Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) по теме

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

С этого учебного года планируется введение устной части ГИА-9 по русскому языку. 5 сентября в Рособрнадзоре состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.                                        При разработке экзаменационной модели была проведена большая работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.         Когда будет проводиться настоящее собеседование,  и повлияют ли его итоги на допуск к ОГЭ, станет ясно по итогам проведённой апробации.                                                                                Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
           Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.                                                                                                
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться 15 минут.                 В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. 
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно
в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка или  при необходимости  по аудиозаписи после экзамена.                                                Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».         Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике.                                                 Демоверсия выложена на сайте ФИПИ.  Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.                                         Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).      Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).                                         Предложены две модели проведения устной части ГИА 9. Слайд 2                Модель (без собеседника) с использованием компьютерных технологий, которая включает следующие типы заданий. До экзамена выпускник должен предупредить о своём выборе этого варианта, потому что устанавливается специальное программное обеспечение. В ходе экзамена выпускник пошагово выполняет указанные задания, которые считывает с экрана. Город выбирал такую форму апробации. Экзамен в целом проходит быстрее. (Плюс: современным детям эта форма ближе, проще. Минус: требуется специальная гарнитура, так как говорящие одновременно в одной аудитории мешают друг другу.)                                         Формы разные, ученик выбирает что ближе, но работа учителя по  подготовке к экзамену  одинаковая.                                                                                        Вторая модель с  учителем-собеседником.         Слайд 3.                                Обратимся к демоверсии 2017 года, которая выложена на сайте ФИПИ. В ходе апробации выявились спорные, неясные моменты при выполнении заданий,  о которых я буду сразу говорить. Так, во время проведения всех экзаменов         КИМы выпускникам выдаются на руки, есть время на знакомство. Здесь нигде не прописано, когда ученик получает  КИМ и должен ли ознакомиться со всем вариантом.        Или предполагается, что он знает         структура КИМа и всё делает спонтанно. Но это тоже какое-то нарушение.                                                                                                1 задание. Чтение текста. Слайд 4.                                                  Прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя  все знаки препинания,  подбирая оптимальный   темп и тембр, мелодику голоса,  делая логические ударения. Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики  неверное склоняют. Из-за волнения просто  искажают слова, за что тоже  лишаются баллов. Так, Суворов, н-р,  стал  и Сувориным, и Суровым.                                         С этим задание справились все.                                                                        2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Слайд 5.                 Не того, который дается после текста, как в Демоверсии, а самого текста для прочтения. Подготовка 1 минута. Пересказ 3 минуты. Высказывания даются  неизвестных авторов. Ученики ошибаются даже при произношении фамилий. Возникает вопрос о  введении цитаты. Задание: при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Значит ли, что  при прямом цитировании можно читать? Если на одной странице?!                                         Слайд 6. В критериях это задание оценивается как сжатое  изложении, по микротемам. Их выпускники  сохраняют. А вот цитату после пересказа забывают вводить. Поэтому все  ввели в конце пересказа. Об уместности и логичности её ведения  не приходится говорить. Нужно ли выпускнику проявлять своё отношение к цитате? Помимо содержания, 1 и 2 задания  оцениваются за грамотность                        3 задание. Монологическое высказывание. Слайд 7. Сразу хочется сказать, что распечатывать КИМ надо на цветном принтере. Иначе фотографии описать  очень проблематично.         Слайд 8.                                                                                        Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки  + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции,  здесь требуются фоновые знания по  истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства+ богатый жизненный опыт. Например, в апробации нужно было рассказать о любимом актёре. Понятно, что создатели КИМа  имели ввиду отечественного. Выпускники, кроме Ван Дама и Шварценеггера, вообще  никого не могут назвать. Описывая фотографию  с  рисующей девушкой, надо было поведать о собственных увлечениях. Это тоже вызвало затруднение.                                 От русского языка в  этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть.                 Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус:  тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения. Слайд 9.                                                                                                Это задание самое сложное. За 1 минуту экспромтом  правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет.  Поэтому здесь необходима очень  серьёзная подготовительная работа.        Оценивается и речевое оформление. Примечание.                                                                                        4 задание. Участие в диалоге. Слайды 9-10. Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы: односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.        Все эти результаты получены при том, что мы на элективных занятиях  уже успели разобрать  Демоверсию, повторили типы речи, выполняли задания открытого банка оценочных заданий по русскому языку из раздела «Говорение».                                 Слайд 11. Предвидя предстоящие трудности введения новой формы аттестации, в 2017-2018 учебном году кафедра гуманитарных дисциплин создала на базе школы муниципальную экспериментальную  площадку «Подготовка  к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода».                                                                         Слайд 12. Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление оптимальных форм, методов, приемов и средств подготовки обучающихся, которые позволят добиваться высокого качества образования и готовить обучающихся к сдаче  устной части ОГЭ по русскому языку. Одна из задач –  выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся  овладеть чтением, пересказом  и  говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.                                                                                                 Результатами работы  будем делиться на последующих семинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....

Устное собеседование по русскому языку.9 класс

Устное собеседование  по русскому языку.9 класс...

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...

Устное собеседование по русскому языку , 9 класс

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку (9 класс)

Вариант для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном материале используется краеведческий материал ....