Пространство слова "роса"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

 Пространство слова "роса". Речетворческая карта слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranstvo_slova.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок словесности. Пространство слова: речетворческое осмысление.

Цель: - освоение учащимися новых технологий работы со словом;

    - развитие творческой активности и связной речи учащихся;

    - воспитание осознанного отношения и интерес к русскому языку;

Оборудование: эпиграф: Слово всегда глубинно - перспективно.

                                                                                             А.Ф.Лосев

                          таблички с пунктами речетворческой карты,    

                          магнитофонная запись (Григ “Утро”)

Ход:

 1.Вступительное слово учителя. Слово всегда глубинно –перспективно. Попытаемся взглянуть в глубину слова. Сегодня мы займёмся составлением речетворческой карты знакомого вам слова, научимся находить и правильно употреблять определения, характеризующие данное слово, чтобы речь наша становилась ярче.

Итак, я начинаю наш урок, как в младших классах, с загадки, но не простой. Эта загадка – стихотворение русского поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина:

                                                        Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

                                                        Оттуда на землю водою возвращаюсь.                                

                                                        С земли меня влечет планет всех князь к звездам;

                                                        А без меня тоска смертельная цветам.

                                                                                                                                 

- Догадались, о чем речь?

- Кто такой князь всех планет?

- Так поэтично российский стихотворец увидел и воссоздал в ритмичных строках то явление, которое каждый из нас наблюдает летом, - росу!

Но отгадка есть в самом стихотворении! Посмотрите внимательно!

Акростих (от греч. Akrostichis – краестишие) - это стихи, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу.

Телестих (от греч.tele – вдаль, далеко, stichos – ряд, строка, стих) – акростих из последних букв. Он встречается в поэзии редко. Забавный пример « произведения », сочетающего в себе акростих и телестих мы встречаем у Владимира Эрля:

Оооооооооооо

Сссссссссссссс

 Ееееееееееееее

    Лллллллллллллл

Какое емкое, законченное определение! Поистине « краткость – сестра таланта »! Не повезло тому, кому поэт посвятил эти строчки!

3. Но мы вернемся к теме урока. Итак, сегодня мы будем составлять речетворческую карту слово «роса»

- Запись в тетрадях.

1) звучание и написание

(попробуйте представить себе слово «роса» и его звучание:

РОСА- 4 капельки, 4 шарика, прозрачные)

2) ассоциации

- Какие словесные ассоциации вызывает слово «роса»?

( утро, луг, трава, вода, капельки, прозрачные шарики т.д.)

- Может, вы знаете какие-нибудь пословицы, поговорки, связанные со словом «роса»?

- Известный лексикограф В.И.Даль в своем словаре «Пословицы русского народа» приводит очень много пословиц и поговорок.

Н – р:

Без росы и трава не растет.

Медовая (сладкая) роса – к падежу на скот.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Как роса упадет, так и след пропадет.

Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе).

На  Св. Марию сильные росы-льны будут серы и косы(22 июля).

На Св. Прокла великие росы(12 июля).

Вечерняя роса хороша, а роса луны остры - к ведру.

Коси коса, пока роса, роса долой, а ты домой.

Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе.

-Что значит ведро? (летняя сухая и ясная погода).

-Попробуем установить между двумя отдаленными, на наш взгляд, понятиями ассоциативный переход длиной  в  несколько шагов. Например, роса – душа.

(роса – вода – прозрачность – чистота - душа)

3) этимология

     - Как же появилось это красивое, чистое слово «роса»?

- Может, вы знаете однокоренные слова?

- Обратимся в этимологический словарь:

   РОСА. Общеславян. Того же корня, что латышк. RASA » роса; др. – инд. RASAS».

Жидкость, сок “лат         ROS” роса” Исходно - «влага», ср. орошение.

4) лексическое значение

     - Каково лексическое значение данного слова?

Р-та с толковым словарём – запись в тетрадях.

     - А вот в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дана большая словарная статья с пословицами и поговорками о росе.

Роса – туман, испаренья, опадающие на землю и нередко стоящие каплями на растениях:  жемчужная р., бисерная.

Медвяная, медовая р. – болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей.

Мучняная р. – также болезнь, растения как посыпаны мукою и т. д.

5) перцептивное значение

 - Вы, наверное, помните, что такое перцептивное значение?  

(значение, связанное с субъектом, конкретно – чувственным восприятием того,

что обозначает слово)

- Наполните слово

а) звуком;

б) запахом;

в) цветом;

г) какой может быть роса по форме?

6) художественное (образное) значение (определяется в художественном тексте)

  • Обратимся к очерку Л.Н. Толстого « Какая бывает роса на траве»

- Выразительное чтение текста (стр. 299,уч. «Русская словесность», 8класс)

 - Перед вами очерк? Докажите. (описание и осмысление реальных фактов)

 - Какие типы предложений встречаются в тексте?

 - Почему автор использует ОСП? Какие типы ОСП? (определенно-личные,

обобщенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринужденным; удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний)

- М.В.Ломоносов так сказал об определенно- личных  предположениях: «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и важности служит». Согласны вы с мнением Ломоносова?

- Ещё при помощи каких  средств языка писатель сумел создать такую яркую картину?

Выпишите а) сравнения (как бархат, как шарик светлый, вкуснее всякого напитка, такую      

                       чашечку;

                   б) эпитеты (листок мохнат и пушист, светлый шарик, вкусная росинка);

                   в) метафора (алмазы).

-А какова, по-вашему, основная мысль данного текста? (любовь к родной природе, к родине)

-Что позволило и помогло сделать нам такой вывод? Какое значение имеет для всего текста ключевое слово « роса »?

(Это удивительное « русское » слово символизирует и чистоту, и открытость, и щедрость русского народа)

-Мы с вами отметили, что слово « роса » этимологически связано с латышским « rasa ». То же самое могли бы вы сказать о латышах? ( Роса - скорее всего реалия русской культуры. Может быть, есть связь между словами  роса, Россия?)

7) индивидуально – авторское употребление

-Вот мы и подошли к последнему пункту нашей речетворческой карты, каждый человек по-своему представляет это природное явление (картина Герасимова «Утро»). Представьте: вы держите на руках лист травы с каплями росы. Опишите этот лист.

-Творческая работа (под музыку «Утро» Грига).

-Чтение сочинений – миниатюр.

4.Обобщение.

Вот такое, оказывается, необыкновенное это слово « роса ». Оглянитесь вокруг, всмотритесь внимательно в каждое слово, и вы поймете, что любое слово способно приобретать новые оттенки смыслов, обрастать новыми значениями.

5.Домашнее задание. Составить акростих к слову « душа », так как  мы пришли к выводу, что слово « роса » и « душа » могут быть в одном ассоциативном ряду: их объединяет красота, чистота и щедрость.

                                                                   

                       

  Методическая разработка урока словесности

 «Пространство слова: речетворческое            

      осмысление слова «роса»

                            в  8 классе

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образовательное пространство как пространство развития»

Выступление на заседании методического объединения туристско-краеведческой направленностиТема: «Образовательное пространство как пространство развития»...

Коллективная работа над композицией «Комната моей мечты. Пространство музыки и музыка пространства». Лепка из глины

Создание фрагмента композиции «Островок» для коллективной работы «Комната моей мечты»....

Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".

Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.  Воспол...

11 класс Зачет № 2 по геометрии по теме «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»

Зачет № 2 по геометриипо теме  «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве»...