Проверочная работа по русскому языку "Средства выразительности"( 11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Ли Юлия Алексеевна

Тестовые задания представлены в 6 вариантах и предполагают как выполнение задания, идентичного 24 заданию ЕГЭ по русскому языку, так и проверку  знаний литературоведческих терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_sredstvam_vyrazitelnosti.docx165.95 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

Вариант 1.

1. Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

2. Запишите термин. Изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков)

6.Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

а) синекдоха                                в) градация                               д) перифраза

б) олицетворение                        г) антитеза                                е) эпитет   

 

4. Дать определения:

Синекдоха

Синтаксический параллелизм

Вариант 2

1.«Для того чтобы подчеркнуть злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность, Л.Г.Матрос использует приём (А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

2. Запишите термин .Это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

6. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

а) олицетворение           в) сравнение                    д) гипербола

б) оксюморон                 г) градация                      е) ирония

 

4.Дать определения:

Оксюморон

Анафора

Вариант  3

1.В предложениях 6,20,29 автор использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.

Список терминов:

1) цитата

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

2. Запишите термин. Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков)

6.Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

а) синекдоха                                в) градация                               д) перифраза

б) олицетворение                        г) антитеза                                е) эпитет   

 4. Дать определения:

Градация

Метонимия

 

Вариант 4

1.Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

1)цитата

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов предложения

2. Запишите термин. Изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

6. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

а) олицетворение           в) сравнение                    д) гипербола

б) оксюморон                 г) градация                      е) ирония

4. Дать определение:

Гипербола

Синекдоха

Вариант  5

1.Несмотря на публицистический стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ («ненормативная лексика» в предложении 27, «афоризм» в предложении 28, «дискуссия» в предложении 1, «рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста — рассуждение , доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления противопоставления автором используются и лексические средства — (В) ____ (предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___ (предложения 21-25, 27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

1)цитата

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов предложения

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

2. Запишите термин . Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков)

6.Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

а) синекдоха                                в) градация                               д) перифраза

б) олицетворение                        г) антитеза                                е) эпитет   

4. Дать определение:

Метонимия

Инверсия

Вариант  6

1.В тексте Л.Г.Матрос поднимается проблема низкого культурного уровня современных людей. Для особого подчёркивания значимости этого вопроса автор использовала (А) ______ («раньше — сейчас» в предложении 24) и (Б) _____ «образ жизни» в предложении 21, «иметь в виду» в предложении 11). В предложениях 23-24 в качестве связи предложений умело включены в текст (В)_____. С целью усилить выразительность речи Матрос воспользовалась таким приёмом, как (Г) ___ ( в предложениях 1,9,15, 23).

1)цитата

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)однокоренные слова

9)антонимы

2.одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

3.Определите средства выразительности в прозаических и поэтических средствах:

1. Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

6. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

а) олицетворение           в) сравнение                    д) гипербола

б) оксюморон                 г) градация                      е) ирония

4. Дать определение:

Перифраз

Литота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

проверочная работа по русскому языку 8 класс

проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...

Карточки-информаторы и проверочные работы по русскому языку. 8 класс.

Карточки-информаторы, сопровождающие проверочные работы, помогают систематизировать основные сведения по изучаемой теме. Хорошо подходит для дифференцированных заданий, для учеников-визуалов, спо...

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс.

Данная работа позволяет вспомнить такие правила как- Е - И в окончаниях глагола,- чередование гласных в корнях,- фонетический, морфологический, синтаксический разборы....