Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_russ_yaz_7_kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна

Технологическая карта урока русского языка по теме:

 «Буквы а–о на конце наречий с приставками»

Составила: Натпий-оол Аравика Кимовна,

                   учитель русского языка и литературы

                                           первой квалификационной категории

с. Сайлыг - 2018 г.

Тема: Буквы а–о на конце наречий с приставками

Тип урока: урок  открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (таблицы, текста), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в графическую модель, схему).

Коммуникативные: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.

Предметные: находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь и скажите себе мысленно: «Я  на уроке. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе».  Я желаю вам  успехов и удачи.

II. Актуализация знаний

1. Опрос:

- Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем.                                                                    (Наречие)

- А что вы знаете о наречии?

- Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы.

1. Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и   как?  (наречие)

2. Наречие обозначает                                                             (признак действия или другого признака)

3. Морфологические признаки наречий                                                                                (не изменяется)

4. В предложении бывает                                                                                                 (обстоятельством)

5. Наречие имеет степени сравнения?                                                                                                       (да)

2. Проверка по ключу (на обратной стороне доски). Итог.  Оценка.

3. Орфографическая диктовка

– Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?                                                                                        (уж)

– Как пишется это слово: с Ь или без Ь?

– Запишите слова  и поставьте, где считаете нужным, Ь.

 вскач…, проч…,   навзнич…,  сплош…,   настеж….

–  Какие   три слова помогают запомнить, что в наречиях, оканчивающихся на Ж,  Ь после шипящих не пишется?

4. Проверьте.   Кто в роли учителя?  Итог. 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

Оценка З № 1

III. Самоопределение и темы и цели урока.

  • Прочитайте.  Это слова какой части речи?

издавна        извечно                     досуха                    досрочно                  

  • Сравните слова в парах. Что общего в них?                                                               (Приставки) 

Выделите приставки.

  • Выделите суффиксы в наречиях.   Одинаковые?                                                                      (нет)  

Являются ли буквы гласных в суффиксах орфограммами?  Почему?                      (Да, потому  что находятся в слабой позиции, в безударном положении).

  • Можете ли вы объяснить, почему  А,  почему  О? Перед нами возникла проблема,   сформулируй проблему урока. Определите  тему   урока, запишите в тетрадь.      

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие новых знаний. Наблюдение.

«  в парах»

Работа «в парах».

1. Работа по учебнику.  

а)  извлечение информации из   анализа примеров  с графическим обозначением способа образования наречия  и правописания суффиксов а, о на конце наречий.

  • Определите, каким способом образованы наречия первого столбика?  
  • Определите, каким способом образованы наречия второго столбика?  
  • Какие приставки и какого столбика   принимают участие в образовании?  
  • Какие приставки и какого столбика    не  принимают участие в образовании?

Вот о  наречиях с этими коварными приставками   из-(ис-), до-, с-(со-) мы и будем говорить.  Только они требуют  то  -а, то  -о.  Когда  А?  Когда  О?

б) Сделайте общий вывод: от каких особенностей наречий зависит выбор написаний буквы а или о в суффиксе наречий с приставками   из-(ис-), до-, с-(со-).

      После анализа  важно, чтобы ученики сделали промежуточный вывод  – выбор буквы о или а на  конце наречий связан со способом образования: если приставочно-суффиксальный, пишется а, если суффиксальный, то пишется о.

 

 2. Сравнение результатов наблюдений с правилом правописания букв а, о на конце наречий с приставками в рамке.

--- Проверьте себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод.

----Сколько частей можно выделить в правиле?

 -    Расскажите друг другу правило, сверяя с учебником.

  • Что является условием выбора орфограммы? (Наличие определённой приставки и способ образования.)

3. Запишите теоретический материал в виде ОК, схемы. Составьте графическую модель этого вида орфограммы.   (несколько  человек у доски   разные ОК)

Ученики сначала составляют самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с ОК

                   

4.      Работа с информационной картой №1.  Подсказка для проверки написаний после наблюдения.

- Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до-  по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным  способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же  предлогом, как и приставка.

5. Проверьте себя ещё раз. Прочитайте  образец рассуждения.  Составьте алгоритм  по образцу рассуждения.

1.Выясни наличие приставок

       ИЗ (ИС-),  ДО-, С-                                           В-, НА-, ЗА-

2. Определи способ словообразования                  

3. пиши  А                                  пиши  О

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А.

Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из таблицы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, модель).

V. Практика. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений.

«в парах»

в группах.  

1.  Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо.

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!!  Объясняют сильные  ученики.    Остальные ученики выполняют в тетради.

- Да, знать правило важно. Но самое главное  уметь им пользоваться.

- Кто возьмется прокомментировать правописание словосочетаний с выделением изученной орфограммы.

  1. Раскалить добела (белый, без приставки).
  2. Изредка рассказывать (редкий, без приставки).
  3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).
  4. Повернуть налево (левый, на- не влияет).                                                       

2. Тренировочные упражнения.

Упр. 269– развивается умение определять способ образования наречий и объяснять условия выбора буквы а или о на конце наречий.  Выполняется  письменно (с графическим обозначением).

Слова в справочнике «Произноси правильно» – для орфоэпического проговаривания на это правило(досуха,  досыта,   добела ,сослепа). Есть ли орфограмма в слове добела?  (Нет орфограммы в слове добела, т.к. гласный в суффиксе ударный).    

Мы научились объяснять орфограмму, попробуем решить орфографическую задачу:  О  или  А?

Упр. 271– развивается умение писать букву а, о на конце наречий с приставками, а также буквы гласных в корнях (проверяемые) и с чередованием, графически обозначать условия выбора названных орфограмм.

Выполняется сначала с комментированием (2–3 примера), затем самостоятельно.  

Взаимопроверка.            

3.Творческая работа в группах.   Каждая группа получила задание.

1 группа  « Строители»                                    

Задание: постройте  слова, запишите и объясните орфограмму.

Приставки:  из-, до-, с-.

Корни:  -давн-,  -чист-,  -лев

Суффиксы:  -а,   -о.

2 группа  «Лингвисты»

Задание: познакомьте класс с лексическим значением и происхождением наречия  дотла, используя толковый и этимологический словари, составьте словарную статью.

3 группа  «Языковеды»

Задание: познакомьте класс  происхождением наречия  исподтишка, дайте современное толкование лексического значения, используйте толковый и этимологический словари, Объясните современное правописание.

4 группа  «Знатоки»

Вопрос: как перечислить по порядку рабочие дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня  недели,  используя только  наречия.       (Позавчера, вчера, сегодня, завтра , послезавтра).

5 группа « Художники» Полминутки для шутки.

Задание: проиллюстрируйте смысл наречия так, чтобы ваш рисунок носил комический характер и при это объяснял правописание суффикса.  Сказал сгоряча.

  1. Проверка работы.

1 группа  «Строители» записывает слова на доске, графически  обозначают, объясняют.

2 группа «Лингвисты» читают ответ с карточки.

3 группа « Языковеды» читают ответ с карточки.

4 группа «Знатоки» устно называют наречия.

5 группа « Художники» показывают рисунок, комментируют.

Познавательные УУД

1. Группировать материал по заданным признакам.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

№ 2   Оценка

№ 3   Оценка

 № 4      Оценка

VI. Итог урока.

Рефлексия.

1. Тест. Найдите слова, в которых пишется О. (по вариантам по 10 слов)

  1. (из)давн__, 2. (с)лев__, 3. (до)статочн__, 4. (с)прав__,   5. (до)темн__, 6. (до)стойн__,

7. (за)светл__, 8. (из)далек__,    9. (на)мертв__, 10. (до)словн__, 11. (на)чист__, 12. (за)нов__,

13. (до)сух__, 14. (на)глух__, 15. (в)прав__, 16. (до)красн__,      17. (ис)кос__, 18. (за)прост__,

19. (с)горяч__,  20. (на)черн__.

Проверка   по ключу!  3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20

2. Каковы условия выбора букв а или о на конце наречий?

  • Какие ещё умения по этой теме, на ваш взгляд, нужно продолжать развивать?
  • Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

3. Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Работа с оценочным листом  

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

№ 5 Оценка

VII. Домашнее задание.

1. П. Выучить правило, составить карточку для своего соседа по парте (20 наречий) с пропусками.

2.Б. Упр. 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Смысловые группы наречий"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием технологии развития критического мышления...

технологическая карта урока русского языка для 7 класса по теме "Повторение темы "Наречие"

Уров повторения и обобщения знаний по теме "Наречие" с использованием технологии личносто-ориентированного обучения и с использованием ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....

Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...