Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Занина Елена Владимировна

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Содержание курса направлено на изучение характеристики речевого общения в целом, особеннос­тей письменного общения, специфики элементов речевого этикета, использующихся в письменной речи. Рабочая программа составлена на основе программы элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы.  Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.

Структура программы:

I. Пояснительная записка

II. Содержание

III. Учебно-тематический план

IV. Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

v. Критерии оценки знаний обучающихся

VI. Учебно-методическое обеспечение

VII. Список литературы

VIII. Календарно-тематическое планирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ:

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

10 - 11 класс

Составитель:

Занина Е.В.,

учитель высшей

квалификационной категории

2014 – 2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089.
  2. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы основного и среднего общего образования, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 12   августа   2011 года  № 920.
  3. Учебный план ОО на 2014-2015 учебный год.
  4.  Программа элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы.  Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.
  5. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от15.04.2011 № 75-37-0541/11 «О рабочих программах»

Место предмета в учебном плане

В школьномкомпоненте учебного плана на 2014 - 2015, 2015 – 2016 уч.гг. на изучение курса «Русское правописание: орфография, пунктуация» отводится 68 часов. Из них в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель данного курса -  повышениe грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому содержание курса направлено на изучение характеристики речевого общения в целом, особенностей письменного общения, специфики элементов речевого этикета, использующихся в письменной речи.

Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации; учитывая их системность, логику, существующею взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

В ходе уроков и обучающихся формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из  разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

В программе предусмотрено изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

от смысла – к средствам его выражения: в устной речи; в письменной речи.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (1 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как раздеты русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных:

1) -нас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-);

2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного);

3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, клан // -клон , зар .юр- (зависимость от ударения);

4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело/ / ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки очечник ).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фал, гео, фон и т. п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив и ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обе.з-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тъся и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных

моделей слов (    н -н|ый[, без       н ость|    |,        ост- н|ый| и т. п.).

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (8М8-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

11 КЛАСС

Пунктуация (34 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения (14 ч)

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др./

Знаки препинания между частями сложного предложения (9 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 КЛАСС

Раздел

Кол-во часов

1. Орфография - 32 ч.

Орфография как система правил правописания

1

Правописание морфем

19

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

Написание строчных и прописных букв

2

2. Особенности письменного общения - 2 ч.

ИТОГО

34

11 КЛАСС

Раздел

Кол-во часов

Пунктуация -34 ч.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

3

Знаки препинания в конце предложения

1

Знаки препинания внутри простого предложения 

14

Знаки препинания между частями сложного предложения 

9

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

Знаки препинания в связном тексте

4

ИТОГО

34

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

уметь:

  • осуществлять орфографический и пунктуационный самоконтроль;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения соблюдения письменных правил современной русской орфографии и пунктуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа/ выполненной работы;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое письменно/устное оформление ответа.

Зачет

- ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения орфографических и пунктуационных норм литературного языка.

4) допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в

Незачет

1) ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Программа элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы.  Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – М.: ЭКЗАМЕН, 2015.
  2. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русскя орфография. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1998.

Для учащихся

  1. Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
  2. Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
  3. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.
  4. Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
  5. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
  6. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
  7. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
  8. Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
  9. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
  10. Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
  11. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
  12. Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
  13. Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Словари

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
  2. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л, П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
  3. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  4. Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.
  5. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
  6. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
  7. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
  8. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
  9. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

  1. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
  2. Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
  3. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
  4. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
  5. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
  6. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  7. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
  8. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  9. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  10. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  11. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  12. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  13. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  14. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
  15. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
  16. Розенталъ Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
  17. Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.

Интернет- ресурсы

  • (www.edu.ru) -  федеральный Интернет-портал «Российское образование»;
  • (www.fcior.edu.ru) - федеральный центр информационо-образовательных ресурсов;
  • (www.shool-collection.edu.ru)  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Орфография – 32 часа

  1. Орфография как система правил правописания – 1

Русское правописание

1

  1. Правописание морфем – 19

Правописание корней

1

Правописание гласных  корня

1

Правила, нарушающие единообразие написания

1

Обозначение на письме согласных корня

1

Правописание иноязычных словообразовательных элементов

1

Правописание приставок

1

Деление приставок на группы

1

Правописание суффиксов. Типичные суффиксы существительных

1

Типичные суффиксы глагола.

1

Суффиксы причастий.

1

Правописание окончаний.

1

Окончания существительных.

1

Орфографические правила на различение морфем.

1

Правописание согласных на стыке морфем.

1

Взаимосвязь значения морфемного строения и написания.

1

Правописание ь после шипящих.

1

Этимологическая справка как прием проверки написания морфемы.

2

  1. Слитные, дефисные и раздельные написания – 10

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Различение на письме служебного слова и морфем.

1

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

1

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

1

Особенности написания производных предлогов.

1

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

1

Образование и написание сложных слов (имена существи¬тельные, прилагательные, наречия).

1

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

1

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

  1. Написание строчных и прописных букв – 2

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

1

Особенности письменного общения – 2 ч.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли

1

ИТОГО

34

11 класс

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

  1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1

Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.

1

  1. Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Знаки препинания в конце предложения

1

  1. Знаки препинания внутри простого предложения (14 ч)

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

1

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

2

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

1

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.

2

Обособление приложений.

1

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

2

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

1

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.

1

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

1

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

1

  1. Знаки препинания между частями сложного предложения (9 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

2

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

2

Знаки препинания при сочетании союзов.

1

Сочетание знаков препинания.

1

  1. Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь.

1

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

Способы оформления на письме цитат.

1

  1. Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

1

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

1

Авторские знаки.

1

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным  предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...