методическая разработка урока ро русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

гюльмамедова наталья витальевна

методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе .Тема "Назывные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx21.8 КБ
Файл urok2.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема : «Назывные предложения»

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, тесты. 

Формирование  УУД.

Метапредметные.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-осознанно строить сообщения;

-использовать схемы;

-извлекать информацию ;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "назывные  предложения", определить способы выражения подлежащего в назывных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности,  работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ГИА

Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация ранее изученных знаний учащихся.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня присутствуют  гости. Настроим себя на работу. Я уверена, что наш урок пройдёт успешно и мы успеем сделать всё, что запланировано.

Эпиграфом   к нашему уроку будут слова К.Г.Паустовского « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Как вы понимаете эти слова?

Да. С помощью слов можно выразить свои чувства, мысли, горе или радость. На уроке мы приведем примеры к этим словам.

Давайте сядем поудобнее, откроем тетради и запишем число и классную работу.

2

Проверка домашнего задания.

Начнём мы наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом?

- Выписать из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» односоставные предложения и определить их вид. Послушаем выписанные предложения.

Так какие же предложения называются односоставными, в чем их отличие от двусоставных?

 2.Мотивация познавательной деятельности.

А теперь мы с вами проведем небольшой тест. Укажите номера односоставных предложений(1,2,3,4,6,7,10).определите их вид.


  1. Вечерний час.
  2. Сегодня пойдем на экскурсию.
  3. Тихо.
  4. Тише едешь- дальше будешь..
  5.  Роща сбрасывает последние листья  со  своих ветвей.
  6. Не люблю снег с дождем.
  7. Какая ночь!
  8. Ночь светла.
  9. Светят звезды в снежной вышине. .
  10. .Вечерами нам рассказывают сказки.

3.Введение новой проблемной информации. Постановка учебной задачи.

У каких предложений вы не смогли определить вид? Какой здесь главный член предложения ?С какой целью здесь выступает подлежащее? (называет предметы, события, явления. В них называются отдельные детали, но детали важные, выразительные, по которым  можно представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Значит как будут называться такие предложения? НАЗЫВНЫЕ, какую цель мы поставим перед собой?- Находить назывные предложения.

- Отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

Запишите тему урока.

Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения (Какая ночь!) состояния (Тихо.) Констатируют факт. (Вечерний час)

При помощи назывного предложения можно сообщить о явлении природы (Весна. Радуга. Проливной дождь.), красоте природы и о многом другом. Вот доказательство  к нашему эпиграфу.

4.Открытие нового знания.

А сейчас послушайте стихотворение А.А.Фета. о чем это стихотворение? Правильно о красоте окружающего мира, о чувствах влюбленных. Как вы думаете, что необычного в этом стихотворении. Да , в нем нет ни одного глагола. Спишите упражнение 48, подчеркните грамматические основы и объясните орфограммы. Продолжим изучение темы. 

работа  в парах  Работа с учебником: -Прочитайте теоретический материал с.127.Составьте план ответа о назывных предложениях.

Какой первый пункт плана у вашей пары? А следующий?

Работа у доски

Выполним упражнение 51 из учебника.

Физминутка. Я называю предложения. Если есть назывные –вы встаете, нет –сидите.

Работа в группах

1 группа.Мещёра (Наз). Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России (Д/с). Величину этой любви трудно измерить (Б/л). Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу (О/л).

Можно назвать записанное нами текстом? Почему?

- Да, предложения связаны по смыслу, у них общая тема и основная мысль.

Какова тема этого текста?

- Любовь к Родине.

Тип текста?

- Рассуждение.

Стиль текста?

- Публицистический.

Почему?

- Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.

2. группа Из частей текста, ориентируясь на количество назывных предложений в них, нужно составить верный текст. В первой части должно быть пять назывных предложения, во второй — две, в третьей — их нет, в четвертой — одно.

 «Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками». Жучки появлялись накануне древнего земледельческого праздника Ивана Купалы.

Вот зеленоватые огоньки. Это жучки-светлячки. Они живые! Они светят до самой зари.

Свет наших жучков довольно не яркий. В Южной Америке есть насекомые, которые светятся очень ярко. Это жуки кукубано. Их свет так красив, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои прически.

 Июнь. Ночь в лесу. Аромат трав. Запах цветов и свежей листвы. Таинственные звуки и шорохи.

I ч. ← 5 [ н ].

II ч. ← 2 [ н ].

III ч. ← —

IV ч. ←1 [ н ].

3. группа . Опишите картину И.Левитана «Золотая осень», используя односоставные  предложения.

Проверим ваше задание. А сейчас выполним упражнение 51. К доске пойдет … проверим.

Упражнение 52- продолжите предложение, определите тип предложений

Итак, урок подошел к завершению.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?

- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются? Мы  увидели, что с помощью слова можно выразить чувства. Описать красоту окружающего мира, как говорил Паустовский.

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

Рефлексия.

- Как оцениваете вы свою работу?

- А работу класса в целом?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

ОЦЕНКИ за урок.

 Найти и выписать из художественных произведений, входящих в учебник по литературе, 7-10 назывных предложений. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении.

Устно объяснить целесообразность использования данных конструкций в этих отрывках.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема : «Назывные предложения»

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, тесты. 

Формирование  УУД.

Метапредметные.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-осознанно строить сообщения;

-использовать схемы;

-извлекать информацию ;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "назывные  предложения", определить способы выражения подлежащего в назывных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности,  работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ГИА

Ход урока:

1.Организационный момент. Актуализация ранее изученных знаний учащихся.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня присутствуют  гости. Настроим себя на работу. Я уверена, что наш урок пройдёт успешно и мы успеем сделать всё, что запланировано.

Эпиграфом   к нашему уроку будут слова К.Г.Паустовского « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Как вы понимаете эти слова?

Да. С помощью слов можно выразить свои чувства, мысли, горе или радость. На уроке мы приведем примеры к этим словам.

Давайте сядем поудобнее, откроем тетради и запишем число и классную работу.

2

Проверка домашнего задания.

Начнём мы наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом?

- Выписать из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» односоставные предложения и определить их вид. Послушаем выписанные предложения.

Так какие же предложения называются односоставными, в чем их отличие от двусоставных?

 2.Мотивация познавательной деятельности.

А теперь мы с вами проведем небольшой тест. Укажите номера односоставных предложений(1,2,3,4,6,7,10).определите их вид.


  1. Вечерний час.
  2. Сегодня пойдем на экскурсию.
  3. Тихо.
  4. Тише едешь- дальше будешь..
  5.  Роща сбрасывает последние листья  со  своих ветвей.
  6. Не люблю снег с дождем.
  7. Какая ночь!
  8. Ночь светла.
  9. Светят звезды в снежной вышине. .
  10. .Вечерами нам рассказывают сказки.

3.Введение новой проблемной информации. Постановка учебной задачи.

У каких предложений вы не смогли определить вид? Какой здесь главный член предложения ?С какой целью здесь выступает подлежащее? (называет предметы, события, явления. В них называются отдельные детали, но детали важные, выразительные, по которым  можно представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Значит как будут называться такие предложения? НАЗЫВНЫЕ, какую цель мы поставим перед собой?- Находить назывные предложения.

- Отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

Запишите тему урока.

Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения (Какая ночь!) состояния (Тихо.) Констатируют факт. (Вечерний час)

При помощи назывного предложения можно сообщить о явлении природы (Весна. Радуга. Проливной дождь.), красоте природы и о многом другом. Вот доказательство  к нашему эпиграфу.

4.Открытие нового знания.

А сейчас послушайте стихотворение А.А.Фета. о чем это стихотворение? Правильно о красоте окружающего мира, о чувствах влюбленных. Как вы думаете, что необычного в этом стихотворении. Да , в нем нет ни одного глагола. Спишите упражнение 48, подчеркните грамматические основы и объясните орфограммы. Продолжим изучение темы. 

работа  в парах  Работа с учебником: -Прочитайте теоретический материал с.127.Составьте план ответа о назывных предложениях.

Какой первый пункт плана у вашей пары? А следующий?

Работа у доски

Выполним упражнение 51 из учебника.

Физминутка. Я называю предложения. Если есть назывные –вы встаете, нет –сидите.

Работа в группах

1 группа.Мещёра (Наз). Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России (Д/с). Величину этой любви трудно измерить (Б/л). Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу (О/л).

Можно назвать записанное нами текстом? Почему?

- Да, предложения связаны по смыслу, у них общая тема и основная мысль.

Какова тема этого текста?

- Любовь к Родине.

Тип текста?

- Рассуждение.

Стиль текста?

- Публицистический.

Почему?

- Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.

2. группа Из частей текста, ориентируясь на количество назывных предложений в них, нужно составить верный текст. В первой части должно быть пять назывных предложения, во второй — две, в третьей — их нет, в четвертой — одно.

 «Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками». Жучки появлялись накануне древнего земледельческого праздника Ивана Купалы.

Вот зеленоватые огоньки. Это жучки-светлячки. Они живые! Они светят до самой зари.

Свет наших жучков довольно не яркий. В Южной Америке есть насекомые, которые светятся очень ярко. Это жуки кукубано. Их свет так красив, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои прически.

 Июнь. Ночь в лесу. Аромат трав. Запах цветов и свежей листвы. Таинственные звуки и шорохи.

I ч. ← 5 [ н ].

II ч. ← 2 [ н ].

III ч. ← —

IV ч. ←1 [ н ].

3. группа . Опишите картину И.Левитана «Золотая осень», используя односоставные  предложения.

Проверим ваше задание. А сейчас выполним упражнение 51. К доске пойдет … проверим.

Упражнение 52- продолжите предложение, определите тип предложений

Итак, урок подошел к завершению.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?

- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются? Мы  увидели, что с помощью слова можно выразить чувства. Описать красоту окружающего мира, как говорил Паустовский.

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

Рефлексия.

- Как оцениваете вы свою работу?

- А работу класса в целом?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

ОЦЕНКИ за урок.

 Найти и выписать из художественных произведений, входящих в учебник по литературе, 7-10 назывных предложений. Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении.

Устно объяснить целесообразность использования данных конструкций в этих отрывках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...