Разработка урока на тему : Работа с текстом. Подготовка к ЕГЭ. Интеллигент и интеллигентность
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно воспринимать предложенный для анализа текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_xi_klasse.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в XI классе.

Тема: Работа с текстом. Подготовка к ЕГЭ. Интеллигент и интеллигентность.

Цель: 1) совершенствование навыков анализа текста публицистического              

                стиля;

             2) обучение умению создавать связное высказывание и выражать в

                 нем собственное мнение по поводу прочитанного;

             3) нравственно - этическое  воспитание учащихся.

Оборудование: статья Д.С.Лихачева, индивидуальные задание ,фотографии

                             или портреты А.П. Чехова, М.А. Булгакова, К.Г.

                             Паустовского, Д.С. Лихачева, В.В. Набокова.

Словарь: гармония – согласованность, прозорливый – имеющий предвидеть,  

                  сведущий – имеющий большие сведения.

Эпиграф: «Благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий

                     тип».

    В.В.Набоков

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.

1.Слово учителя:

- Как и все предыдущие уроки русского языка наш

сегодняшний урок станет еще одним шагом в ходе подготовки к единому государственному экзамену. Урок начнем с повторения некоторых ранее изученных тем. Эту работу проведем как обычно по 4 рабочим группам.

I группа учащихся получает задание: 1) определить виды

связи слов в словосочетаниях, выписанных из предложения.

        Интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

.

  1. определить способы образования подчеркнутых слов.

II группа учащихся определяет морфологическую принадлежность каждого слова из данного ниже предложения.

                 

Интеллигентный человек вовсе не обязательно должен

все знать и любить, но он должен быть глубокого порядочным человеком, трудолюбивым, бескорыстным и скромным, жить интересами своей страны, своего народа.

        III группа учащихся выполняет задание по орфоэпии, расставляет ударения в следующих словах, объясняет значения отдельных слов.

Занятой, занятый, мастерcки, намерение, принудить, прозорливый, сведущий, сосредоточение, средства, феномен, характерный, черпать, помощь, помочь, понять, поняв.

IV группа учащихся анализирует предложения и определяет, в

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять знаки препинания, объясняют их постановку.

        Из классиков интеллигентом я бы назвал Чехова. Видимо (1)

потому (2) что Чехов для нас (3) олицетворение какой – то гармонии человеческой.

      А                     Б                    В                 Г

                  1                     2                    1,3               1,2,3

 (Учащиеся работают на местах. Предложенные им задания проецируются на экран, где проводится  и проверка этих  заданий)

        2.Итак,ребята на экране  вы видите разные определения понятия

«интеллигентный человек». Что означает слово интеллигент»  в вашем понимании ?

( Интеллигент – работник умственного труда).

 - Представителей  каких профессий мы отнесем к интеллигентам ?

 (учителя, врачи, инженеры, артисты, художники  и  т.д.)

 - Которое из данных определений наиболее верно передает смысл понятия “интеллигентный человек”?

-  Кого из писателей XIX, XX веков вы можете назвать истинно интеллигентным человеком (Чехов,Булгаков,Паустовский.)

 - Понятие «интеллигентный человеком» мало известно за границей. Обратите внимание на эпиграф к уроку—слова Набокова.

  1. Формирование новых понятий.

1.

Сегодня мы узнаем, какой смысл вкладывает в понятие

интеллигентный человек один из выдающихся ученых современности, ныне покойный председатель советского фонда культуры—академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, известный знаток отечественной и мировой культуры. Судьба этого человека была непростой. Он пережил незаслуженные обвинения, арест, ссылку, но не ожесточился против людей,не пал духом, сумел сохранить чувство собственного достоинства, не озлобился, а, наоборот, смог создать такую мудрую книгу как «Письма о добром и прекрасном».(Демонстрация книги). Она должна стать настольной книгой каждого человека, особенно такого молодого, как вы, ведь вам только предстоит учиться жить. В этой книге вы найдете честные ответы на многие жизненно важные вопросы.

2. Тема нашего урока --«Работа с текстом. Подготовка к ЕГЭ.» Мы

должны будем научиться понимать и истолковывать смысл прочитанного, учиться выражать свое отношение к авторской позиции, свое мнение по поводу прочитанного, как того требует 25 задание  единого госэкзамена. Я предлагаю с этой целью поработать вам над текстом письма Д.С. Лихачева об интеллигентности.

 

  1. Формирование умений и навыков

  1. Выразительное чтение текста (проекция на экран, листы с текстами на столах учащихся).

Человек должен быть интеллигентен.

А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

        Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. И вот почему.

        Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

        А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все- таки внутренне интеллигентным человеком.

        Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведение искусства, забудет важнейшие исторические события. Но если при этом он сохранит восприимчивость к  культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальности другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека,  помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

  1. О чем этот текст? Какова его тема?

  1. Найдите ключевые слова в тексте. Как их использование соотносится с темой текста? (помогают более точно определить тему)

  1. К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения.

(Текст относится к публицистическому стилю, так как носит информативный характер и воздействует на читателя. Тексту характерна открытость авторской позиции, личностность, доступность. В тексте имеются риторические вопросы, восклицания, предложения с рядом однородных членов).

  1. Каков тип речи? Ответ аргументируйте. (Тип речи – рассуждение, потому что в тексте четко выделяются тезис, доказательство, вывод).

  1. В каких предложениях выражена основная мысль? (в предложениях 7,8)

  1. Какая проблема поднимается в тесте?  (В тексте поднимаются две проблемы: 1) интеллигентность нужна не только для окружающих, но и для самого себя; 2) истинная интеллигентность является внутренним качеством, проявляющимся прежде всего по отношению к окружающим).

  1. Актуальны ли сегодня эти проблемы? (Да, в сегодняшнем обществе образованных людей очень много, а интеллигентных людей мало).
  2. А востребованы ли они, нужны ли они нашему обществу? (Нужны. Каждому легче жить среди людей, которые тебя понимают, смогут тебе помочь в трудного минуту. Нужны люди, честно и ответственно относящиеся к своему делу).
  3. Захотели бы вы пойти на прием к Ионычу, врачу из рассказа Чехова? Почему?
  4.  А известный русский поэт Заболоцкий в своем стихотворении создал образ другого врача. Послушайте это стихотворение. (Чтение наизусть стихотворения « Смерть врача»)
  5.  Врач погиб, но до последних минут своей жизни он исполнял свой долг.
  6.  Какова позиция автора? Приведите высказывание, отражающее его позицию. ( Автор считает, что интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в умении понимать искусство, понимать другого человека, быть добрым, не проявлять грубости, равнодушия, зависти, быть способным восхищаться красотой природы).
  7.  Ваше мнение о позиции автора? Вы разделяете ее или не согласны с ней? (Я согласен с мнением автора. Интеллигентность – это внутреннее качество, это определенный образ мыслей, образ жизни. Нельзя быть немного интеллигентным, или быть иногда интеллигентным. Человек должен быть интеллигентным при любых жизненных обстоятельствах).
  8.  Можете вы привести в пример интеллигентных людей из жизни или из художественной литературы? Удается ли им сохранить свою интеллигентность при любых жизненных обстоятельствах? (Герой рассказа Куприна «Олеся» Иван Тимофеевича, по – моему, не интеллигентный человек, хотя и образованный, культурный, но он предал свою любовь, струсил в ответственный момент).

Настя, героиня рассказа Паустовского «Телеграмма», тоже образованна, начитанна,       помогает чужим людям, а о своей маме и не вспоминает.

Герой стихотворения Заболоцкого «Смерть врача» по – настоящему интеллигентный человек.

Михаил Афанасьевич Булгаков, сам будучи интеллигентом не только по происхождению, но и по духу, по воспитанию, сумел остаться верным себе, своим идеалам, не пошел на сделку со своей совестью при нелегких жизненных обстоятельствах. Сумел сохранить чувство собственного достоинства.

- Интеллигентным человеком был и автор статьи Дмитрий Сергеевич Лихачев. Умело и настойчиво отстаивал свои убеждения, никогда никому не причинял зла, не проявлял грубости, зависти.

        Завершая работу над текстом, я хочу зачитать слова Набокова о русских интеллигентах «Само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира».

  1. Д/з. Дома закончите работу, напишите сочинение по статье Лихачева, изложите свою точку зрения по затронутой в ней проблеме. Не забудьте, что в нем должно быть не менее 150 слов.
  2.  А  сейчас проведем итоговый тест. (Задания теста раздаются,

           вопросы проецируются на экран).

 1)  В каких предложениях текста наиболее полно отражена основная мысль?

       А. 1                    Б. 7,8                  В.11                     Г.15

 2) Укажите верную характеристику предложения 10.

     А. Сложносочиненное.

     Б.  Сложноподчиненное с однородным подчинением.

     В.  Сложноподчиненное с последовательным  подчинением.

     Г. Сложноподчиненное с параллельным подчинением.

3)  Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.

        А. 5                    Б. 10                  В.12                    Г.15

4)  Как объяснить постановку двоеточия в 3 предложении?

     А. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

     Б.   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

     В.   Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

     Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения называет следствие первой.

5)  Укажите номер односоставного определенно – личного предложения.

        А. 1                    Б. 2                 В.12                    Г.15

6) Из предложений 12-14 выпишите деепричастный оборот.

 ( поняв другого человека)

  1. Выборочная проверка. Анализ.
  2. Выводы по уроку. Оценки за урок.

       

                       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"

Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...

Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи,...

разработка урока по теме: "Работа с природным материалом"

разработка урока по теме: "Объёмная аппликация Дары Осени"...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....