Рабочая программа учебного курса "Деловой русский язык" в 11 классе.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся 11А класса  в той области русского языка, которая связана с  функционированием в сфере деловых отношений – делопроизводстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovoy_russkiy_11a.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                   Утверждена руководителем

Кафедры русского языка и литературы                               образовательного учреждения

Заведующий   кафедрой______________                                       ____________/_______________/

/_____________________________/                                          «___»_________________20      г.

«___»____________________20      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Деловой русский язык» в 11А классе

Составитель(ли): Думшева

Надежда Валентиновна,

учитель русского языка

                                                                       и литературы

2015-2016 учебный  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся 11 А класса  в той области русского языка, которая связана с  функционированием в сфере деловых отношений – делопроизводстве.

    Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях.

   Курс построен на основе учебного пособия для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи”.

   Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях официально-делового стиля и его жанрах, затем организуется практическая работа по составлению различных деловых документов.

Главные задачи элективного курса:

  • дать развернутую характеристику официально-делового стиля речи в его письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с его разновидностями и жанрами;
  • расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в создании текстов официально-делового стиля;
  • отработать навыки учащихся в умении грамотно составлять различные деловые
  • бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 Должны уметь:

  • владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;
  • понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;
  • уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;
  • активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление,
  • автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.

Должны знать:

  • назначение официально-делового стиля;
  •  языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;
  •  понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”, “стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”, “стандартизация текста” и другие.

     Для реализации программы  используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

     При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств  связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.

    При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.

     Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, стилистический анализ текста.

Элективный курс рассчитан на 34 часа

Ожидаемые результаты:

Умение учащихся оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; умение пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; владение коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т. е. умение правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.  

Содержание курса «Деловой русский язык»

Введение (1ч.)

Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности (3ч.)

Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения.

Основные черты: официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи.

Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.

Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга, коммюнике и другие.

Языковые особенности официально-делового стиля.

Фонетические: книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация.

Лексико-фразеологические: книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы.

Словообразовательные: широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов.

Морфологические: преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности.

Синтаксические: преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений.

Законодательный подстиль и его жанры(2ч.)

(закон, устав, указ, гражданские и деловые акты и др.)

Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление). Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль изложения, языковые особенности.

Нравственные нормы общества в статьях законов.

Дипломатический подстиль и его жанры (2ч.)

(нота, меморандум, коммюнике, конвенция и др.).

Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии. Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов.

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль (1ч.)

Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями.

Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей. Разновидности деловых бумаг.

Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).

Приказ. Распоряжение. Инструкция (2ч.)

Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

Заявление. Заявка. Счет (2ч.)

Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения.

Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления.

Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет (2 ч.)

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише.

Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка.

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение (2ч.)

Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.

Изготовление бланков для справок и извещений.

Объявление (1ч.)

Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др.

Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления).

Протокол простого и сложного типа (2ч.)

Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения.

Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие “протокольный язык”. Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).

Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”).

Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа.

Характеристика (2ч.)

Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере.

Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля.

Автобиография (служебная и литературная) (3ч.)

Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи.

Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.

Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.

Анкета. Резюме (2ч.)

Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования. Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме.

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог (3ч.)

Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь).

Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи.

Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.).

Язык рекламы (2ч.)

Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы. Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.

Повторение и обобщение (1ч.)

 Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность “канцелярита” (К.Чуковский).

Итоговое занятия. Рефлексия (1ч.)

Подведение итогов работы по изучению курса “Деловая речь”, определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг.

Тематическое планирование учебного курса «Деловой русский язык» в 11 А классе

№  п\п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на учащегося

Теоретическое

обучение

Практическая работа

1

Введение

1

1

2

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности

3

3

3

Законодательный подстиль и его жанры

2

2

4

Дипломатический подстиль и его жанры

2

2

5

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль

1

1

6

Приказ. Распоряжение. Инструкция

2

2

1

7

Заявление. Заявка. Счет

2

2

1

8

Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет

2

2

9

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение

2

2

1

10

Объявление

1

1

1

11

Протокол простого и сложного типа

2

2

12

Характеристика

2

2

13

Автобиография (служебная и литературная)

3

3

14

Анкета. Резюме

2

2

15

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог

3

3

16

Язык рекламы

2

2

1

17

Повторение и обобщение

1

1

18

Итоговое занятия. Рефлексия

1

1

 Итого

34

34

5

Календарно - тематическое планирование курса «Деловой русский язык» в 11 А классе.

№ пп

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Планируемая дата проведения занятия

Фактическая дата проведения занятия

1

Введение.

1

1.1

Цели и задачи, структура и содержание курса. Принципиальное отличие официально – делового стиля речи от других функциональных стилей.

Урок изучения нового материала

1

2

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности

3

2.1

Разновидности официально-делового стиля, жанры.

Урок-лекция

1

2.2

Языковые особенности официально – делового стиля

Урок-практикум

1

2.3

Языковые особенности официально – делового стиля

Урок-практикум

1

3

Законодательный подстиль и его жанры

2

3.1

Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной  (повеление).

Урок-лекция. Практикум

1

3.2

Законодательный подстиль и его жанры (закон, указ, устав, гражданские и деловые акты и др.).

Урок-практикум

1

4

Дипломатический подстиль и его жанры

2

4.1

Дипломатический подстиль и его жанры (нота, меморандум)

Урок-лекция с элементами беседы.

1

4.2

Дипломатический стиль и его жанры (коммюнике, конвенция и др.)

Урок получения новых знаний

1

5

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль

1

5.1

Административно-канцелярский (деловой) подстиль. Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

Урок-лекция. Практикум

1

6

Приказ. Распоряжение. Инструкция

2

1

6.1

Приказ. Распоряжение.

Урок применения полученных знаний

1

6.2

Инструкция.

Урок применения полученных знаний.

1

1

7

Заявление. Заявка. Счет

2

1

7.1

Заявление как официальное сообщение.

Урок-практикум

1

7.2

 Заявка и  счёт как документы, регулирующие материально – денежные отношения

Урок-практикум

1

1

8

Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет

2

8.1

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных  делах. Объяснительная записка

Урок-практикум

1

8.2

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Докладная записка. Отчет

Урок-практикум

1

9

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение

2

1

9.1

Доверенность. Расписка. Схема составления доверенности и расписки

Урок-лекция. Практикум

1

1

9.2

Справка. Извещение.

Урок-лекция. Практикум

1

10

Объявление

1

1

10.1

Объявление. Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления – рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях

Урок-лекция. Практикум

1

1

11

Протокол простого и сложного типа

2

11.1

Протокол простого и сложного типа.

Урок-лекция

1

11.2

Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов.

Урок-практикум

1

12

Характеристика

2

12.1

Характеристика – документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность

Урок-лекция

1

12.2

Примерный план составления характеристики. Особенности оформления

Урок применения полученных знаний

1

13

Автобиография (служебная и литературная)

3

13.1

Автобиография – жизнеописание какого – либо лица, составленное им самим. Схема составления, оформление

Урок-лекция

1

13.2

Автобиография как деловой документ

Урок-практикум

1

13.3

Автобиография как литературно – публицистическое произведение

Урок применения полученных знаний

1

14

Анкета. Резюме

2

14.1

Анкета. Разновидности анкет

Урок-практикум

1

14.2

Резюме. Практические рекомендации по составлению резюме

Урок-практикум

1

15

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог

3

3.1

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях

Урок-лекция. Игра

1

3.2

Служебный диалог

Урок-игра

1

3.3

Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи

Урок-практикум

1

16

Язык рекламы

2

1

16.1

Язык рекламы.

Урок-лекция. Практикум

1

16.2

Разновидности рекламы

Урок-практикум

1

1

17

Повторение и обобщение

1

17.1

Повторение и обобщение изученного.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

18.

Итоговое занятие. Рефлексия.

1

34

Итоговое занятие. Рефлексия.

Урок контроля ЗУН

1

Итого

34

5

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Ахбарова Г.Х.Деловые бумаги Пособие для учителей и учащихся.- Казань: 2003
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык: Грамматика Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2002.
  3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.
  5. Касимова М.Ю. Деловой русский язык. Практикум 10-11классы.-М.:2005
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.
  7. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991.
  8. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982.
  9. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.
  10. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,
  11. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998.
  12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
  13. Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989. .
  14. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002.
  2. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.
  3. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.
  6. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.
  7. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.
  8. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2002

Контролирующие материалы:

Приложение №1 – темы сообщений

Приложение №3 – практические работы

Приложение №4 – стилистический эксперимент

Приложение №4 – тест по стилистике

Приложение №5 – Деловые бумаги. Образцы.

Приложение №1

1.Сообщения о дипломатическом подстиле и его жанрах.  Нота. Меморандум.  Коммюнике.  Конвенция.

Приложение №2

1. Практическая работа №1 – Стилистический анализ текста. Приказ. Распоряжение.

2. Практическая работа №2 – Построение собственного текста по образцу. Заявка.

3. Практическая работа №3 – Моделирование текста. Составление бланков для деловых                                                                      бумаг. Доверенность. Расписка.

4. Практическая работа №4 – Красочное оформление объявления.

5. Практическая работа №5 – Создание рекламы.

Приложение №3

1. Стилистический эксперимент, редактирование текста. Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Докладная записка. Отчет.

2. Стилистический эксперимент. Составление характеристики на основе отрывка художественного произведения.

Приложение №4

1. Тест на профессиональную ориентацию.

2. Тестирование. Стилистический анализ текстов.

Приложение №5

1. Деловые бумаги. Образцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 6 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебному предме...