Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС . Актуальность данной разработки заключается  в использовании новых приёмов  при применении новейших средств ИКТ и проектных заданий в концепции ФГОС.Инновационным аспектом разработки является ориентация на  активизацию вовлечения разноуровневых  групп детей, метапредметные   и универсальные  учебные действия учащихся, развитие их эмоционального интеллекта. Данная методическая разработка раскрывает новые приёмы работы с информационно-коммуникационными технологиями для реализации  образовательных задач в рамках ФГОС второго поколения, имеет практикоориентированную направленность, так как может быть использована  всеми участниками  образовательных отношений  для самообразования, при проведении   уроков и внеклассных занятий.Технологическая карта урока отражает деятельностный подход в обучении, ей присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность, такой подход позволяет взглянуть на преподавание предмета через призму формирования универсальных учебных действий. Тип урока - построение системы знаний. Вместе с основными учебными целями : систематизировать и обобщить учебный материал по теме ;формировать умение систематизировать полученные знания ; совершенствовать умение определять часть речи, ее морфологические ; урок имеет большое воспитательное значение: воспитание патриотического чувства любви к городу Санкт-Петербургу( как культурной столицы России) и бережного отношения к его культурному наследию (памятникам, домам, улицам).Урок посвящен СПб , его культуре, архитектуре , людям ,живущим в нем, и проблемам большого города. Рабочий материал взят из учебника по Истории и Культуре Санкт-Петербурга для 5 класса, что является реализацией метапредметных связей ( знания, полученные на уроке, могут быть использованы на уроках истории, искусства, литературы и др). На уроке широко используются современные образовательные технологии: проблемно-диалоговая, ИКТ ( компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, видеофильм о Санкт-Петербурге, на уроке звучит гимн СПб), здоровьесбережения (японская технология, дозировка заданий, своевременная смена деятельности учащихся); а также методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

На уроке проводится работа по профориентации (ребятам предлагается поработать в группах редактором, корректором и диктором ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока72.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока _конспект учителя                                                5  _______класс                        Предмет:       русский     язык

УМК      Учебник  « Русский  язык  «  5 кл  ; авторы  : Т. А. Ладыженская , М. А. Баранов, Л. А. Тростенцова и др ; изд « Просвещение « 2013

Разработчик     Лафиренко Лариса Ивановна

Раздел                       Глагол

Тема:   Глагол как часть речи.

Цели деятельности учителя

Систематизировать и  обобщить   учебный материал;  формировать  умение   систематизировать  полученные  знания; совершенствовать умение определять часть  речи,  ее   морфологические признаки

Тип урока

Построение  системы  знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): обобщить знания по работе с текстом; знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/ приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках истории, искусства, литературы и др. )

Личностные: осознание эстетической ценности  русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить  чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная , групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info

http://festival.lseptember.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

http://www.intergu.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд; презентация по теме урока, выполненная учителем ;  видеоролик о С П б; раздаточный материал ( см. приложение); карточки-смайлы, цветная бумага;

Основные понятия

Морфологические признаки глагола, спряжение, время и др., тема, идея, стиль.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Дает сигнал  проверки  готовности к уроку

  Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята!

- Наверное, вы уже слышали о том , что 2014 год  был объявлен годом культуры, что в нашем городе Санкт-Петербурге 15 апреля ежегодно проводится День культуры

-Часто наш город называют культурной столицей.

-В связи с этим мы сегодня  урок посвятим нашему городу, его культуре, его архитектуре, его природе, его людям.

-А вот  с какой частью речи мы будем работать на уроке, вам предстоит определить, ребята, самостоятельно.

-Сегодня мы поработаем  редакторами, корректорами и дикторами.

С этими профессиональными словами  вы уже знакомы.

-Ну, что  готовы поработать?

-Продемонстрируйте мне свою готовность, поднимите карточки.

- Хорошо, все готовы.

Организуют свое рабочее место.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: 

-положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

-умеют подготовить свое рабочее место, показать готовность к началу работы.

Познавательные:

-принимают познавательную задачу.

Регулятивные:

-планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные:

-работают в парах( обмениваются мнениями,

-учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличающуюся  от своей)

Карточки обратной связи-смайлы

2. Актуализация и пробное учебное действие. Учебно-познавательная деятельность.

7 мин

Воспроизведение ранее изученного , установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Проблемная ситуация.

Просмотр видеоролика, работа с текстами,

предложенными учителем

Показывает видеоролик. Ставит учебную задачу:

-У вас на партах лежат два варианта текста для озвучивания видеоролика.

- Посмотрите его, прочитайте тексты (измененный для урока вариант)

- Наметьте цели работы с текстом

-Заполните таблицу:  Цели работы с текстом 

- Что мы можем сказать об этих текстах?

-Итак, мы  работаем  редакторами!

Смотрим  видеоролик 

-Ребята, озвучьте ваши цели: (узнать какова тема, идея, стиль, как их можно озаглавить, тип речи этих текстов)

 (Текст № 1  СПб - культурная столица России.

 Текст № 2 Наш город  СПб)

- Подумайте и ответьте:

-Что объединяет эти тексты? (тема – о СПб)

-А чем они отличаются? (идеей)

-Какова идея 1 текста?  (-СПб - культурная столица  России).

-Какова идея  2 текста? ( Рассказать о городе : его людях, архитектуре, природе ,проблемах)   - стиль одного и другого ( публицистический)

-тип (рассуждение)

- Как бы вы озаглавили  тексты? (1 –й  СПб - культурная столица;  2-й   СПб-наш город)

-Какой текст мы выбираем для озвучивания видеоролика? (  Текст № 2)

-Аргументируйте свой ответ.

Слушают учителя, принимают учебную задачу, организуют совместную деятельность по решению задачи.

Отвечают на вопросы учителя

Воспроизводят ранее изученный материал по теме « Тема, идея текста. Стили и типы речи «

Строят понятные для партнера высказывания.

Познавательные:

-выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

-осуществляют для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, классификации;

-устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-задают  вопросы,

 -отвечают на вопросы других,

-формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

Задают вопросы для уточнения информации

3.Выявление места и причины затруднения

5 мин

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Ставит учебную задачу.

-Ребята, вы, наверное, заметили , что в тексте некоторые слова   стоят в …………, продолжите мою фразу (  в Н.ф.)

-Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? (С глаголом)

-Прежде чем мы поговорим об этой части речи, давайте восстановим текст, поставим глаголы в нужные формы.

-Итак, работаем   корректорами!

- Ребята, вы можете назвать тему урока?

( комментарий одного ученика –аргументированный ответ )

-Давайте проверим это предположение (Слайд № 2)

-Записываем в тетради число и тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Делают вывод о недостаточности знаний для решения учебной задачи

Оформляют запись в тетрадь (один ребенок записывает и комментирует)

Индивидуальная

групповая

(в парах)

Личностные: 

-имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению;

-проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.

Познавательные:

 -устанавливают причинно-следственные связи,

 -делают выводы.

Регулятивные:

 -осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

-задают вопросы с целью  получения необходимой для решения  проблемы информации.

Устные ответы

4. Построение системы знаний.

30 сек

7 мин

Организует работу по редактированию текста, его корректировке.

Оформляет морфологические признаки глагола в виде блок-схемы и таблицы «Я знаю. Я хочу знать…»

-Ребята,  назовите, что вам известно о глаголе из  начальной школы

 (дети дают определение глагола)

-Давайте сопоставим  ваши ответы с материалом, помещенным в учебнике

 на стр 97 ,98      п 106.

-Как вы думаете ,это все сведения , которые необходимо знать о глаголе.

  ( Наверное, нет, потому что почти на каждом уроке мы узнаем что-то новое)

 Появляется блок-схема (На слайде - №3).

  1. Глагол  обозначает действие или состояние.
  2. Отвечает на вопросы - Что делать ? Что сделать?
  3. Изменяется:

-в наст вр

       по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо );

 и  числам ( ед.ч., мн.ч.);

- по временам ( наст., прош., будущ);

- в прош времени по родам и числам ( м.р., ж.р., с.р.).

4. Может быть:

-изъявительного, условного, повелительного наклонения;

-совершенного и несовершенного вида;

-переходным и непереходным

-возвратным и невозвратным.

5. В предложении чаще всего бывает …сказуемым.

 Но чтобы убедиться в этом, давайте выполним синтаксический разбор  предложения. Воспользуйтесь распечаткой 

(От каждого петербуржца и лично от вас зависит состояние  домов, улиц, решение городских проблем)

-Мы доказали, что глагол в предложении является сказуемым?

-А какими еще  членами предложения может быть глагол? ( Подлежащим и дополнением )

(При затруднении учитель помогает ответить правильно)

( Учиться  -  значит трудиться .

Врач попросил меня соблюдать постельный режим .)

Физразминка ( не вставая с мест,  поднимите руки вверх, потянитесь, выпрямитесь, потрите ваши ушки, сконцентрируйте внимание – продолжаем работу

-Примените свои знания о глаголе и запишите  в  таблицу: « Я знаю,  я хочу узнать» 

- Поставьте условные обозначения « + » «?»

Дают полный ответ

Открывают учебник, самостоятельно читают учебный материал

Отвечают на вопрос

Смотрят презентацию, осмысляют информацию.

Работая в группе, выбирают исправляют и зачитывают текст ;

работают по блок-схеме на слайде ( выявление новых знаний о глаголе);

-оформляют результаты в таблице « Я знаю… Я хочу знать «;

Повторяют за учителем

Заполняют таблицу

Индивидуальная

Личностные:

- осознают свои возможности в учении;

-способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

- извлекают полезную информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников;

- систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

- контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

-осуществляют правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1 мин

Раскрытие сущности новых понятий ,усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

 Беседа по вопросам.

Обобщает и систематизирует учебный материал, показывает презентацию.

(Один из обучающихся зачитывает информацию , учитель открывает

 (Слайд  №2 – дом глагола)

Слово учителя:

- глагол имеет лицо - 1,2,3-е;

-время - настоящее, будущее  и  прошедшее;

-в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем - по родам и числам.

-вид - совершенный и несовершенный (об этом более подробно мы поговорим на последующих уроках в 5 кл);

 -наклонение - изъявительное, повелительное и условное – это тема ( 7 кл) ;

 -глаголы бывают переходные и непереходные  тоже (7 кл);

- может быть возвратным и невозвратным

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные:

-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении ,связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Задают вопросы для уточнения информации.

6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

8 мин

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Организует работу в группах по реализации

 творческой работы.

-А  сейчас мы  поработаем в больших группах.

-Перед вами  глаголы из текста,

вам необходимо классифицировать их по разным  признакам, опираясь на свои знания.

Каждую группу слов напишите на отдельном листе цветной бумаги, дайте   ей  название.

Ваши результаты прикрепите на магнитной доске, но только те, которые не прозвучали ранее ( у каждой группы свой цвет бумаги)

-Та группа, которая прикрепит больше ответов, будет победителем.

Отвечаем по очереди. ( На подготовку 3 минуты)

- В момент выступления и защиты работы групп необходимо название каждого признака   записать в тетрадь.

-по спряжениям;

-по временам;

 -по числам;

-по лицам;

-по родам;  …  и.т.д.

-Молодцы!  У вас получилось даже больше групп ,чем у меня, но это  не удивительно, вы же работали в команде…

Объявляет победителей конкурса

Обдумывают  пути решения поставленной задачи,

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 В сотрудничестве с учителем  и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают  ответы товарищей.

Оформляют записи в тетради

классифицируют глаголы из текста по морфологическим признакам.

Групповая

( по 6 человек)

Личностные: 

-имеют желание осознавать свои трудности и стремятся их преодолеть;

 -проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: 

-устанавливают причинно-следственные связи,

 -делают выводы.

Регулятивные:

-осознают недостаточность своих знаний

-задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

7 . Закрепление материала.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12 мин

Выполняют разноуровневые, вариативные задания

Предлагает вариативные задания по разбору глагола» создают « и составлению предложений.

Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

- Опираясь на свои знания, выполните  морфологический разбор глагола из словосочетания

 (Люди) создают

I.Создают (что делают?) –глагол (обозначает действие)

II.Н.ф –создавать ,

I спр., наст вр., 3 л., мн .ч.

III Люди ( что делают ? ) создают ( сказ )

-Кому это задание кажется трудным, можно воспользоваться карточкой – помощником на ваших столах

I. Создают (                   ) – глагол

II. Н. ф - …    , спр - …  , число -… ,время -… ,лицо -…  

III. Люди ( … ?  ) создают  ( …)  .

-Проверьте морф разбор по эталону.

Воспользуйтесь критериями оценки.

 Оцените свою работу.

Слайд  № 3  (для проверки-полный вариант )

- Молодцы!

- Перечитайте последний абзац текста и ответьте на вопрос:  Кто может изменить ситуацию в городе?  

 -Ответ запишите 2-3- мя   предложениями на отдельном листе

( Заслушиваем 4 варианта – по кол-ву групп)

- Выберите от каждой группы  диктора,

который озвучит текст.

Но поскольку групп много, а времени остается совсем мало, я предлагаю  дикторам  вытянуть жребий и узнать, кому посчастливится сегодня озвучить видеоролик.

- Включаем видеоролик , слушаем диктора.

Выполняют задание, проверяют по эталону на слайде

Оценивают выполненное задание

 Составляют и записывают 2,3 предложения в конце текста.

Слушают выступления представителей от каждой группы.

Выбирают диктора от каждой группы

Смотрят видеоролик, слушают озвучивание.

Индивидуальная

Групповая (по5- 6 чел) -продолжение работы вгруппах

Личностные: 

-имеют желание осваивать новые виды деятельности;

-участвуют в творческом созидательном процессе;

-нравственно-этическое оценивание  содержания.

Познавательные: 

-выполняют учебно-познавательные действия ;

-осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза ,сравнения, классификации;

-устанавливают причинно-следственные связи;

-делают обобщения и выводы;

-приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-самостоятельно формулируют цель; осуществляют поиск информации ( из услышанного на уроке, из учебника, по воспроизведению в памяти )

Оценивание работы учащимися

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке  (итоги урока)

Контроль

2 мин

Заключительная беседа по вопросам

Задает вопросы, предлагает дать самооценку своей работы на уроке.

- Итак, подведем итоги:

-Что нового вы узнали сегодня на уроке о глаголе?

-Понравилось ли вам работать редактором, корректором  и диктором?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравился ли вам урок?

-Какое у вас сейчас настроение?

- Покажите мне соответствующую вашему настроению  карточку-смайлик .

-На карточке постановки целей, оцените свою работу на урок

Вложите результаты в тетрадь

и сдайте на проверку.

---Огласить оценки ( индивидуальные ответы,  победившая группа и диктор )

Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют таблицу ( приложение № 2 – часть 2)

 

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная, групповая

Личностные:

 -понимают, в чем значение знаний для человека;

-приобретают мотивацию процесса образования;

 -стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные:

 -оценивают свою работу ,осознают правило контроля;

-исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной связи ( карточки-смайлы )

Карточки постановки целей

9. Домашнее задание

1 мин

 (1 мин резерв)

Слайд №4

Объясняет задание.

-Откройте дневники, запишите задание на дом:

 п 106 , упр 604 или 607 (по выбору ).

 

Записывают в дневники домашнее задание

Индивидуальная

Регулятивные:

- саморегуляция, стремление к самосовершенствованию.

Спасибо  за урок!!!

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...