"Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прохоренко Галина Васильевна

Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме: «Наречие». Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: путешествие по городу «Наречие». Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель урока: -повторения и закрепления темы: «Наречие»; -отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков; -развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; -развития логического мышления; -воспитания интереса к родному языку. Оборудование: 1. Презентация 2. Сценка «Рецепт» 3. Ученики-экскурсоводы на каждое правило. 4. Слова Ломоносова и Буслаева о наречии. 5. Творческие домашние задания. 6. Карточки для заданий. 7. Текст с домашним задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_narechie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: обобщение и систематизация сведений по теме: «Наречие».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие по городу «Наречие».

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель урока: 

-повторения и закрепления темы: «Наречие»;

-отработки орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-развития и обогащения словарного запаса и грамматического строя  речи учащихся;

-развития логического мышления;

-воспитания интереса к родному языку.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Сценка «Рецепт»
  3. Ученики-экскурсоводы на каждое правило.

4. Слова  Ломоносова и Буслаева о наречии.

  1. Творческие домашние задания.
  2. Карточки для заданий.
  3. Текст с домашним заданием

Ход урока:

Вступительное слово учителя. 

Здравствуйте, ребята. Проверьте еще раз, все ли у вас готово к уроку, сосредоточьтесь, соберитесь. Урок сегодня у нас необычный – мы отправимся в путешествие по городу. Его  нет на географической карте, но он существует в стране  «Морфология».

Как называется этот город, угадать нам  поможет госпожа Подсказка.

                            Семь вопросов – просто чудо!

                                     Их запомнить можно так:

                              Где? Когда? Куда? Откуда?

                              Почему? Зачем? и  Как?

Учитель: В каком городе жители отвечают на эти вопросы? Конечно, в городе «Наречие». Итак, как вы думаете, что нам предстоит сделать за урок?

Мы должны закрепить все, что знаем о наречии, повторить наиболее трудные орфограммы, изученные в теме. А еще очень важно уметь употреблять наречия, ведь они делают нашу речь более выразительной, помогают конкретизировать  действия.

Одна из творческих групп, готовясь к уроку, провела небольшую исследовательскую работу по употреблению наречий. Их выступление будет нашим ключиком, который поможет нам войти в город. Предоставим им слово.

Вика Ученик: Наречие – развивающаяся часть речи, и роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность.  Мы провели исследовательскую работу на тему: «Использование наречий в художественных произведениях».  Вот что мы получили. В произведении«              …» ___________ мы насчитали ___ наречий: ____________________________       и другие. В основном  это наречия места и образа действия.

Света Ученик: В произведении___________ « _________» - _______ наречий. Это ________________________________и так далее. Как  видим, это наречия образа действия.

У ____________в рассказе «____________» во вступлении уже____  наречий. Писатель использует не только наречия образа действия, но и времени, причины и цели.

Диана Ученик: В 7сочинениях учащихся 7-ых классов нам встретились такие наречия, как долго, здесь, поначалу, по-моему. Всего по 12 наречий, и почти все они образа действия. Таким образом, мы пришли к выводу, что ребята не так часто употребляют наречия, а иногда допускают ошибки в употреблении.

 Сценка «Рецепт». Ваня, Алёша

Действующие лица: врач, ученик (сидят за столом, перед ними таблички: врач, ученик).

Врач: В каком классе ты учишься?

Ученик: В седьмом «Бы».

Врач: «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Ученик: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

 Врач: Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

 Ученик: Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Врач: Нормально…В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.

Врач дает ученику учебник.

Учитель: Какие случаи  неправильного употребления наречий вы услышали?

Ученики отвечают:

 нельзя часто употреблять слово «нормально», можно сказать: хорошо, замечательно, неплохо;

нельзя говорить ужасно весело и жутко дружно, потому что наречия  «ужасно и жутко» употребляются, когда говорят о чем-то или о ком-то отрицательно.

в пух и прах хвалить нельзя, в пух и прах можно ругать, громить.

Какой же вывод мы сделаем из всего услышанного? Наш урок очень важен.

 Итак, мы отправляемся в путешествие.

Как настоящие путешественники  укажем, когда и откуда мы начали путешествие, куда отправились, где побывали, и как мы это делали.

Откройте свои  путевые дневники(тетради) и сделайте первую запись:

Десятое апреля.

Классная работа.

Повторение темы: «Наречие».

Обратите внимание, на ваших столах  есть  задания, которые мы должны выполнить за время путешествия, и, конечно, карта-схема нашего города будет  вашим компасом, чтобы не сбиться  с курса.

Слайд №1. Карта-схема.

Вот они улицы и переулки, парки и скверы, площади и стадионы. Главная достопримечательность  – старый замок и волшебная поляна, на которой любят отдыхать  жители города и его гости. Здесь вас ждет сюрприз. Обратите внимание, все улицы  ведут к этой поляне, и мы тоже отправимся туда.

История данной части речи интересна. Известно, что наречия на – О –Е стали формироваться в середине 19 века. Процесс их формирования не прекращается  и  по сей день. Одни устаревают, в других происходят изменения. Что говорили о наречии ученые?

1 ученик: М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к оной части  речи  причитаются».

 2 ученик: Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».

Учитель: А  что вы знаете о наречии?

-Назовите смысловые группы наречий.

Ученики отвечают.

Учитель: В путешествии нам нужны  экскурсоводы, ребята, которые будут помогать. (Учитель называет учеников-экскурсоводов)

 Итак, в путь.

Слайд №2. Площадь сравнения наречий.

Учитель: Мы на площади сравнения наречий.

Денис Экскурсовод рассказывает правило «Степени сравнения наречий».

Учитель: уверенно, громко, хорошо. Образовать степени сравнения наречий. Ученики образуют все степени сравнения наречий  (на компьютере ответы): уверенно - увереннее, более уверенно, всех увереннее

               Громко – громче, более громко, всех громче

               Хорошо – лучше, более хорошо, всех лучше.(слова на доске)

Учитель: Все, кто побывал на этой площади, шли уверенно, отвечали громко, с заданиями справлялись хорошо. А как вы будете вести себя здесь?

Слайд №3. Улица  Не с наречиями на –о -е.

Учитель:  Идем дальше. А это улица Не с наречиями на О-Е.

 Вот они сидят на лавочке, кто-то рядышком, кто-то с друзьями, а кто-то один. Почему?

Вика Экскурсовод:  Потому что Не с наречиями  пишутся  слитно и раздельно. Рассказывает правило слитного и раздельного написания  Не  с наречиями.

Учитель. Итак, орфографический диктант. Определить,  слитное и раздельное написание наречий. «Неумело; нелепо; несильно; невысоко; невежливо; не крепко, а слабо; неглубоко; небрежно; вовсе неинтересно; не высоко, а низко.

Графический диктант выполняется на отдельных листах. Код на компьютере. Взаимопроверка.

Оценки тем, кто работал у доски и нескольким ученикам на листочках.

  1. На Таганае  чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.
  2. А по почте полевой не быстрей идут, не тише письма в Златоуст родной.
  3. А из-за Круглицы-горы  выходит  солнышко несмело.
  4. Спокойна летом речка Ай, бесшумно и неторопливо бегут ее воды.
  5. Незаметно зажглась и тихо стала разгораться в  небе алая полоска зари.
  6. Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  7. День выдался не по-летнему холодный, впрочем, как это часто бывает в Златоусте.
  8. Идти, хоть и в темноте, по знакомой улице было ничуть не страшно, потому что это моя родная улица Аносова.

Код: 1-; 2-; 3+; 4+; 5+; 6-; 7-; 8-. Оценка  0-«5», 1-2-«4»,3-4 –«3»

Слайд №4. Переулок –Н-

Учитель:  В переулке –Н- наречиям живется  тяжело.   Почему?

Алёша Экскурсовод:  Потому что буква Н – хитрая и коварная. Она может быть одна в слове, и ее может быть две.

Рассказывает правило –Н- и –НН- в суффиксах наречий.

Учитель: Посмотрим, от кого эта буква не спрячется, кто ее сможет поймать?

Учащиеся выполняют  следующее задание:

эстафета «Кто быстрей» ( на листочке вставить -н- или -нн-).

Проверяет экскурсовод и ученик-помощник. Слова, в которых допущены ошибки записать на доске и в тетради, объясняет экскурсовод.

Бежать уверенно,

говорил странно,

рассказывал  интересно,

действовал убежденно,

стоит изолированно,

вставал поздно,

рисковать оправданно,

посмотреть огорченно,

смотреть рассеянно.

Слайд №5. Парк суффиксов наречий.

Учитель: Переулок – Н – выходит в парк суффиксов наречий. Здесь гуляют наречия с суффиксами О-А со своими личными телохранителями.

Света Экскурсовод  рассказывает правило о написании суффиксов –О –А  в наречиях.

Учитель: А вообще-то эти наречия веселые, они любят играть, веселиться. Давайте с ними поиграем в «Почемучку».

Ребята,  соберите слова с этими частями слова (красные карточки – приставки, жёлтые – корни, зелёные – суффиксы)

Распечатать

Части слов для карточек: приставки:  из-, до-, с-, в-, на-, за-, корни: -сух-, -чист- -лев-, -давн-, -прав-, -долг-; суффиксы: -о, -а. (Издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо).

 Физзарядка

Слайд №6. Река.  

Учитель: А вот и шипящая речка, а на том берегу наша волшебная поляна. Через эту речку можно перебраться тремя  путями: через мостик, переплыть на лодке и перейти вброд. Какое правило нам в этом поможет? ( ь знак после шипящих, буква о-е- на конце шипящих)

Денис Экскурсовод  рассказывает правило Ь знак после шипящих.

Сергей Экскурсовод  рассказывает правило о-е после шипящих

 Дифференцированные задания:

Первая группа идет по мосту (1 уровень)

  1. нужно береч_ (глагол)
  2. воздух свеж_ (кр. прил)
  3. радость встреч_ (сущ. Р.п., мн. ч.)
  4. открыть настеж_ (наречие, исключение)
  5. голос чарующ_ (кр.прил.)
  6. ждать невтерпеж_ (наречие на - Ж)
  7. сумел увлеч_ся (глагол)
  8. выйти замуж_ (наречие на –Ж)
  9. мчался вскач_ (наречие на –Ч)
  10. ударить наотмаш_ (наречие на –Ш)
  11. правильно умнож_ (глагол)
  12. лес шел сплош_ (наречие на –Ш)

Вторая группа плывет на лодке (2 уровень) Слова те же самые, но в скобках ничего не указано.

Третья группа идет вброд (3 уровень)

 Ребята будут разгадывать кроссворд. Определите из группы слов наречие, выпишите в тетрадь. Проверка по компьютеру (ребята называют ответы, появляется правильный ответ в кроссворде). 

Слайд №7

«Разгадай кроссворд».

Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.

1.проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

2.замуж, тягач, задач, могуч;

3.прочь, страж, тягуч, льешь;

4.наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпеж;

5.училищ, вскачь, толочь, помощь;

6.молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7.настежь, передач, блестящ, бородач.

Слайд №8 Волшебная поляна и Старинный замок.

Учитель: Поздравляю вас, ребята! Мы дошли до нашей заветной поляны. А это что за старинный замок? Давайте заглянем туда.

 Оказывается, мы попали в ловушку.

Уважаемый экскурсовод, подскажите, как нам отсюда выбраться?

Наташа Экскурсовод: Это замок слитного, раздельного и дефисного написания наречий, а выйти мы сможем только тогда, когда расставим наречия по порядку. Рассказывает правило.

Класс выполняет задание: расставить наречия в три столбика.

1ряд слитно                         2ряд раздельно                    3ряд через дефис

Влево                                   на боковою                          точь-в-точь

Вскачь                                  в сердцах                             когда-то

Издалека                              на днях                                 видимо-невидимо

Вверх                                    на дом                                  давным-давно

Исподлобья                          бок о бок                             писать по-русски

Вмиг                                     в обтяжку                            светит по-весеннему

Врассыпную                                                                      как-нибудь

Исподтишка

Впоследствии

(Проверка по компьютеру, читает учитель)

Слайд №9. Финиш. Молодцы!

Учитель: Ну что ж, я вас поздравляю, вы справились. Осталось только подвести итоги и проверить задание, которое выполняли  наши творческие группы к сегодняшнему уроку. И это тот сюрприз, который я вам обещала

Дифференцированное задание (групповое)

Первая группа читает материал «Из  истории наречий» Учащиеся записывают слова в тетрадь.(Слова на карточках)

Из истории образования наречий.

Образование наречий «пешком» и «мельком».

В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» ( в значении  «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на свих ногах», а «мельком» -  на «короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс – ом.

Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нем корень  пеш- и суффикс  -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нем корень мельк-  и суффикс –ом.

Наречие «сегодня» образовалось из местоимения  «сего» (сей – этот) и имени существительного дня (день). Сегодня – значит этого дня.

Наречие завтра произошло в результате слияния предлога за и существительного утро. Не так давно, лет 200 тому назад, так и говорили,

заутра, т.е. на следующий день, после утра. Вспомните слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»: «…Были все готовы заутра бой затеять новый».

Наречие вдребезги  образовалось от существительного дребезг – осколок, черепок при помощи приставки в-.

Наречие настежь произошло от существительного стеж – крюк, столб, буквально «на деревянном крюке», т.е. «открыто».Обратите внимание, что существительное стеж  мужского рода и Ь знак на конце не пишется, а в наречии настежь после  Ж  Ь знак пишется, потому что это исключение.

Чересчур – значит чрезмерно, перейти все границы. Это слово – след верования славян в мифическое существо Чур, или Щур, которое якобы охраняло домашний очаг и земельные владения человека. Перейти через границу владений, межу значило перейти через Чур. Объясните, почему через Чур через пишется буква З, а чересчур – пишется буква С?

Третья группа показывает шуточные иллюстрации, объясняющие смысл некоторых наречий.

Учитель: Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили очень сложную часть речи в разделе «Морфология» - наречие. Вы отлично подготовились, получили много хороших отметок, а сейчас запишем домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольной работе по теме.
  2. Выполнить следующую письменную работу. Перед вами листы  с текстом и заданием.

Вторая группа читает сказку о наречиях.

Автор: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, который танцевал, пел, считал. Но ему было скучно, так как он хотел умело танцевать, великолепно петь, быстро считать. Загоревал король и позвал своих верных слуг: причастие и прилагательное.

Король: Эй, слуги!

Автор: Прибежали слуги, полонились.

Слуга: Чего изволите, ваше величество?

Король: Я старый, одинокий Глагол. Я умею  делать все на свете, но не имею признака действия. Поэтому повелеваю вам отправиться в тридевятое царство к Наречию и просить его стать моим союзником.

Слуга: Будет исполнено, ваше величество!

Автор: Долго они ехали, плыли, шли и попали, наконец, в царство Наречия. А Наречием оказалась прекрасная девица.

Слуга: Здравствуй, уважаемая Наречие.

Наречие: Приветствую вас, посыльные.

Слуга: Нашему королю скучно стало выполнять просто действия, он хочет, чтобы у него были признаки, и он просил вас стать своим союзником.

Наречие: Скажите королю, что я согласна.

Слуга: Благодарим тебя, Наречие.

Автор: Долго ли, коротко ли,  вот приехало Наречие в замок к королю. Как увидел король Наречие и сразу влюбился. Сыграли они свадьбу и стали жить-поживать да добра наживать. С тех пор наречие и обозначает признак действия.

Проделки наречий.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Были у них свои  владения, свои законы, и жили они, не тужили.

Но вдруг части речи стали замечать, что слова куда-то  исчезают. Решили они по очереди в дозор ходить. Первым пошло прилагательное хороший. Не успели они оглянуться, а вместо него новое слово идет, песенки напевает. Хорошо!

Следующим пошло существительное верх. Глядь, а вместо него уже целая группа новых слов идет: вверх, наверх, вверху, кверху и даже верхом на коне скачет.

«Кто же этот злодей?»- спрашивают части речи. И слышат в ответ: «Появилось в нашем царстве-государстве чудо невиданное, называет себя «Наречием»и грозится со всеми расправиться».

А Наречие добралось и до числительных и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку. Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время

быть настороже, чтобы не ошибиться. И решили части речи не воевать с наречием, а дружить.

Слайд №9. Текст с домашним заданием.

Прочитаем его.

Все живое в природе (не)удержимо стремится  к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся  в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть пр…смотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.

Задание:

- Докажите, что это текст.

- Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы, вывод.

- Найдите наречия и ответьте на вопрос: «Для чего используются здесь наречия?»

-Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия как члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...