Занимательные материалы при изучении имени числительного в школе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков,

а очень важный, интересный грамматический разряд, на первом же уроке и на всём протяжении изучения данной темы на уроках,

а также во внеурочное время можно привлекать занимательный материал. Эпиграфом к уроку могут стать следующие строки:

                                   “Как обойтись бы без числа наука точная могла?

                                    Расчет во всяком деле нужен.

                                   Ты и с числительным будь дружен».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательные материалы при изучении имени числительного в школе.

            В связи с поисками наиболее эффективных приёмов обучения необходимо всё смелее вводить в урок элементы игры, занимательности. Но это не должно стать самоцелью, одним из средств развлечь учеников, а призвано служить выполнению поставленной на уроке учебной цели: усвоению, закреплению и углублению знаний. Это обычные упражнения и задания, облечённые в занимательную форму (рассказ-шутка, сказка, загадка, пословица или поговорка, а также ребус, чайнворд и т.п.).

           При изучении имён числительных на уроках русского языка в школе учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями в связи с многообразием типов словоизменения  как в устной, так и в письменной речи. Поэтому учителю необходимо с первых же уроков позаботиться о том, чтобы учащиеся поняли необходимость, серьёзность и важность внимательного изучения данной темы.

        Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный, интересный грамматический разряд, на первом же уроке и на всём протяжении изучения данной темы на уроках, а также во внеурочное время можно привлекать занимательный материал. Эпиграфом к уроку могут стать следующие строки:

                                   “Как обойтись бы без числа наука точная могла?

                                    Расчет во всяком деле нужен.

                                   Ты и с числительным будь дружен».

               В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок с числительными. Это богатейший материал для развития познавательного интереса к родному языку. Вот некоторые из них (могут быть привлечены в качестве дополнительного материала):

                   1.Один в поле не воин.

                   2. За один раз дерева не срубишь.

                   3.Одна ладошка не хлопает.

                   4.В одну и ту же реку дважды не войдёшь.

                    5.Чего один не сделает, сделаем вместе.

                    6.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

                    7.Где больше двух, говорят вслух.

                    8.Семеро одного не ждут.

                    9.Семь бед – один ответ.

                     10.Семеро по лавкам.

                     11.В гору-то семеро тащат, а с  горы и один столкнёт.

                      12.Семь пятниц на неделе.

                      13.Семь раз отмерь, а один – отрежь.

                      14.Семи пядей во лбу.

                      15.До седьмого пота.

                      16.Быть на седьмом небе от счастья.

                      17.Семь бед – один ответ.

                      18. Он 7 лет всё на одной дудке играет.

                      19. 7 капралов над одним рядовым.

                      20. Лук 7 недугов лечит.

                     21. Хорошо ружьё бьёт: с печки упало – 7 горшков разбило.

                      22. 7 ворот – один огород.

                      23.Опять 25.

                     24. 10 ран прими, а стой.

                     25. Лучше 10 раз поворотить, чем 1 раз на мель сесть.

                     26 30 лет, как видел коровий след, а всё молоком отрыгается.

                     27. 70 лет для невесты много, а для бабушки – в самый раз.

                     28. У иноходца 1000 путей,  у хитрого – тысяча слов.

                      29.Сто лет в обед.

                                  Загадки

                   1.  Пять да пять – родные братья,

                     Так все вместе и родятся,

                      И поэтому зачем же

                      Им друг с другом разлучаться?

                      Вместе братцы

                      Лезут драться                                        

                      Вместе мыться

                      И плескаться.

                      Вот какие «пять да пять».

                      Угадайте, как их звать?  (Пальцы)

               

                2.Раскололся тесный домик

                   На две половинки,

                   И посыпались в ладони

                   Бусинки-дробинки. (Горох)

               

                 3.На странице букваря

                   Тридцать три богатыря

                    Мудрецов-богатырей

                    Знает каждый грамотей. (Афавит.)

                 4.Две новые кленовые

                    Подошвы двухметровые:

                    На них поставил две ноги

                    И по большим снегам беги. (Лыжи.)

               5.Двенадцать братьев мчат вперёд,

                  Всегда вперёд,

                  За годом год.

                  Но им друг друга не догнать.

                   Скажи, как братьев этих звать.

               6.Загадка-шутка

                В нашем классе два Ивана,

                Две Татьяны, два Степана,

                Три Катюши, три Галины,

                Пять Андреев, три Полины,        

                Восемь Львов, четыре Саши,

                Иры, Кати и Наташи.

                По четвёрке: Тани, Гали,

                Лёвы, Поли и Виталий.

                 Остальные все: Иваны,

                 Все Андрюши и Степаны –

                 Получили только тройки.

                 А кому остались двойки?!

                            Веселые рифмы

                1. 3-три.

              Есть у нас 3 сес3цы. Вы не знаете их?

              Как бы мне ухи3ться рассказать о  троих?

              У одной, что в С3жове, над окошком жил с3ж.

              С3чь  она мастерица – приходи к ней, малыш!

              У другой, что в Ус3цах, никаких ус3ц нет,

              Но зато осе3ну подают на обед.

              А у третьей, в Быс3це, быс3на на реке,

               И резвятся 3тоны по ночам на песке.

               2. 2 гнома.

              Ночью шум стоял в по2ле,

              Там 2 гнома побывали.

              Залезали на весы,

              Часто морщили носы,

               Но без гирь они е2 ли

               На весах свой вес узнали!

                          Шарады

               1  Я – первый слог. Не утаю,

                  Что я на улице стою.

                   В деревне мал, в Москве большой.

                   Предлог шагает вслед за мной.

                    С предлогом этим мы вдвоём

                    Чугун для родины даём. (Дом-на)

                 2. Главная буква (Она же – предлог) –

                     Первый в шараде задуманный слог.

                      Дальше последует то, что порой

                      Тройки и двойки влечёт за собой.

                      Что же получится  в целом у нас?

                       …Кто там бежит – под копытами  наст,

                      Звёзды с холодного неба глядят,

                       Лёгкие нарты, как ветер, летят?...(О-лень)

    Приведённый материал должен стать не просто развлечением для школьников. Учителю необходимо на уроке ставить определенные задачи при их прочтении. Например: найти числительные и указать их разряд; сделать вывод о склонении числительных; определить, к какой части речи относятся выделенные слова; прочитать, правильно употребив числительные и др. Только в этом случае данный материал будет иметь какую-либо дидактическую ценность и может стать подспорьем в работе учителя на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного об имени числительном»

Форма проведения: урок – игра «Путешествие трёх кораблей в бухту Имя числительное»  Целеполагание:закрепить и обобщить изученное о числительном; развивать навыки монологической речи; со...

Занимательные факты об имени числительном

Числительные в названиях фильмов, художественных произведений, пословицах и поговорках. Материал может быть использован в качестве фрагмента урока или творческого задания при изучении темы "Имя числит...

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. материалы для повторения и тест

Морфологические нормы УПОТРЕБЛЕНИЯ имен числительныхКак известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е. слабая норма, свойственная существительным, прилагательн...

«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»

Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи...

Занимательные задания при изучении экологии в средней школе

Многим учащимся экология кажется скучной наукой с изобилием сложных терминов. Чтобы развеять это мнение и улучшить усвоение учениками терминов и понятий, ввожу на уроках игровые моменты и занимательны...

Презентация к игровому уроку по теме "Грамматика в числах" ("Обобщение изученного об имени числительном") 6 класс

Команды учащихся выполняют задания на повторение изученной темы: теоретический блок, отличие числительных от других частей речи, разграничение разрядов и употребление в устной и письменной речи разных...

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....