Технологическая карта урока. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта  урока по технологии АМО. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова  "Опять двойка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_sochinenie.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Тема урока: «Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Тип урока:  объяснение нового материала. 

Цели:

Образовательные: 

1.
Дать представление  обучающимся о личности и творческой судьбе Ф.П. Решетникова; 

2. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся.


Развивающие: 

  1. Формировать у обучающихся умение целеполагания. 
  2.  Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность. 

Воспитательные: 

  1. Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи.
  2. Развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения.
  3. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество Ф.П. Решетникова.

Задачи: 

   1. Совершенствовать навыки  .

   2.  Вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.

Формирование УУД:

Личностные:

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

 -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности,

- формировать интерес к изучению предмета.

Регулятивные:

 - целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- выдвижение гипотез и их доказательство

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии, используемые на уроке:

- АМО технология;

- поисково – исследовательская технология;

- коммуникативная технология

Формы организации познавательной деятельности:  (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия , самооценка)

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, карта для написания сочинения для обучающихся, оборудование для этапа АМО «Фруктовый сад»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Фаза №1

Этап 1

Начало образовательного мероприятия. Приветствие/знакомство/

инициация

Метод «Барометр настроения»

Цель – Настроиться на определенный вид деятельности, учиться свободно выражать свои чувства и настроение.

Численность – весь класс.
Время – 2  минуты.


1. Обучающиеся  построятся напротив ведущего игры. Закроют глаза и вытянут вперёд одну руку.

2.  По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё теперешнее настроение – как они утром вставали, их отношение к уроку и т.д. Чем выше они подымают руку, тем лучше себя чувствуют - рука в самом низу означает наихудшее настроение, злость или печаль; рука, протянутая к потолку, выражает отличное настроение, веселость ожидание урока с нетерпением. Рука может быть поставлена и вне двух крайностей, просто в соответствии с настроением (рука, протянутая горизонтально, например, может означать, что я не очень хорошо выспался, но с нетерпением жду урока).

3. Когда все передвинули руки в нужное положение, можно по команде открыть глаза

и посмотреть на остальных. Важно, чтобы ученики под влиянием других не изменили своё положение, а держали руку, как и прежде. Учитель в заключение обобщит, как он видит настроение в классе: («Давайте посмотрим, какое у нас сегодня настроение...»)

Коммуникативная компетентность:  установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

Этап 2

Вхождение в тему. Целеполагание

- Какие события в школе могут повлиять на ваше настроение? Послушайте, с каким настроением идет домой герой одного стихотворения.

Почему так грустно герою стихотворения?

Метод «Мозаика»

Численность – весь класс.
Время- 2минуты

 На доске помещена мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока.

 Как вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

- Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить?

- Сегодня на уроке мы раскроем секрет картины - выясним, какова же главная мысль художника, в чём его замысел, поучимся грамотно строить предложения, подбирать точные слова для передачи смысла, и правильно составлять текст; повторим, как пишутся слова; подумаем, каково же родным, когда ученик приносит домой двойки…

Первая двойка.
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжелой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.

А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка...

А ноги тащатся едва,
А ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два!

Потому что мальчик получил двойку в школе

Обучающиеся определяют тему урока:

«Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ф.П. Решетникова. 
  2. Совершенствовать навыки  написания сочинения по картине. 
  3. Расширить свои представления о тексте описании. 
  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе картины.

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УД.

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Этап 3

Определение ожиданий (опасений) обучающихся

Метод «Фруктовый сад». 

Численность – весь класс.
Время- 3минуты

             На заранее приготовленных больших плакатах нарисованы  деревья. Одно дерево подписано «Ожидания», второе - «Опасения».

Попробуйте определить, что вы ожидаете получить от урока и чего опасаетесь. Свои опасения запишите на яблоках, а ожидания – на грушах. После того, как все обучающиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.

После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. 

               Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

Примерные записи обучающихся.

Ожидания:

- узнать интересные факты  из биографии Ф.П. Решетникова;

- узнать историю создания картины;

   - раскрыть основную мысль картины;

  - научиться творчески мыслить;

    - совершенствовать навыки грамотного письма.

Опасения:

- вызовет затруднения описание картины

 


Фаза №2

Этап   4.

Проработка содержания темы.

-  Ребята, перед тем, как приступить к основной работе, давайте познакомимся с биографией автора картины и историей её создания. Послушайте небольшие сообщения, о художнике и о его картине, которые подготовили ребята.

Рассмотрите картину. 

Как вы считаете, в каком жанре она написана?

Где происходит событие, изображённое на картине?

 

Какие подробности, изображённые художником, показывают, что это не наше  время?

Какой момент изображён художником? Почему вы так решили?

Перечислите героев картины. 

Всмотритесь в их лица. Какие чувства они выражают и почему?

Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали эту картину? 

Прежде, чем приступим к описанию картины,  вспомним, что такое текст.

По каким правилам строится текст?

Назовите типы текстов …

У нас будет текст

- Ребята, обратите внимание, у каждого из вас есть Карта – помощник для написания сочинения. Это ваш черновик. В нём вы будете работать.

Словарно-орфографическая подготовка.

- Прежде чем начать составлять связный рассказ, вспомните словарные слова, которые встретятся в сочинении. Запишите словарные слова

Работа над картиной.

Составление характеристики героев.

Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?

Кто встречает мальчика с радостью?

Какое настроение у мамы? Как она выглядит? 

Как относится  к мальчику младший братишка? 

- А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестры? Как вы думаете, как она учится?

- Почему сестра с таким упреком смотрит на брата? 

 

Опишите обстановку в квартире

- Какова основная мысль картины? 

- Верно, ребята.

Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц. Всё это художник передал средствами живописи.

- Раскрытию замысла художника помогают и краски.

Каков колорит (взаимосвязь согласованность цветовых оттенков) картины? 

- Казалось бы, мы уже можем приступить к работе над сочинением,  но чтобы составить интересный, яркий рассказ мы должны провести словарно-стилистическую работу.

Обратимся к картам- помощникам. У вас записаны слова, вставьте пропущенные в них буквы. Объясните, что это за слова.

- Вспомним цель и задачи  нашего урока.

- Что мы сделали для того, чтобы осуществить их?

- Что осталось сделать?

Составьте план сочинения самостоятельно

  1. Сообщение  о художнике.

Даша Манахова: 

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в  Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

В 14 лет  Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приехал в Москву и поступил в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Вот его известные картины: «Нарушитель», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Достали языка», «Опять двойка!»

  1. История создания картины «Опять двойка».

  Улякова Юля:       

Картина была написана в 1952 г. 
        По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка!» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам. Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку. Этот случай произвел на Ф.Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения. 
Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам: сделать героя произведения не отличником, а двоечником. История создания картины. 
Вскоре картина была готова: на ней был изображен не справившийся  с заданием  ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница. Казалось бы — произведение создано… Но вдруг всё опять круто изменилось. А изменила всё произведение дочь Ф. Решетникова Люба. Именно в это самое время, когда новое полотно уже появилось, домой из школы пришла дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку. Отец посмотрел на нахмуренную дочь и… — понял, что его полотно необходимо написать по-другому решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье, в реакции домочадцев, незамедлительно высказавшихся по этому поводу, то есть — совсем-совсем несчастного. Работа над картиной началась заново.

В бытовом

В маленькой уютной квартире

Старого образца мебель, девочка в пионерском галстуке.

(Если возникнет необходимость) Словарная работа: Пионер – (от фр. pionnier, pion — первопроходец, зачинатель). Член массовой детской организации, объединявшей в своих рядах школьников от 9 до 14 лет.

Мальчик только что вошёл в комнату. Собака верный друг мальчика радуется его приходу. Прыгает к нему на грудь, виляет хвостом

Мальчик, мама, младший брат, старшая сестра, собака.

Мама смотрит с упреком, младший брат смеётся над старшим, сестра смотрит с укором и только собака радуется приходу своего хозяина.

Чувство переживания, сочувствия, стыда за полученную двойку.

Текст – это несколько предложений, объединенных между собой по смыслу

Вступление, основная часть, заключение

Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение

Описание с элементами повествования

Картина, квартира, мальчик, пальто, портфель, работа, каток, коньки, улица, мороз, одежда, девочка, хорошо, собака, весело.

Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь, старалась лизнуть его  в лицо. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

Она печальная. Кроме упрека, в её лице и сожаление, и отчаяние. Маме жалко сына,  она с  тревогой думает о его учебе. Она бессильно опустила   руки на колени.

По одежде женщины видно, что она прервала уборку и пошла встречать сына, который уже, наверное, не первый раз огорчает мать плохими оценками.

Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.

Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится отлично. Она сделала уроки и собирает портфель  на завтра.

Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремится в это время каждый школьник.

В комнате, где изображены герои, стены синего цвета. На стене висят часы с маятником и настенный календарь. На светло-коричневом паркетном полу лежит красный с цветной каймой по краям ковер. На заднем плане картины изображена открытая выкрашенная в белый цвет дверь в другую комнату. Через эту дверь мы видим часть комнаты: висящую на стене географическую карту, окно со стоящим на подоконнике фикусом.

Очень стыдно приносить домой двойки

Художник сочетает неяркие, приглушённые краски, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета.

Слова- синонимы

Познакомились с творчеством художника Ф.П.Решетникова, увидели его картины. Сопоставили две работы, объединенные одной темой. Рассмотрели картину "Опять двойка", узнали законы построения рассказа, подобрали словарный материал.

Составить план сочинения и написать рассказ

План сочинения

  1. Вступление.

          1)История создания картины.

  1. Основная часть

 1) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

 2)Собака - верный друг мальчика.

 3)  Печальный взгляд матери.         4)Отношение младшего брата  к ситуации

 5)Отношение старшей сестры к ситуации.

  1. Заключение.
  1. Моё отношение к картине.

Познавательные УДД.

Общеучебные УУД.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов  и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

 -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. 

Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.


Фаза №3

Этап 4

Эмоциональная разрядка (разминка/релаксация)

Метод «Птица, расправляющая крылья».

Численность – весь класс.
Время- 3минуты

Под музыку ДиДюЛи («Путь домой»)

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Обучающиеся выполняют упражнение (затем слушают музыку)

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в коллективе


Этап  5

Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, мы готовились к сочинению – описанию по картине. Подумайте и ответьте на вопрос: «Смогу ли я самостоятельно написать сочинение?»

Метод «Комплименты».

Численность – весь класс.
Время- 3 минуты

Вопросы к обучающимся.

- Как было интереснее и рациональнее работать:  в коллективе, одному или в  паре, самому определять цели и задачи деятельности или выполнять поручения руководителя?

- Помогла ли вам в работе карта по написанию сочинения? 

Обучающиеся  дают оценку деятельности участников  образовательного процесса и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД, Общеучебные УУД.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка"

конспект урока, выступление учащегося....

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

«Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" 5 класс

Тема: сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П.Решетникова Цель: подготовиться к сочинению по картине Задачи: Познакомиться с творчеством Ф.П. Решетникова Обсудить первое впечатление от картины ...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

Разработка урока по картине  Ф.П.  Решетникова  «Опять двойка!»...