Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Яндыбаева Елена Владимировна

Предлагаемый материал  актуализирует подходы педагога к формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УУД на уроках русского языка41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
В связи с этим роль учителя существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из школы ученика, портрет которого определен Новым образовательным стандартом.
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Учебный процесс  строю так,  чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации.  Дети работают самостоятельно, с учителем,  в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок  строю  как систему познавательных проблем и   способов    их     разрешения     на   основе личностно - ориентированного обучения.
       В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
С  первой  минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД).
К ним относятся:  целеполагание, как постановка учебной задачи: «Каким бы вы хотели видеть наш урок?  Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?» Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка). При повторении изученного материала, ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД).  Учащимся индивидуально или  в группах  необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос:  «Почему…?»  Каждый думает по -  разному, но, выслушав ответы, нам легче выбрать правильный. Таким образом, дети  самостоятельно или в группах сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике).

На этом этапе уроке развивались УУД во всех сферах:

-  личностные УУД - (формирование интереса);
-  регулятивные УУД - (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
- познавательные УУД - (наблюдали и делали выводы, работали с учебником);
- коммуникативные УУД -  (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Задача учителя - найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.

В значительную часть уроков русского языка я включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока, проверить и оценить результат своей работы.

Проблемные ситуации практически строятся на затруднении в выполнении нового задания, при этом самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, необходимо вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировать свою деятельность, и оценить результат, проверить его.

Ученику  нужно вывести  новое правило. Ему даётся задание: «Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку»  («Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.).
Одним из важных компонентов при формировании УУД  является самостоятельная  работа. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

Специально подобранная система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Результатом такого этапа обучения является самоопределение школьников, основанное на желании  - научиться. При формировании УУД широко использую сотрудничество, которое включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте,  меняться ролями,  проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.

В результате формируются коммуникативные  УУД.
В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учащихся в классе и дают оценку себе и товарищам. Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Таким образом, можно выделить этапы урока, на которых формируются разные виды УУД:

1. Регулятивные УУД 

-  изучение нового материала;

Новые знания о части речи. «Прочитай текст. Почему  односоставные предложения  получили такое название? … Как отличить односоставные предложения от   двусоставных  ?».

Определи, чем выражено сказуемое в данных предложениях, определи их грамматическое значение. Сделай вывод. (Умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) Прочитай  об условиях  орфограммы  в учебнике ,«Всё ли было верно в твоем задании, которое ты выполнил?» (Дети читают правило, исправляют ошибки, которые допустили).

- обобщение.

«Расскажи всё, что ты уже знаешь об  односоставных предложениях, по плану …».  
Сравни свой ответ с теоретическими сведениями учебника. дано в конце Пользуйся этими сведениями  при выполнении следующих упражнений…
Умение находить причастия в тексте. «Найди причастия. Как будешь действовать?»)

- контроль и самоконтроль учебных действий

«Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай задания»,  «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; "Сколько в тексте таких предложений? Должно быть три!"; "Докажи письменно на примере двух предложений , что эти  предложения являются односоставными.»
«Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова», «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму. Перед каждым из них напиши проверочные слова».

2. Познавательные УУД -  

а. на извлечение информации.

-  изучение нового материала;

Наблюдение за односоставными предложениями в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какую роль играют односоставные предложения в тексте?
           - актуализация знаний

       Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
             
б. общеучебные  -  умение ставить и решать проблемы: назовите способы выражения сказуемого в односоставных предложениях .

3. Личностные – самоопределение: ориентация ученика  на учет чужой точки зрения. 

"Объясни соседу по парте, члену группы,  почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н" Ты сумеешь помочь  составить схему к данному предложению?
4. Коммуникативные  - инициативное  сотрудничество   (взаимодействие):

«Помоги  ему     решить эту проблему».

Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах обучения.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

Цели:1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья представляет собой обобщение материалов о формировании универсальных учебных дейтсвий на уроках русского языка в соответствии с ФГОС второго поколения. В работе указываются ссылки на официальны...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...