Правописание падежных окончаний имён существительных. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гильмутдинова Людмила Александровна

Урок подготовлен и проведен в рамках региональной Экологической конференции. Подобран нтересный материал и необычная форма урока. Ребята получат возможность проявить активность на уроке и узнать много нового. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_2015.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных. 5 класс.

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
  • содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать любовь к родному языку, к родной природе

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Здравствуйте. Посмотрите друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. Займите свои места. И только с добрым хорошим настроением начинаем новый урок.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Любите ли вы смотреть телевизор?

Какие телепередачи нравятся вам больше всего?

Представьте, что вы удобно уселись на диване и приготовились смотреть свою самую любимую передачу или мультфильм.

Итак, внимание на экран....

А вы смотрите новости?

Просмотр этой передачи очень полезен людям всех возрастов, ведь из программы «Новости» мы узнаем о самых интересных событиях.

О каком событии вы узнали из данного ролика?

А хотели бы вы оказаться на этой фотовыставке и совершить путешествие по всем самым красивым и необычным местам нашей огромной страны?

Я приглашаю вас совершить это увлекательное путешествие в течение нашего сегодняшнего урока.

Просмотр ролика новостей:

www.1tv.ru/i_newsvideo/276315

открытие фотовыставки

Работа с текстом.

Посмотрите на текст.

23 января в Москве, в Центральном Дом... Художника открылся фестиваль природы "Первозданная Россия". Завораживающие снимки сделаны на Чукотк... и в Забайкаль..., в Крыму и горной Чечне.

На какое правило пропущены буквы в словах?

Почему в остальных словах буквы не пропущены?

Чем будем заниматься на уроке?

Безударные гласные в падежных окончаниях существительных.

Они ударные и не требуют проверки.

 Обобщение и систематизация знаний

Словарная работа. Работа со словарём.

Фестиваль природы «Первозданная Россия» уже второй год показывает жителям всего мира, как богата и красива природа России своими бесконечными просторами и уникальными животными. Благодаря этому фестивалю люди могут заглянуть в самые отдалённые и необыкновенные уголки нашей большой Родины.

А что значит «первозданная»?

Какие корни можно выделить в этом слове?

Как вы думаете, в каком словаре можно найти толкование этого слова?

Кто попробует найти значение этого слова в словаре?

Как выдумаете, в чем особенность выставки с таким названием?

Для чего устраивают такие выставки?

На какие проблемы хотят обратить внимание организаторы выставки?

Вот и мы сегодня поговорим о проблемах охраны природы. О том, что каждое живое существо на нашей большой планете, нуждается в нашей помощи и защите.

Для начала вспомним словарные слова — названия животных и птиц. На экране будут появляться изображения животных, а мы будем записывать их названия.

  1. первозданный

- существовавший ранее всего остального. где-нибудь (Ожегов С. И.)

Медведь, заяц, лисица, барсук,  ворона,  воробей, сорока, пингвин, муравей, бабочка

Выборочное списывание.

Все эти и многие другие животные приглашают нас к себе в гости. Но для этого нам необходимо хорошо трудится и выполнять различные задания.

Первое путешествие мы совершим в лес. Туда нас приглашает игрунья-белочка.

Работа по карточке.

Задание: Просклонять существительные ЛЕС и БЕЛОЧКА

Посмотрите на текст.  

Бельчонок спускался с ветк... на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёз.... Ближе к нам от той опушк... стоял куст, и ещё ближе – одинокая берёза. И рядом с берёз...й  рос  гриб на высокой белой ножк... – обабок. 

Выпишите существительные с пропущенными буквами, подберите слова-помощники, выделите окончания.

Итак, над какой орфограммой работали? Какое склонение у всех записанных слов? Какие слова нам помогают определить окончания у существительных 1 склонения?

С веткИ-Р.п. (с землИ) 1с.

к берёзЕ-Д. п. (к лунЕ) 1с.

от опушкИ-Р.п. (от землИ)1

с берёзОй-Т.п. (с лунОй) 1с

на ножкЕ-П.п. (на землЕ)1с

Земля, луна.

Игра «Исключи лишнее»

Лось, хорь, медведь, мышь, олень 

Какое слово в этой группе лишнее?

Почему?

Наше следующее путешествие — по полям и полупустыням. И задание нам принесла полевая мышка.

Работа по карточке.

Задание: Просклонять существительные ПОЛЕ и МЫШЬ.

Но написала она его не своём, мышином языке. Посмотрите на текст.

Налкуная мележ(?) норясла войрый грамоч(?), а люный мовиж(?) ралил луняную ворощ(?).

Понимаем ли мы значение слов и текста в целом?

А можем ли мы, не понимая значения слов, определить, к каким частям речи они относятся и их род?

Как это можно сделать?

Давайте попробуем определить, в каких словах нужно написать Ь на конце после шипящей, а в каких — нет.

Какую орфограмму повторяли? Сформулируйте правило.

Придумайте и запишите по три примера существительных на это правило.

 Физминутка

Поднимаемся со своих мест. Если я называю слова 1 скл. хлопают девочки, если слова 2 скл. хлопают мальчики, а если слова 3 скл. хлопаете все вместе.

Лес (2), море (3), река (1), тигр (2), небо (2), синица (1), рысь (3), рыба (1), дичь (3).

А теперь представьте, что вы в бору. Что такое БОР? И вы пытаетесь обнять сосну.. Потянитесь, чтобы ручки соединились. Как вы думаете, есть такие деревья, которые не может обнять один человек?

В Бузулукском бору растет 300-летняя сосна, обнять которую может только 10 четвероклассников вместе. Такой толстый у нее ствол!!!

Займите свои места. Продолжаем работу.

Осложнённое списывание.

Следующее задание прислал нам белый медведь. У него на Крайнем севере нет школы для медведей, и он не знает падежей. Нам нужно ему помочь. Прочитайте текст.

Полярный медведь — северный брат нашего бурого (медведь, Р.п). Живет белый медведь на Крайнем (Север, П.п.). Этот хищник приспособлен к (жизнь, Д.п.) во (лёд, П.п.) и способен плавать в ледяной (вода, П.п.).

Запишите текст, раскрывая скобки. Окончания выделите.

Работа по карточке.

Задание: вставьте мягкий знак после шипящих в именах существительных там, где это необходимо.

Врач___, ноч___, гуашь___, малыш___, силач___, гореч___, борщ___, вещ___,ключ___, дич___, меч___, суш___, сторож___, помощ___.

Полярный медведь — северный брат нашего бурого медведя. Живет белый медведь на Крайнем Севере. Этот хищник приспособлен к жизни во льдах и способен плавать в ледяной воде.

Работа с сигнальными карточками.

А сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Скажите, умеете ли вы различать следы разных животных? Давайте попробуем. Чей это след? А это?

Вот эти животные приглашают нас побывать в дремучих таёжных лесах и разгадать их следы.

На ваших сигнальных карточках два следа. Я буду читать имена существительные. Если следует написать окончание Е, то вы поднимаете вверх ТИГРИНЫЙ след, и если И — ЗАЯЧИЙ.

В пустыне,            у речки

на полюсе,            с веточки

в воздухе,              в глуши

на дереве,             о  степи

о снегире,             у мышки          

Работа с сигнальными карточками

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода — часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье.

В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала им жизнь.

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И сокровища эти нам нужно охранять.»

Что нового узнали на уроке?

Какие правила вспомнили?

Отвечают на вопросы

Домашнее задание.

 Индивидуальные дифференцированные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в падежных окончаниях имён существительных и отрабатывать навыки их правильного выбора. Урок интересен разнообразными формами д...

9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")

Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа. 5 класс

Конспект открытого урока" Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" 5 класс...

Карточка "Правописание падежных окончаний имён существительных". 5 класс

Задание ориентировано на использование УМК под ред. М.М. Разумовской...