Тест по русскому языку в 5 классе по теме "Лексика"
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Петрухина Лариса Владимировна

Контрольный тест по теме "Лексика"(2 варианта) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_5_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Лексика                                             5 класс

                                                  I вариант

  1. Определите лексическое значение слова изморось:

А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

Б) морозные узоры на стекле;

В) очень мелкий дождь.

  1. Укажите, какие из слов являются однозначными:

    А) ряска; Б) айсберг;

    В) брошюра; Г) квартал;

    Д) земля; Е) арена.

  1. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

А) строить дом;       Б) убить время;    В) тяжёлый характер;

Г) часы бегут;          Д) мягкое кресло;   Е) острый нож.

  1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

    А) однозначными;       Б) многозначными;       В) синонимами;

    Г) омонимами;       Д) антонимами

  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются:

    А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами;

    Г) омонимами;   Д) антонимами.

  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

     А) синонимами;  Б) антонимами;  В) омонимами;  

     Г) однозначными;  Д) многозначными.

  1. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

     А) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

     Б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

     В) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

     Г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

  1. Выберите пары антонимов:

    А) смелый – грубый;  Б) мудрость – глупый;  В) щедрый – скупой;

    Г) рассеянность – сосредоточенность;  Д) благородный – подлый;

    Е) отзывчивый – вспыльчивый.

  1. Укажите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                 А)      Б)       В)       Г)

Гр…мадный           О        А        А        О

…громный             А         А        О        О

справ…                   О         А        О        А

влев…                     А         О        А        О

смотр…т                 И         Е         Е        И

Оценки

За 15 правильных ответов – «5»;

За 12 – 14 – «4»;

За 9 – 11 – «3»;

За 6 – 8 – «2».

                            Лексика  II вариант

  1. Определите лексическое значение слова озимь:

А) всходы, посевы озимых культур; Б) первые дни зимы;

В) вьюга, во время которой дует низовой ветер.

  1. Укажите слова, которые являются многозначными:

А) жюри; Б) квартал; В) гнездо; Г) серебряный; Д) сизый; Е) кроссворд.

  1. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

А) твёрдая воля;  Б) бегут ручьи;  В) горят костры;

Г) зерно пшеницы;  Д) золотое кольцо;  Е) ледяной взгляд.

  1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами;

Г) омонимами;   Д) антонимами.

  1. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо.

А) однозначными;   Б) многозначными;  В) синонимами;

Г) омонимами;  Д) антонимами.

  1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…

А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами;

Г) омонимами;  Д) антонимами.

  1. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий: 

А) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

Б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

В) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

Г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

Д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

  1. Укажите пары антонимов:

А) угрюмый – веселиться;      Б) гигант – карлик;  

В) робкий – смелый;               Г) холодный – вспыльчивый;

Д) благородный – подлость;          Е) скромный – хитрый

  1. Выберите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                               А)         Б)        В)       Г)

                   Направ…           А           О         А        О

                   Слев…               А           А         О         О

                   Вид…т               Е           И          Е         И

                …громный           А           О          А         О

               гр…мадный          О           О          А          А

Карточка 1

Задание: подберите близкое по значению слово (синоним), оканчивающееся на шипящий согласный:

ДОКТОР - _____________

РОДНИК - _____________

НЕПРАВДА - __________

Карточка 2

Задание: напишите имена прилагательные в таком порядке, чтобы степень качества постепенно уменьшалась.

  1. Маленький, крошечный, небольшой.

__________________________________________________________________

    2) Красивый, прелестный, прекрасный

__________________________________________________________________

Карточка 3

Задание: подберите и продолжите ряды синонимов.

Существительные

РОДИНА - _______________________________________________________

ТРУД - ____________________________________________________________

ДОРОГА - ________________________________________________________

ЖАРА - ___________________________________________________________

ДЕТИ - ___________________________________________________________

ЧАЩА - __________________________________________________________

МЕТЕЛЬ - ________________________________________________________

ГРУЗ - ___________________________________________________________

Глаголы

ЗВАТЬ __________________________________________________________

БРОСАТЬ _______________________________________________________

ГОВОРИТЬ_______________________________________________________

СМЕЯТЬСЯ_______________________________________________________

Прилагательные

РОБКИЙ __________________________________________________________

АЛЫЙ____________________________________________________________

ДРЕМУЧИЙ_______________________________________________________

СМЕЛЫЙ_________________________________________________________

Карточка 4

Задание: подберите синонимы к словам:

Благородство_______________________________________________________

Умелый ___________________________________________________________

Осторожность_____________________________________________________

Торопливость______________________________________________________

Любовь___________________________________________________________

Милосердие_____________________________________________________

Карточка 5

Задание: подобрать антонимы к словам:

Безвестный _________________

Беспокойный__________________

Близкий __________________

Бодрый ___________________

Брать___________________

Богатый _________________

Большой _________________

Бурный __________________

Быстрый____________________

Неграмотность______________________

Недоучка___________________________

Безделье__________________________

Худое_______________________

Старание_____________________

Зло _____________________

Карточка 6

Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.

Фея книг

Есть об…льстительные феи

И фей р…ждает каждый миг…

Но нет умнее и светлее

Добрее старой феи книг.

Взор многозначающий так долог,

Всё в ней безгорес…ная быль.

Она свева…т с книжных полок

Крылами веющими пыль

                                   Д. Коковцов

Карточка 7

Задание: выпишите омонимы из данных предложений.

  1. Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

  1. Козёл с косой пошёл на луг.

Он скосит розовую «кашку»,

Своим козлятам сварит кашку.

Карточка 8

Задание: отгадайте загадку. Сколько «отгадок» заключено в ней?

Меня найдёте на горе,

У петуха на голове

И в волосах у девушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

     В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...

Тесты по русскому языку 5 класс.

Тематические тесты содержат 4-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С). Задания типа А - задания  с выбором ответов. Задания типа В - задания с...

Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....

тест по русскому языку-3 класс

итоговый контроль в 3 классе по русскому языку...

Тест по русскому языку 6 класс

В тесте содержится материал по орфографии, синтаксису, мормемике...

итоговый тест по русскому языку 8 класс

Итоговый тест по итогам года за курс русского языка по основным разделам русского языка...

Тест по русскому языку 9 класс

Тест по русскому языку "Сложносочиненные предложения", 9 класс...