Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Дашкина Гульзифа Фаатовна

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельная работа, работа в парах,групповая-вариативная работа,работа с дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 7 классе34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

ФИО Дашкина Гульзифа Фаатовна

учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тюрнясевская средняя общеобразовательная школа» Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, с.Тюрнясево.

Тема урока:Причастие и деепричастие.

Цели урока:

познавательные: систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),

Задачи:

обучающие: определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие»,

развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;

развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитание любви к близким , вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности,

Методы обучения: проблемно-диалогический

                                 частично-поисковый

Форма организации учащихся:

1.самостоятельная работа

2.групповая – вариативная работа

3. работа с дидактическим материалом

4.работа в парах

5.рефлексия

6. обобщение.

Тип урока: повторение  – обобщение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор. компьютер, презентация по теме, карточки-эталон, символы, ауди-видео записи.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, гостям, пусть наш урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам,  новых знаний!

II. Актуализация прежних знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Урок я начну, а вы послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос «Почему я начинаю урок с таких строк?»

- Звучит аудио запись (стихотворение о маме).Предполагаемые ответы учащихся  (Последнее воскресенье ноября вся страна отмечает День матери).

Учитель: Да, действительно, ребята. Последнее воскресенье ноября – День матери. Давайте прочитаем текст на доске.(на доске записаны  предложения).

1.Слово «мама» - особое слово. 2.Оно рождается вместе с нами, сопровождая нас в годы взросления и зрелости. 3.Его лепечет дитя в колыбели, с  любовью произносит юноша и глубокий старец.4.Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляя на подвиг.5.Материнская любовь - самое постоянное из всех чувств, присущих человеку. 6.Материнская любовь – это безусловное чувство к своему ребенку, ничего не требующее взамен.

Учитель:  Ребята, скажите, какая основная мысль этих предложений?

 Что общего вы видите в предложениях 2 и 4,5 и 6?  Предполагаемые ответы учащихся (Основная мысль предложений  –  здесь говорится о материнской любви.  В составе  предложений 2и 4, 5 и 6 есть деепричастные и причастные  обороты).

Учитель: Как вы думаете, почему я задала Вам этот вопрос? Предполагаемые ответы учащихся (На уроке будем повторять деепричастие и причастие, деепричастный и причастный оборот ).

Учитель: Ребята, как вы определите тему урока.  Предполагаемые  ответы учащихся. (Урок повторения по теме «Причастие и деепричастие)

Учитель: Ребята, скажите, какая цель нашего урока и какие задачи стоят перед нами. Предполагаемые  ответы  учащихся.  (Повторить пройденный материал….).

Запишите число, классная работа и тему урока. « Причастие и деепричастие».

Запишите первое предложение. «Слово «мама» - особое слово». Почему? В конце урока мы с вами ответим на данный вопрос.

III. Совершенствование умений и навыков.

Учитель: Действительно, ребята,

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола с  Прилагательным и Наречием

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о причастии, и о деепричастии.

Задание (групповое).

Откройте конверт, соберите рисунок . Ваша задача: Правильно выбрать признаки части речи, которая у Вас указана в окружности. Представьте свой мини  – проект, расскажите, что получилось.

- Учащиеся выполняют задание.

1 группа: причастие:

Обозначает признак предмета по действию. Отвечает на вопросы:  Какой? Каков? Имеет следующие признаки: действительное,страдательное,время,вид,возвратность,род,число,падеж.

синтаксическая роль в предложении: сказуемое или определение

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия , что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

2 группа: деепричастие:

Обозначает добавочное действие. Отвечает на вопросы:  Что сделав? Что делая? Как? Имеет следующие признаки: вид, возвратность, синтаксическая роль в предложении: обстоятельство. Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова

Учитель: Молодцы, ребята, все справились с данным заданием.  А теперь прочитаем текст

1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

 (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву)*

Учитель: Выполним следующие задания по тексту: (работа в парах)

1.Определите основную мысль текста.

2.Найдите деепричастия, причастия и деепричастные и причастные обороты в выделенных предложениях? Выпишите. Обозначьте суффиксы.

Учитель: Поменялись тетрадями, проведем взаимопроверку по эталону.

Уходя в гимназию, приготовленный матерью конверт, облысевшей,

волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, бегущую мимо ораву, смеясь, приблизившись, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой.

Учитель: Расскажите, как выделяются при письме причастный и деепричастный оборот. В чем их отличие.

Учитель: Ребята, давайте мы с вами проведем физкультминутку для глаз и затем продолжим работу.

Учитель: Запишите слова в тетради и у доски. (индивидуальная работа)

(Не) прекращая ,(не) годуя, (не) завидуя, (не) увлекаясь., не прочитанная, а купленная , не принимавшая участия, неосвещенная улица, ненавидевший.

Учитель: Объясните правописание слов. Какое правило применяем при выполнении задания?  Предполагаемые  ответы учащихся ( Не с причастия и деепричастиями).

Учитель: запишите домашнее задание. 1.сочинение о своей маме.

2.составить 5 предложений с деепричастиями причастиями. 3.Подобрать тексты художественной литературы  о материнской любви.

Выполним сейчас самостоятельную  работу (тест).

1.Деепричастие обозначает…

А) проявляющийся во времени признак предмета по действию. Б) добавочное действие при основном действии. В) признак признака.

2. Деепричастие…А) склоняется. Б) спрягается .В) не изменяется.

3. Деепричастия бывают…

А) совершенного и несовершенного вида. Б) настоящего и будущего времени.

В) 2-го спряжения.

4. В предложении деепричастия являются…

А) обстоятельством. Б) дополнением. В) определением.

5. Деепричастный оборот – это…

А) одиночное деепричастие. Б) деепричастие с глаголом. В) деепричастие с зависимыми словами.

6. На письме деепричастие и деепричастный оборот…

А) выделяются запятыми.Б) не выделяются запятыми.

7. Найти словосочетание «причастие +существительное»:

а) чернеющая пропасть,         г) спелый крыжовник,                                

б) черная ночь,                         д) теплый дождь,

в) белого света,                        е) веселый человек.

8. Найти словосочетания «причастие +существительное»:

а) мокрый снег,                            г) светлое небо,

б) синее небо,                                д) собранные грибы,

в) поспевающий крыжовник,     е) темнеющий лес.

9. Найти словосочетания «прилагательное +существительное»:

а) стоящий мальчик,                     г) светлое небо,

б) засеянное поле,                          д) собранные грибы,

б) летящая птица,                          е) водная стихия.

10. Найти словосочетание «причастие +существительное»:

а) болотная вода,                           г) мелкий брод,

б) горячая печь,                              д) последний лист,

в) спеющая ягода,                          е) успешный ученик.

IV.Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте посмотрим видео - фильм про маму.

 - Ребята, скажите, пожалуйста, почему, слово «мама» - особое слово? Мы достигли поставленных задач? Подтвердите словами из стихотворений, подготовленных вами дома. Предполагаемые ответы учащихся. (Мама -это……Задачи достигнуты)

Вам понравился урок? Все вспомнили пройденный материал? Если да, поднимите красное сердечко. Вам понравился урок, но необходимо еще немного повторить – зеленое сердечко. Если урок не понравился, не вспомнили ничего – синее сердечко.

Учитель: Напишите пожелание маме и подарите дома. Молодцы, ребята, до свидания, спасибо за урок.

Список основной литературы.

  1. М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова,О.М.Александрова,Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба. Русский язык ,7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, 2007 .
  2. Н.В.Егораева. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык,7 класс,2011.
  3. Образовательные ресурсы. http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/, http://school-collection.edu.ru/, http://www.uroki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.

Конспект урока  для обобщения и систематизации знаний о глаголе...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"

Урок систматизации и обобщения  по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"

Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...

Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе

Обучающие:-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...