Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Агыы Урана Эдер-ооловна

 

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  гибкость мышления. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agyy_ue._opyt_innovats_-_kopiya.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Хову-Аксынская  СОШ»

Чеди-Хольского кожууна

Агыы Ураны Эдер-ооловны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная  школа»

      Тема инновационного педагогического опыта:

Применение технологии интерактивного обучения  на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

 «Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

 своей мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

     Основные задачи образования сегодня – сформировать у ученика умение и желание учиться, работать в команде, критически мыслить и принимать взвешенные решения, также  способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности.  Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка.  Главная цель – целостное развитие личности ученика.  Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные технологии, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах  образования, предназначение которых  заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний.

 Актуальность

        В  своей  работе  я нередко сталкиваюсь  с  тем, что  некоторые  учащиеся  не усваивают материал  программы  по  русскому  языку, также озабочена  падением уровня речевой культуры учащихся.   Это связано  с рядом обстоятельств: отток русскоязычного населения из сельской местности, в связи с чем уменьшилась языковая среда; также в селе мало учреждений, где ребенок  может развивать свои языковые навыки, творческие способности. Кроме образовательных учреждений  негде реализовать,  применить на практике имеющиеся знания по русскому языку.  В области коммуникативной компетенции сельские школьники отстали от своих городских сверстников: слабо развито построение  монологической речи, умение рассуждать на предложенную тему, затрудняются в использовании различных стилей речи. В настоящее время для решения подобных  проблемных вопросов   предлагаются различные  инновационные технологии. Основанием для внедрения данных инноваций  служит положительный опыт реализации  образовательных программ с использованием интерактивных технологий.  Лично для себя привлекательность интерактивной технологии вижу в возможности у учащихся развивать культуру речи, критическое мышление, умение грамотно говорить,  мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 

   Цель  и задачи опыта: 

- обобщить и систематизировать научный материал по интерактивным технологиям;

-изучить формы, методы, приемы интерактивной технологии

- осуществить апробацию  на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности

- выявить эффективность данной технологии.
  Новизна опыта

    На уроках обычно применяется одна из интерактивных технологий.  Новизна моего предлагаемого опыта  заключаются в том, что на моих уроках  идет интеграция всех видов данной технологии: работа в парах, группах, экспресс-дебаты,  применение ИКТ, элементов РКМЧП.  Это дает несколько иной результат, чем традиционный подход применения этих технологий по-отдельности.  Такое применение интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  гибкость мышления. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.  

                 Содержание инновационного  опыта

  Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств  инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

1. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

2.Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

3.  Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование  этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.  В ходе диалогового общения дети учатся  принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Данная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:

  1. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» РКМЧП
  2. Технология проведения дискуссий
  3. Информационно-коммуникационные технологии
  4. Ролевые игры
  5. Работа в парах
  6. Работа в малых группах
  7.  Незаконченное предложение
  8. ИКТ
  9. Технология «Дебаты». 

        В своей педагогической практике я использую разные интерактивные технологии.

   Продуктивно на уроках русского языка использование разных форм дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты.

   Приведу фрагменты уроков по разделу «Лексика», проведенных по интерактивной технологии с применением РКМЧП, экспресс-дебатов, работы в паре и группах.

   В 6 классе, учитывая возраст учеников, включаю в уроки  экспресс-дебаты. Нужно отметить, что ученики обучены  правилам, роли  и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествует  самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом.  

  Тема урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

Класс: 6

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического  мышления.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте. Развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;

развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.

Тип урока:  систематизация знаний, умений, навыков

Оборудование: мультимедийный  проектор и экран, презентация к уроку.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного материала по разделе «Лексика. Культура речи».

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя.-текст на слайде.

«Нравственность человека видна в его отношении к слову». Л.Н. Толстой

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотруд-ве  с учителем, классом и самостоятельно необходимые действия.

2.Актуализация и проблемное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного

_ перечислите все словосочетания в цитате (работа в паре)

- Сегодня урок начали со слов Толстого об отношении к слову. Как, по-вашему, связан смысл высказывания с темой нашего урока?

 Организует и сопровождает  деятельность уч-ся, подводит к выводу о роли лексики и фразеологии в языке.

Строят  понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

-Какие темы изучили по  разделу «Лексика. Культура речи». Заполните  таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал». (прием  РКМЧП ) 

1.Лексическое значение слова

2. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

3. Диалектизмы. Профессионализмы

4.Исконно русские и заимствованные слова

5.Неологизмы и устаревшие слова

Заполняют таблицу «знаю-хочу узнать-узнал»

индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о своих причинах успеха и неуспеха в учении

Познавательные:устанавли

вают причинно-следственные связи, делают выводы

4.Целеполагание и построение выхода из затруднения

Составление связного рассказа об изученных темах. Письменная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе  с учащимися.

- Сегодня на уроке вспомнили основные понятия и термины курса «Лексика. Культура речи».

- Вы заполнили «знаю-хочу узнать-узнал». И чтобы закрепить знания по вопросам, которые слабо усвоены вами, задавайте «Толстые и тонкие вопросы»  другой команде

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Отвечают на «толстые и тонкие вопросы» другой группы

Фронтальная, индивидуальная

 Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную работу

Физкультминутка

5. Закрепление

Подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

  Составьте обобщающую таблицу по терминологии, пользуясь собственными знаниями и материалами учебника

Лексическое значение

Однознач и многознач, прямое и перен

Слова по происхождению

Заимствов  или исконно русское

По времени появления

Неологизм или устарев

По употребительности

Общеупотр, необщеупотр

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную работу

6.Творческая практическая деятельность

Проведение

«Экспресс-дебатов», подготовка к которым осуществляется непосредственно на уроке.

 Слово учителя.
Одна из  актуальных тем нашего времени – заимствования слов в русском языке, которых становится все больше и больше.

Иностранные слова переполняют русскую речь, оттесняя начальные, русские слова. Хорошо это или плохо для родного языка? Нужны эти слова или нет? Сможем ли мы обходиться без них?

И предлагаю вам экспресс-дебаты по теме «Нужны ли заимствованные слова?»

Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
-  соблюдение регламента, правил работы в команде

- критерии оценки.

Ребята знакомы с правилами проведения «экспресс-дебатов».

 Создают  2 .команды.

Выступления спикеров обеих сторон. Работа в команде

Регулятивные: учатся  оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии

Личностные: учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

7.Рефлексия

Выводы по вопросам дебета, заключительная беседа

Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте эпиграф  урока. Какой вывод  можно сделать из сказанного?

2. Достигли ли вы целей урока?

3. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

Оценивают выступления  и работы  на уроке, рассуждают, ставят оценки.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют ошибки, исправляют.

   На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публичного выступления, уверенности в себе, умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме. Из 12 учащихся (подгруппа) половина  умеют находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их. Ученики учатся  свободно пользоваться словарями различных видов.  При участии в экспресс-дебатах у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение на неродном языке и взаимодействие учащихся на уроках русского языка, что является главной целью обучения русскому языку.

     Тема урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи" в 6 классе

Тема экспресс-дебатов: Нужны ли заимствованные слова?
Команда утверждения – У.                       Команда отрицания – О.

Приведены учащимися следующие тезисы и выступления учащихся  по теме «Нужны ли заимствованные слова?»

 Тезис У1:  Заимствованные слова-это… Количество заимствованных слов в  русском языке неизвестно, их очень много. Процесс заимствования происходит в разное время. Мы знаем, что это связано с развитием общества, науки, техники. Наша команда считает, что процесс заимствования нормален для развития языка.

О1:  Заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех понятной. Неуместность употребления заимствований приводит к образованию нелепых фраз. Можно многие слова, пришедшие из других языков, заменить русскими. Например:  голкипер-вратарь, креативный- творческий, форвард-нападающий. Несмотря на это в речи употребляют все: и дикторы, и комментаторы, и журналисты, и многие из нас.

Выдвигаем тезис: Не будем же бездумно засорять  русский язык иностранными, порой довольно корявыми, словами и выражениями.

У2: Основная причина – заимствуют слова вместе с заимствованием  понятия. Например, с появлением у нас таких вещей, как автомобиль,  кино,  лазер и многих других, в русский язык вошли и их наименования. В основном появляются такие слова в отраслях науки и техники.

 Далее выступают и остальные спикеры и выдвигают свои тезисы.

В конце игры учитель делает вывод: заимствование является развитием языковой лексики, и отвергать этот естественный процесс нельзя. Тем не менее, красота языка заключается в его собственной яркости и выразительности. Нужно беречь свой родной язык.

  В 6 классе провожу уроки  литературы с использованием мини-дебатов. Приведу примеры выступлений учеников.

Тема:  Писатели – это создатели, хранители и любители книг.

Тема мини-дебатов:  Что лучше: книги в бумажном варианте или электронном?

Команда утверждения

Команда отрицания

У1:  Мы считаем, что нужно заменить учебники электронными книгами, чтобы школьники каждый день не носили тяжелые портфели. Они весят 4-5 кг. Нужно заботиться об их здоровье.

У2:  В электронной книжке можно и шрифт под себя подстроить и яркость и интервалы межстрочные. Тезис: С электронными  книгами получается  намного дешевле. Купил один раз это устройство, и на всю жизнь. А сегодня 1 учебник стоит не менее 500 рублей.

У3: Если электронные книги мало держат заряд батареи или вы переживаете, что в школе их могут украсть, тогда можно загрузить в них все школьные учебники и использовать дома, а бумажные учебники оставлять в школе в надежном месте. Утром перед уроками необходимо будет взять лишь нужные учебники, после уроков вернуть их назад, а в рюкзаке носить лишь тетради.

Вывод: электронные книги имеют свои достоинства.

О1: Мы считаем, что читать с экрана вредно для глаз. А учебники безопасные.

Тезис: Когда читаешь хорошую книгу, доставляет удовольствие не только ее содержимое, но и шорох страниц, обложка. А если говорить о маленьких детях, то для них электронные книги не помощники. Они же без картинок! Ребенку, чтобы лучше воспринимать информацию, обязательно нужны качественные красочные иллюстрации.

О2: Мы считаем, что электронные книги дороже: могут ученики сломать –нужно ремонтировать, могут потерять- заново покупать. Также требуется зарядка. Тезис: имеет электронный учебник неудобный маленький экран.

О3: Все-таки бумажные книги имеют преимущества перед электронными.

Вывод: чтение с экрана может вызвать быстрое утомление глаз, и снижение качества восприятия информации

    При проведении «скоростных», или мини-дебатов, каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по одной-две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера обсуждаются группой.

     Спецкурс «Дебаты»  проводила для учащихся старших 10-11 классов в 2010- 2013гг. Выбрала дебаты Карла Поппера- формат дебатов, предназначенный для школьников. Цель игры: более убедительно, чем оппоненты, представить свою позицию. Результатом работы считаю итоги мониторингов и  показатели ЕГЭ по русскому языку моих выпускников 2013 и 2014 года.

Год

Колич уч-ся

КЗ

УО

Средний балл

1

2013

32

58

100

59

2

2014

12

72

100

61

 Из них, выпускников 2013 года, 3 человека поступили по направлению «Филология».

Результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ:

Год

Колич уч-ся

КЗ

УО

Средний балл

1

2011

24

33,3

100

3,5

2

2012

8

50

100

3,6

3

2013

22

66

100

3,6

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

1.Развитию интеллектуальных способностей: формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;  делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

2.Развитию исследовательских и организационных навыков: собирать и анализировать материалы из различных источников;  собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

3.Развитию творческих качеств:  умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

4.Развитию коммуникативных умений:  умению слушать и слышать собеседника;
терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
способности работать в команде.

5.Развитию ораторских способностей:  навыков публичного выступления;  уверенности в себе;  умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме.


 

       На каждом уроке  применяю  элементы интерактивной технологии, начиная с 5 класса:

    Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

  Нередко использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли  человека, отвечающего за важный участок работы.  Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов. Например, при подготовке Работа в паре «Составь слово»  для  5 класса:

а) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

б) м, р, и              в) а, к, у, р             в) ч, а, к, о, с

в) т, о, р                г) б, о, н, е             г) п, о, г, и, р

Работа в паре.   «Найдите пару»  по теме  «Сложные слова»    в  6 классе:

Лед                   вод

Мясо                 провод

Поле                 ферма

Птица               ход

Гром                 рубка

Дом                   комбинат

Везде                провод

Сено                 хозяйка

Мясо                 ход

Тепло                косилка

    Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создает работа в группах. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. 

   При изучении творчества И. А. Крылова в 5 классе  ученики  получают задание: инсценировать одну из  басен И. А. Крылова. Учащиеся делятся на группы, вместе с учителем выбирают басню для инсценировки, распределяют деятельность в группе. Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта.

  Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции.

На заключительном уроке защищают свои проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным учителем критериям.  

    В качестве дидактического материала предлагаю несколько игр в группе:

Ученики любят выполнять задание «Найти 4 лишнее», также по группам составляют задания по изученной  теме.

Задания, составленные группой учащихся:

  1. Найти лишнее слово  на основании его грамматических категорий:

Лень, тень, путь, муть

Брошь, конь, мощь, ночь

  1. Найти лишнее слово  на основании соотношения количества звуков и букв  в словах:

Егерь, ельник, якорь, зверь

Рояль, мораль, боязнь, ячмень

  1. Найти лишнее слово  по фонетическому основанию:

Лом, нора, море, чаща

Небо, река, зола, очи

  1. Найти лишнее слово  по орфографическому основанию:

Мес(?)ный, прелес(?)ный, чудес(?)ный, доблес(?)ный

Гнус(?)ный, вкус(?)ный, интерес(?)ный, чес(?)ный

     Ценность технологии РКМЧП, ее применение на уроках русского языка и литературы очевидна.  Использование данной  технологии помогает в подготовке детей к ЕГЭ. К технологии я обращаюсь и на уроках  литературы при анализе художественных произведений, а на уроках русского языка – с целью систематизации и углубления изученного материала для подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.

    Хочу отметить несколько  основных приемов технологии  РКМЧП, которые использую при работе с текстом:

  1.  Для развития  навыков составления вопросов  использую прием  «толстых» и

«тонких» вопросов. Метод используется при организации опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие. Ответ: да или нет

Толстые. Ответ: развернутый

Кто?

Объясните, почему…?

Мог ли…?

Почему вы считаете…?

Согласны ли вы?

В чем различие…?

Знаешь ли..?

Что, если…?

  1. «Свободное письмо».  Это аргументированное письмо учащихся. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть отзыв. Ниже представлены  отзывы учащихся  7 «в»  класса  после  составления словарной статьи, работы со словарями.  

     «Мне очень понравился урок «Составляем универсальный словарь»,  где работали  с разными лингвистическими словарями и составляли словарную статью».

          «Учительница  задавала каждый день домашнюю работу с самыми разными словарями. Мы выписывали определенные значения слов, правильное их правописание. Работая со словарями, я узнала не только значение и правописание многих слов, но и некоторые виды словарей, о существовании которых я не знала»

  1.  «Кластер» применяю на стадии рефлексии. Это выделение смысловых единиц текста, темы  и графическое их оформление  в виде грозди. Например, по теме «Сложные предложения» в 9 классе:

                                             Сложное предложение

                                    союзные                                        бессоюзые

                   ССП                                    СПП

       соед   разд.  прот      изъяс   опред    обст    

Результативность  педагогического опыта.

 Качество образовательного процесса и постоянная целенаправленная работа по развитию  предметных знаний, умений, способов деятельности, повышающая мотивацию к учебе, свидетельствуют о результативности моего опыта. В межаттестационный период уровень обученности составляет по русскому языку и литературе-100%, а качество знаний по русскому языку -42%, по литературе -58%.  

  Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты  муниципальной  олимпиады по русскому языку и литературе; с 2010 года дипломами  награждаются Дипломами победители  и призеры Всероссийского  «Молодежного филологического чемпионата»; занимают призовые места  в кожуунных и республиканских лингвистических конкурсах, конференциях, в конкурсах чтецов, сочинений.

 

Выводы:

 Предложенный опыт позволяет реализовать цели развития творческого мышления, при правильном организации создаются условия, направленные на повышение коммуникативной компетенции сельских школьников. Формируются навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Они направлены на то, чтобы пробудить в ученике поиск условий и способов достижения практического результата.  Возросла мотивация к образовательному процессу, развитию их мыслительных возможностей, гибкости мышления.  Наблюдается  положительная динамика в освоении общеучебных  умений и навыков, а именно: развитие речи,   умение определять тему текста,  ставить вопросы,  сформулировать свою точку зрения. Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, правильно отстаивать свое мнение, поделиться с информацией.

 Литература.

1.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.-2007.-№8. –с 11-15

2.  Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
4. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
5. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.

6.  Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.

7. Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, 2001.


Интернет-источники

  1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. -http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
  2. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...