Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podotovka_k_sochineniyu.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе:

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

(Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Урок разработала

Ахмерова С.В.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №125»

Советского района

г. Казани

Урок русского языка в 9 классе:

Слайд 1: Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

(Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М.Горький

Цель урока:

  • в процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно-речевой деятельности, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;
  • обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить;

     - проследить использование отдельных языковых средств, художественных приемов для раскрытия темы, основной мысли текста.

Оборудование урока:

- портрет Антуана де Сент Экзюпери;

- пословицы и поговорки о дружбе;

- толковые словари;

- текст Антуана де Сент Экзюпери;

- справочные материалы;

- лист заданий;

- презентация к уроку.

Ход урока

На уроках развития речи мы с вами уже писали изложения, изложения с элементами сочинения, вспоминали, что такое текст, типы и стили речи. И вот сегодня нам предстоит познакомиться с текстом, взятым из повести-сказки Антуана де Сент Экзюпери  «Маленький принц».

- Индивидуальное задание учащихся (рассказ об Антуане де Сент Экзюпери)

 Слайд 2 (Портрет Антуана де Сент Экзюпери)

В ходе беседы на уроке мы обогатим словарный запас новой лексикой, продолжим развивать умения логично правильно и аргументировано говорить; попытаемся проследить использование отдельных языковых средств, художественных приёмов для раскрытия основной идеи текста. А уже дома на основе данного литературного образца вам предстоит написать сочинение – рассуждение «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце».

Чтение текста

(1)И вот настал час прощанья.

(2)— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

(3)— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — (4)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

(5)— Да, конечно, — сказал Лис.

(6)— Но ты будешь плакать!

(7)— Да, конечно.

(8)— Значит, тебе от этого плохо.

(9)— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.

(10)Он умолк. (11)Потом прибавил:

(12)— Поди взгляни ещё раз на розы. (13)Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. (14)А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (15)Это будет мой тебе подарок.

(1б)Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

(17)— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — (18)Вы ещё ничто. (19)Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. (20)Таким был прежде мой Лис. (21)Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. (22)Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

(23)Розы очень смутились.

(24)— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — (25)Ради вас не захочется умереть. (26)Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. (27)Но мне она одна дороже всех вас. (28)Ведь это её, а не вас я поливал каждый день, её, а не вас накрывал стеклянным колпаком, её загораживал ширмой, оберегая от ветра. (29)Для неё я убивал гусениц, и только двух или трёх я оставил, чтобы вывелись бабочки. (30)Я слушал и как она жаловалась, и как она хвастала, я прислушивался к ней даже когда она умолкала. (31)Она — моя.

(32)И Маленький принц возвратился к Лису.

(33)— Прощай... — сказал он.

(34)— Прощай, — сказал Лис. — (35)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (З6)Самого главного глазами не увидишь.

(37)— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

(38)— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

(39)— Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

(40)— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (41)Ты в ответе за твою розу.

(42)— Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

(ПоА. С.-Экзюпери*)

Беседа по содержанию и композиции текста.

Слайд 3: Ребята, докажите, что перед нами текст.

(Это текст, т.к. каждое предложение добавляет новую информацию к уже сказанному, несёт определенную информацию, т.е. обладает признаком информативности. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Данный отрывок можно считать завершенным, т.к. мы осознаём замысел автора и делаем вывод о том, что получили всю необходимую информацию о предмете речи. Кроме всего прочего, текст делится на абзацы, т.е. обладает признаком членимости.)

Слайд 4: К какому стилю мы отнесём данный текст?

(Этот текст художественного стиля, т.к. при помощи этого текста автор пытается воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Текст образный, эмоциональный, четко прослеживается авторская позиция. Автор использует различные изобразительно- выразительные языковые средств.  Кроме того, жанр данного текста повесть-сказка, что также говорит о том, что этот текст художественного стиля.)

-Как вы понимаете слово истина?

Слайд 5: Почему Лис, которому тяжело и горько расставаться с Маленьким принцем, говорит: «Нет, мне хорошо»?

  1. В этот момент Лис неискренен.
  2. В отличие от «ста тысяч других лисиц», у Лиса теперь есть настоящий друг.
  3. Лис не хочет, чтобы Маленький принц огорчался из-за него.
  4. Лис не верит, что Маленький принц улетает навсегда.

Слайд 6:  Что имел в виду Лис, говоря о «самом главном», чего не увидишь глазами?

  1. Нельзя во всём полагаться на зрение.
  2. Первое впечатление всегда обманчиво.
  3. Главное в каждом — его душа, мысли, поступки.
  4. Глаза всегда обманывают, а сердце не ошибается никогда.

Слайд 7:  Как характеризует Маленького принца информация, заключённая в предложениях 24—31?

Слайд 8:

  1. Маленький принц очень мудрый.
  2. Маленький принц говорит так, чтобы позлить розы.
  3. Маленький принц неискренен.
  4. Маленький принц понимает, что такое настоящая привязанность и дружба.

Слайд 9:  Как вы понимаете слова друг и дружба?

(Дру́жба — бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными, но не основными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и терпимость.

Слайд 10:  Друг м. 1) а) Тот, кто тесно связан с кем-л. дружбой. б) Любимый человек; возлюбленный или возлюбленная. 2) Сторонник кого-л., защитник чьих-л. интересов, взглядов. 3) перен. То, что способствует нормальной деятельности человека. 4) разг. Употр. как дружеское обращение к кому-л.)

-Как бы вы сформулировали основную мысль текста?

Слайд 11:  В каком из указанных предложений употреблены контекстные антонимы?

1)4        2)14        3)19        4)24

Слайд 12: Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ДОРОГА (предложение № 38).

  1. имеющая высокую цену
  2. стоящая больших усилий, жертв
  3. такая, которой дорожат
  4.  любезная, милая, любимая

Слайд 13:  Среди предложенных слов укажите многозначное.

  1. час (предложение 1)
  2. умолк (предложение 10)
  3. лисица (предложение 21)

4)оберегая (предложение 28)

Слайд 14: Укажите, предложение, построенное на основе инверсии.

  1. Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире.
  2. Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

    3)И Маленький принц возвратился к Лису.

    4)Самого главного глазами не увидишь.

Слайд 15-16: Замените слово ИСТИНА из предложения 40 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.

(непререкаемое положение, утверждение «мудрая мысль»)

Слайд 17: Из предложений 24—30 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

(умереть)

Слайд 18: Из предложений 12—20 выпишите слово, правописание согласной буквы приставки в котором зависит от качества следующего согласного звука.

(взглянуть)

Слайд 19: Из предложений 22—28 выпишите слово, в котором правописание НН и  НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).

(стеклянным - стеклянный)

Слайд 20: В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве.

Ведь это её,(1) а не вас я поливал каждый день,(2) её,(3) а не вас накрывал стеклянным колпаком,(4) её загораживал ширмой, (5) оберегая от ветра.             (5)

Слайд 21: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает (-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

Для неё я убивал гусениц, (1) и только двух или трёх я оставил,(2) чтобы вывелись бабочки. Я слушал и как она жаловалась,(3) и как она хвастала,(4) я прислушивался к ней даже когда она умолкала.

(1)

Слайд 22: Замените словосочетание МОЙ ПОДАРОК (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(подарок от меня)

Слайд 23: Выпишите грамматическую основу предложения 6.

(ты будешь плакать)

Слайд 24: Среди предложений 24—29 найдите предложение(-я) с вводным  словом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

(26)

Слайд 25: Среди предложений 23—27 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложениями).

(24)

Слайд  26: Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

(2)

Слайд  27: Среди предложений 27—36 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(35)

Слайд 28-29: Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Давайте вспомним ещё раз структуру построения сочинения-рассуждения.

Строение   текста типа рассуждения.

  1. Тезис- утверждение, которое   нужно доказать.
  • Почему? – потому что так.

2.Обоснование высказанной мысли: аргументы (доводы, доказательства и примеры).

  • Что из этого следует? - поэтому, таким образом, итак, следовательно.
  1. Вывод. 

- Помните, вы должны создать свой, оригинальный текст, опираясь на прочитанный.

Слайд 30: Воспользуйтесь рекомендациями, данными в следующей таблице:

Структура сочинения-рассуждения

Рекомендации

Вступление (2—3 предложения)

Постарайтесь сделать его ярким, чтобы оно привлекало внимание читателя

Тезис

Продумайте способ формулировки

Аргументация (не менее 2-х аргументов)

Продумайте способы цитирования, используйте основные языковые средства оформления рассуждения

Выводы (до 3-х предложений)

Помните, что в нем содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением; вывод связывается с доказательством посредством слов: поэтому, вот почему, следовательно ...

Оценивание выполненного задания по критериям экзаменационной работы на ЕГЭ

Слайд 31: Домашнее задание:

Напишите сочинение - рассуждение.

I. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце».

II. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....