тему текста.

-  Какова его основная мысль?

С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень. Давайте-ка ненадолго отвлечёмся от текста об осени и поговорим о тексте поподробнее и точнее.

А если мы возьмём текст из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайна текста для 5-6 класса» ,  из упр. №1, стр.48.

Прочитайте текст. О чём он?

   Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

Листопад.

Леса моросили дождем облетевшей листвы.

См.столбик.№3

Групповая

Личностные: имеют мотивацию  к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют  для решения учебных задач операции анализа. синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы. Слушают и отвечают на вопросы других.

Устные ответы

3.Подготовка к изучению новой темы (мотивация к учебному исследованию)

Физкультминутка

.

- К какому типу речи относится данный текст? Вы правы – это повествование ( здесь основное сообщение о коне во временной последовательности

- К какому стилю речи относится?

Но можно ли этот текст назвать текстом?

Верно, молодцы, здесь три разные темы. Говорится о коне, но по-разному. Возьмите три карандаша разного цвета и затушуйте предложения одного текста –одним цветом, другого текста – другим, третьего – третьим.

Итак, что нам помогло найти три текст: мы не смогли понять мысль автора, потому что он был не последователен в изложении событий, своих чувств, мыслей…

А следовательно, текст – это… вспомните определение текста

 Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань сплетение, соединение.

 - Почему данное высказывание нельзя назвать текстом , а про листопад можно?

- Как определить тему текста?

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Ответ: стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов.

Ответ: текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Ответ: текст – это несколько предложений, связанных            в целое темой и основной мыслью.

Ответ: ответить на вопрос: о чем этот текст?

Выполняются физические упражнения

Индивидуальная,

фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения  учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью необходимых для решения проблемы информации.

Устные ответы

4. Наблюдения над фактами языка ( цель: при помощи сравнения  и сопоставления языковых фактов, выделить существенные признаки/правила.)

Выполнение разноуровневых обучающих заданий

- К какому стилю речи относится текст о листопаде и текст из упр.№1?

- Как определить основную мысль текста?

Отвечают  на вопросы: (стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя,  создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, отвесно ложились – эпитет; падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени, а в упр. №1 стили разные: художественный, научный).  

(Основная мысль – это то, к чему призывает текст, чему учит. Ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо сформулировать).

Работа в паре, индивидуальная,

фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Вопросы для уточнения информации

5. Обобщение  структурных и семантических признаков понятий/правил ( цель: научить обобщать, делать выводы)

Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания

Что мы с вами делала, читая фрагменты произведений?

- А теперь попробуем понять, как осуществляется связь предложений в тексте грамматически. Как, с помощью каких слов?

- Назовите «сцепляющие» слова

- Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»?

 - Какой частью речи является слово «они»?

- Какое слово оно заменяет в предыдущем предложении?

В этом тексте соседние предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Такую связь называют цепной.

- Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте?

- Какие слова могут выступать в роли «сцепляющих»?

Можем, сказать, что текст – это…

Ответы:

- Мы проследили, как связаны предложения                      в тексте по смыслу (Тема, основная мысль, последовательность, законченность)

«Сцепляющие» слова.

«Листопад», «листья», «листвы»

(однокоренными)

Имена сущ.

Местоимение.

(листья) (употребляется вместо имени существительного)

(однокоренные, местоимения, синонимы, наречия  и др.)

Высказывание, в котором есть тема, идея и оно построено по определенному правилу….

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

 Личностные:

 желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся.

Устные ответы

6. Применение понятия/или правила на новом языковом материале(цель: закрепить  понимание нового)

Подбор примеров, иллюстрирующихприроду изучаемого языкового явления,

 А теперь продолжим наш исследовательский путь. Давайте прочитаем третий текст.  

Встала Варюша рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Девочка пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?

На верхушке сосны ударил дятел – пять раз.  (По К.Г. Паустовскому).

Можем ли мы назвать этот набор предложений текстом?

    Проверим себя:

- Можно ли озаглавить текст?

- Как связаны предложения в тексте?

- Какова основная мысль текста?

- На какие части можно разделить этот текст?

- Как связаны начало и конец текста?

(Последнее предложение возвращает нас к началу: Начался листопад – Этот дождь шел неделями).

Текст Паустовского характеризуется смысловой и композиционной завершенностью.

 - Перечислите признаки текста:

             

Выразительное прочтение, вспоминаем, откуда этот фрагмент текста. («Стальное колечко»).

Отвечают на вопросы

Не всегда.

(по смыслу и грамматически: первое со вторым, второе – с третьим, третье с четвертым, связь последовательная по цепочке, цепная)

Встреча девочкой весеннего рассвета.

На три: 1)Ранний подъём., 2)пробуждение солнышка (зари), 3) пробуждение птиц(они первыми встают). (В тексте есть зачин, срединная часть,  конец).

Прежде всего,                                 текст – это высказывание, сообщение, в  котором есть:

  • Заглавие (может и не быть),
  • Основная мысль. Тема.
  • Зачин
  • Срединная часть.
  • Конец.

Индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее .

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его   в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом Учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные ответы

7. Итог урока: сформулировать новое знание и воплотить в урок: . Включение  в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Итак. Чему вы научились на уроке?

- Как мы этому учились, что делали?

  Научились находить тему и главную мысль текста,  определяли связь предложений в тексте, выявили  выразительные средства: метафора, эпитет, роль глаголов в повествовании; связь начала и конца текста - кольцевая композиция.

Мы читали разные тексты, смотрели и изучали их строение, отличали тексты разных стилей. Это было похоже на детектив.

(Определяют свое эмоциональное состояние на уроке)

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения

8.Задание на дом

Домашнее задание

 Написать  сочинение – миниатюру на одну из тем:  «Осень в лесу», «Первый снег», «Пейзаж за окном».


Заключение

В условиях осуществления новой национальной образовательной политики, направленной на построение специальной системы взаимоотношений школы и общества, одним из важных направлений становится разработка научных основ филологического мировоззрения и преподавания гуманитарных предметов.

Результатом обучения должны стать осознанно усвоенные знания, развитие способности к самостоятельному и творческому поиску, умению давать определение понятию. А учитель, работающий в современной школе, должен быть профессионально готов для обеспечения необходимых условий педагогической деятельности.  

Литература

1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. 2-е изд. – М.: ООО «Омега-Л»,2011.

2. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. 2-е изд. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л»,2011.

3. «В поисках смысла»/составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2044, - 912с. – (Мудрость тысячелетий). ISBN 5 -224-04726-9/

4. Сборник «Современные направления филологического образования в школе» (материалы межрегиональной научно-практической конференции (25апрель,17 мая 2011).с.56 – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.

5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11классы: учебно-методическое пособие/ А. Нарушевич/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион,2013.

6. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы.М.:Вако, 2011 (Мастерская учителя-словесника)

Итернет-ресурсы

  1. ns- портал работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»

Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....