Разработка "Урока письма"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Каримова Флида Фагимовна

Разработка урока для конкурса "Урок письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_pisma.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока. Развитие речи. Урок письма.

 Цели урока:

  •  обучающая: дать учащимся представление об эпистолярном жанре и о письме как о тексте, его видах по цели общения; ознакомить с особенностями написания письма, с его композицией;
  •  развивающая: развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор, обогащать словарный запас учеников;  развивать умение логически излагать свои мысли;
  •  воспитательная: формировать интерес к урокам русского языка и литературы, к письму; воспитывать чуткое и бережное отношение к слову.

Оборудование: компьютерная презентация, толковый словарь С. Ожегова

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей урока.

- Чтение письма.

«Мамочка!

Родненькая моя, солнышко мое ! Я решила написать тебе это письмо -  хочу еще и еще раз сказать тебе, как я люблю Тебя. Сегодня я уже взрослая, но все еще люблю сидеть у Тебя на коленях и обнимать Твои плечи. Я все еще люблю лежать у Тебя под одеялом и чувствовать материнское тепло, без которого так трудно было бы жить в этом мире.

Я каждый день жду Тебя с работы, чтобы послушать о твоих успехах или о трудностях. Мне так приятно, когда ты советуешься со мной — приятно, что могу чем-то помочь тебе … Я так люблю, когда мы вместе делаем что-то: работаем на даче или вяжем долгими зимними вечерами — и говорим, искренне и откровенно, обо всем на свете. Разве можно найти лучшую подругу, чем ты?..

       Мамочка! Это такое счастье — ощущать ежедневно, ежеминутно твою поддержку и любовь. Возвращаться снова и снова в детство, когда  ты оберегала нас, твоих дочерей, от всего злого. И теперь я имею еще одну радость в жизни — оберегать тебя и папу от лишних хлопот, переживаний, приносить Вам радость.  

     Молю Бога, чтобы дал Вам здоровья. А мне чтобы дал силы и мудрости стать надежной опорой для Вас — самых дорогих в мире людей, оправдать все Ваши ожидания.

                                              С любовью твоя дочка».

- Как вы думаете, ребята, почему я сегодняшний урок начала с чтения письма?

- Объявление темы и целей урока.

- Зачем нам нужно знакомиться с разными стилями письма, казалось бы, такого неактуального в наш век жанра? Разве нам недостаточно телефонных звонков, коротких электронных сообщений? (в письмах больше теплоты)

III. Изучение нового материала.

  Вступительное слово учителя.

- Да, мы сегодня звоним, шлём факсы, отправляем электронные письма.  Но рядом с современной электронной почтой существует и традиционная почта с тёплыми письмами от  родных, от друзей.

 Словарная работа.

- Готовясь к уроку, вы должны были дать краткое объяснение некоторых слов, связанных с темой урока.  Давайте вспомним их (на слайдах):

Адресат – тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление.

Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем.

Марка – маленький, обычно четырёхугольный бумажный знак оплаты почтовых сборов.

Письмовник – в старину: сборник образцов для составления писем.

 Постскриптум – приписка в письме  после подписи, обозначаемая буквами P.S. ( от латинского post scriptum «после написанного»).

 Эпистолярный – относящийся к частной переписке, к письмам; имеющий форму письма, переписки.

 Первое значение слова  «письмо» – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

- Мы прослушали с вами письмо дочери маме.  О чём рассказало вам   это письмо?

- Каким предстал перед вами автор письма?

-Представьте себе адресата, читающего это письмо?  Что может он  чувствовать?

- Что собой представляет письмо как эпистолярный жанр?

 Вывод. 1. Письмо – это документ, это память о прошлом.

               2.  Письмо характеризует человека, написавшего его.

               3. Письмо показывает отношение пишущего к адресату.

               4. Письмо учит внимательному, бережному отношению к    

                близким.

- А кто из вас пишет письма друзьям, родным?

-  Как вы думаете, можно ли заменить письмо телефонным разговором?

- А как писать письма? С чего начать? (с приветствия, с обращения)

 Лингвистический эксперимент.

 Напишите, как можно и нужно обратиться к родителям?  К брату или сестре? К  другу?  К директору школы? К главе администрации района?

 Вывод учителя.

- Наверно, отвечая на эти вопросы,  вы поняли, что выбор обращения не всегда так прост, как кажется на первый взгляд.  Но наличие обращения в письме – обязательный элемент, т.к. его отсутствие – знак неуважения к адресату.

 Второе значение слова «письмо» – умение писать.

- Итак, обращение в письме выражает отношение автора письма к адресату.  А ещё как можно выразить своё расположение к нему? Какие средства выразительности помогут нам показать своё искреннее,  приязненное отношение к адресату? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, эпитеты и т.д.)

- Верно. Но чтобы расположить к себе адресата, мало оказать ему знаки симпатии, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.  Вспомните, как реагировал царь Салтан на известие о том, что « родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неводому зверюшку».  Уменьшительно-ласкательный суффикс не помог: царь «в гневе начал чудесить и гонца хотел повесить».

 Вывод.

- Чтобы выразить своё хорошее отношение к адресату, следует сообщать вещи только приятные и избегать неприятных для него вестей.

 Третье значение слова «письмо» - манера художественного изображения.

-  Действительно, письмо – это и художественный жанр, манера художественного изображения.  Помните, мы читали письмо Владимира Мономаха, письма Пушкина, Тургенева. Это же были образцы художественных произведений!

 В старину издавались письмовники – сборники образцов для составления писем. Сегодня у нас не издаются каких-либо рекомендаций, образцов для письменного общения с близкими, если не считать шаблонов коротких электронных сообщений.

  Можно много говорить, рассуждая об эпистолярном жанре, можно научить писать письма, но никакие рекомендации, никакой справочник не заменит того, что является основой настоящего письма.  А что же является основой искреннего письма, адресованного близким? (искренность, чистота мыслей)

IV. Закрепление пройденного материала.

- А сейчас, когда мы знаем, что собой представляет письмо как эпистолярный жанр,   поработаем по учебнику (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.  Русский язык. 7 класс, М., 2013).

- Упражнение 471.  Проанализируйте тексты и сравните их.  Каковы коммуникативные задачи авторов писем?  Кто их авторы и адресаты? Из каких частей состоят письма?

V. Домашнее задание (по выбору)

 1)написать письмо  родителям   или  близкому другу, соблюдая все требования к жанру письма;

 2) упражнение 472.

VI.  Подведение итогов.

 Рефлексия.

 «Одним словом».  Закончите одним словом:

Сегодня на уроке я …

Умение писать письма мне пригодятся…

 Использованная литература.

1.  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.  Толковый словарь русского языка. М., 2000.

2. Журнал « Русский язык в школе», 2006, №11

3. Журнал « Русский язык в школе», 2003, №6

4. Журнал « Литература в школе», 2006. №2

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП  ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

« ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА - 2014»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА  ПИСЬМА

Тема урока:  Развитие речи.  Урок письма.

Класс: 7

Участник конкурса:

Каримова Флида Фагимовна,

учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №4 г.Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

 Домашний адрес: 453360, г.Баймак, ул. Зулькарнаева, д.6

Телефоны:

сотовый – 8-927-300-48-10

домашний – 8 (34751) 3-22-65

служебный – 8 (43751) 3-17-51

e-mail: flidakarimova@mail.ru

Уфа - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...