«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация
методическая разработка по русскому языку на тему

Авдеева Любовь Ивановна

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое влияние на особенности преподавания русского языка. Характерной особенностью стандартов второго поколения стала необходимость формирования метапредметных результатов обучения, то есть сформированная способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике.

В условиях модернизации школьного образования, поворота его к личностно ориентированной парадигме все большая роль отводится русскому языку как метапредмету. Реализация метапредметных результатов обучения должна осуществляться на основе работы с текстом как на уроках русского языка и литературы, так и на других уроках, где предполагается работа с текстом, а формирование языковой личности становится одной из актуальных проблем педагогической практики. Особое значение приобретает русский язык как метапредметное образование, доминантой которого является текстовая деятельность, призванная создать языковую картину мира в сознании носителя русского языка и выработать ценностные ориентиры личности.

Опираясь на положения различных наук (психологии, педагогики, лингвометодики), мы пришли к выводу, что метапредметные результаты обучения формируются при специально организованной работе с текстом, который в силу своих лингвистических особенностей выступает наиболее эффективной дидактической единицей для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения. 

Работа с текстом может стать средством формирования метапредметных результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, если:

 − учебно-воспитательный процесс обеспечит участие школьников в культурных и социально значимых компонентах процесса коммуникации;

− школьники будут воспринимать слово как знаковую, материальную единицу языка и на основе слов смогут моделировать текст;

 − школьники практически овладеют различными способами анализа и синтеза текста;

 − школьники усвоят лингводидактические знания

1) о реализации семантического потенциала слова;

2) о разнообразных функциях слова;

3) об использовании лексических средств языка в тексте с учетом их функциональных возможностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный автором дидактический материал (междисциплинарная программа «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения», интегративный прием «Словарная карта») могут быть использованы не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках, где предполагается работа с текстом. Результаты исследования могут найти применение при формировании метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.

 

Системно-деятельностный, коммуникативный и компетентностный подходы к образованию, положенные в основу современных образовательных стандартов, позволили осознать на новом уровне роль текста в методике преподавания не только русского языка, литературы, но и истории, обществознания, географии и других предметов.

Учитывая тот факт, что конечной целью работы на уроке является формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения, приоритетное использование тех или иных приемов работы с текстом определяется целями образования на данном этапе развития общества, функциями текста в процессе обучения и конкретными целями, и задачами каждого урока. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ» (Авдеева Л.И., 2016г)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»Цель данной программы – достижение метапредметных результатов обучения на ос...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...