Олимпиада по русскому языку для 9 класса
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Крюкова Людмила Владимировна

Олимпиада содержит 10 заданий повышенной трудности для учащихся 9 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_russkiy_yazyk_9_klass_kryukova.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку, 9 класс

1. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами (не менее 2-х): польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербскохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.

2.Для повторения какой темы можно использовать следующее предложение: «Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю».

3.Объясните с точки зрения истории языка правописание жи и ши.

4. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам и дайте определение их значениям:

        Как псу муха (польск);

        Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.);

        Спеши медленно, не торопясь (латин.);

        И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.)

5. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведённых ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят: отделить, синий, сварка, ягодка, мама, сшить, праздник, сдача, рыбалка, сжечь.

6. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

7. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.           ( Б.Зайцев)

9. Определите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста.

Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.

 (2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень

  Невыразимый ужас  обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания.    (С.Т.Аксаков)

10. . Объясните значение выделенных слов в приведенном ниже стихотворении В.А. Жуковского. Какой троп лежит в основе этого текста?

Скатившись с горной высоты,
Лежал
на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!

11. Творческое задание. Напишите рассказ (70-100 слов) на одну из тем:

  • о честном жулике;
  • о невежественном профессоре;
  • о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета;
  • о сентиментальном хирурге.,

Ответы

1.Необходимо исключить следующие языки: итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский. Можно добавить русский, украинский, словацкий, лужицкий, словенский, македонский языки.

Оценивание: за каждый правильно исключённый язык – 1 балл, за правильно добавленный – 1 балл.

Максимально за задание – 11 баллов.

2.  В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.

Оценивание: за правильный ответ – 2 балла.

3. Шипящие в русском языке первоначально были только мягкими.

Оценивание: за правильный ответ – 2 балла.

4. Русские эквиваленты :

Как псу муха (польск.) – как об стенку горох.

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – Когда рак на горе свистнет.

        Спеши медленно, не торопясь (латин.) – Тише едешь, дальше будешь.

        И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.)  - В семье не без урода.

Оценивание: за правильный «перевод» - по 1 баллу за каждую пословицу , за определение значения -  по 1 баллу за каждую пословицу.

Максимально за задание – 8 баллов.

5. Синий, сварка, мама, рыбалка.

Оценивание: за каждое правильно выбранное слово – 1 балл.

Максимально за задание – 4 балла.

6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

Оценивание: по 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимально за задание – 6 баллов.

7. Мужская. Собирательное числительное «трое» не сочетается с существительными одушевленными женского рода.

Максимально за задание – 3 балла.

8.Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

Оценивание : 5 баллов – по 0,5 балла за верно выписанное словосочетание; по 0,5 балла за определение вида связи.

Максимально за задание – 5 баллов.

9. 1 – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом  

2 – подлежащее в односоставном (назывном) предложении

3 – однородные сказуемые

4 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

5 – несогласованное определение

Оценивание:  по 1 баллу за правильно определённый член предложения.

Максимально за задание – 5 баллов.

10. . Прах – пыль; перуны – молнии. Текст представляет собой развернутую метафору.

Оценивание: за правильное объяснение значения  слов – по 1 баллу, за  определение тропа – 2 балла.

Максимально за задание – 4 балла.

11. Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла); 
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);
  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).

Максимально за задание - 15 баллов.

Всего за работу – 65 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Интересные задания для работы с одарёнными детьми....

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Олимпиада включает задания по всем разделам курса, составлена с учетом материала по подготовке учащихся к предметным олимпиадам....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Главное назначение материала-ознакомить с характером и направлением конкурсных заданий, помочь подготовить учащихся к  различным видам олимпиадных заданий....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года...

Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку, 2011 год...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Олимпиада по русскому языку 6 класс

В материале представлены задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку...