Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лопатина Лилия Анатольевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Лопатина Лилия Анатольевна

Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учебник: Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.

Программа: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lopatina.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего системно – деятельностный подход и формирование УУД  

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Лопатина Лилия Анатольевна

Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учебник: Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.

Программа: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского.

Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева» филиал ООШ с.Белоногово

Цели:

  1. Создать условия для формирования лингвистической компетенции через овладение знаниями об обращении, способами его выражения, ролью в предложении.
  2. Развивать умения находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении.

3. Формировать навык постановки знаков препинания на письме при              обращении.

4.   Воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

      воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к                     себе.

Оборудование:

- презентация с триггерами

- Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)

- фрагмент мультипликационного фильма (сериал «Фиксики» мультфильм «Пылесос»)

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро! Как ваше настроение?  

Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно.

Ребята, прослушайте притчу «О котах и хвостах» (см. Приложение 1)

Дети показывают смайлики

Обучающиеся слушают притчу и отвечают на вопрос, в чем ее смысл и как она (притча) поможет на уроке.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.

2. Определение темы урока. Целеполагание.

-Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её.

(Сетка кроссворда на слайде)

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы к кроссворду.

  1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
  4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
  5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
  7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
  8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
  9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

– Ключевое слово отгадано (обращение). Какая тема урока? «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением».

 - Какую цель вы поставите  перед собой?

 

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Выполняют задание, отвечая на вопросы кроссворда

Ответы детей:

«Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением».

- Научиться находить обращения в предложении, правильно расставлять знаки препинания при обращении.

Записывают тему в тетрадь

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: подведение под понятие,

постановка и решение проблем.

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других.

3. Формирование новых знаний

- По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина. (слайд)

– Запишем примеры для наблюдений (слайд )

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Ветер, ветер! Ты могуч.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Бог с тобою, золотая рыбка!

- Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.

Эта интонация, с которой вы читаете  обращения, называется звательной. 

- А к кому мы обращаемся? Обратимся к примерам. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

- Продолжим наблюдения: словами какой части речи  выражается обращение? В форме какого падежа?

 - А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз. Какими знаками выделяется обращение?

- Что является опознавательным признаком обращения?

– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, –  так  на схемах изображается предложение. (схемы на слайде)

- А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …

- С каким членом предложения  можно спутать обращение?

Запишем и сравним (Слайд ):

Косой глаз волка не боится.

Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?

– А как их различить?

Ученики  записывают в тетради.

Читают выразительно

Ответы детей ( к человеку, к природе, к предмету, к животному)

(Сущ. В им.п)

(Может занимать любое место в предложении, выделяется запятыми или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией)

(Звательная интонация)

 - Ученики оформляют схемы в тетради.

Ответы детей (Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)

(с подлежащим)

Делают запись в тетради

(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: подведение под понятие,

постановка и решение проблем.

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.

Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других.

4. Первичное закрепление полученных знаний.

Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.

Просматривают мультфильм «Пылесос» (сериал «Фиксики»), пытаются определить на слух и записать обращения, которые употребляют в своей речи герои фильма.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: излагают свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

5.Физкультминутка

  -Устали? Давайте отдохнем!

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

Дети повторяют действия учителя

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Закрепление опорных знаний. Практикум.

А) Упражнение 211 на стр.87

Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.

Задание: выполнить синтаксический разбор одного из предложений

Самопроверка по эталону

Б) Творческое задание (работа в мини группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: составить обращения:

1 группа – к доктору в больнице;

2 группа – к продавцу в магазине с просьбой продемонстрировать товар;

3 группа – к лучшему другу с целью поздравления с днем рождения.

В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»

Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. К утру мороз крепчал.
  2. Не трещите морозы в заповедном бору.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Муравьи санитары леса.
  5. Тропинка круто свернула вправо.
  6. Тропинка куда ты бежишь?

Обратная сторона

1,4,5

Вариант 2.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
  2. Бедный поп подставил лоб.
  3. Князь у синя моря ходит.
  4. Здравствуй князь ты мой прекрасный!
  5. Чего тебе надобно старче?
  6. Старик ловил неводом рыбу.

Обратная сторона

2,3,6

Выполняют упражнение

Выполняют разбор

Выполняют упражнения.

Работают в группах, затем дают ответы

Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах с занесением количества правильных ответов в лист самооценки

Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля.

7. Включение в систему знаний и повторения

- Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:

1) Где может стоять обращение?

2) Сколько слов может включать обращение?

3) Какую форму имеет обращение? (И. п.)

4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной).

- А теперь заучим стихотворение об обращении.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Ответы детей. Определение уровня приобретенных знаний.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Рефлексия учебной деятельности.

Оценивание деятельности обучающихся.

-Какую цель ставили в начале урока? Достигли ее?

-За что вы могли бы похвалить себя?

-Над чем еще нужно поработать?

Давайте заполним небольшие анкеты (устно)

1.На уроке я работал                     активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я          доволен/недоволен

3.Урок для меня показался           коротким/длинным

4.За урок я                                       не устал/устал

5.Мое настроение                          стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был           понятен/ не понятен

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою работу по листу самооценки. Подают дневники для отметок учителю.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

9. Домашнее задание (разноуровневое)

На листах самооценки пропечатаны задания, которые зависят от полученной отметки.

1) базовый уровень («удовлетворительно») – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения);

2) повышенный уровень  («хорошо»)– тестирование (приложение 2);

3) высокий уровень («отлично») – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях).

Выбирают и

записывают задание в дневник.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: планируют необходимые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

технологическая карта урока русского языка в 5 классе восклицательное предложение

технологическая карта урока восклицательное предложение...

Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс

Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс...