Практические работы по УД "Русский язык и культура речи" для обучающихся техникума
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Практические работы  учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

В результате выполнения  практических работ обучающийся должен уметь:

-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами , осуществлять речевой самоконтроль;

-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

-уметь пользоваться словарями русского языка.

и иметь практический опыт:

-создавать тексты в устной и письменной форме;

-различать элементы нормированной и ненормированной речи;

-видеть и исправлять собственные ошибки;

-пополнять словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_kultura_rechi.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Предисловие

    Методические указания по выполнению практических работ составлены на основании рабочей программы  учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнении практических работ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» с целью  закрепления знаний и овладения основными практическими навыками, полученными при изучении теоретического курса.

 В результате выполнения  практических работ обучающийся должен уметь:

-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами , осуществлять речевой самоконтроль;

-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

-уметь пользоваться словарями русского языка.

и иметь практический опыт:

-создавать тексты в устной и письменной форме;

-различать элементы нормированной и ненормированной речи;

-видеть и исправлять собственные ошибки;

-пополнять словарный запас.

 На выполнение практических работ отводится 10 часов:5 практических занятия по 2 часа.

Правила выполнения практических работ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

   Практическая работа  является обязательной для каждого обучающегося техникума и определяется учебным планом. Перед выполнением практической работы обучающиеся должны изучить соответствующий теоретический материал и ответить на контрольные вопросы. Неподготовленные обучающиеся к выполнению работы не допускаются.

После выполнения практической  работы обучающийся должен предоставить оформленный отчет о работе. Содержание отчета должно соответствовать заданиям. Отчет должен быть оформлен в установленном порядке и подписан преподавателем. Отчет по практической работе по дисциплине «Русский язык и культура речи» оформляется в тетрадях в линейку. На тетради должен быть титульный лист формата А 5(148х210), выполненный в печатном виде в соответствии с приложением 1. Количество столбцов таблице  должно соответствовать пяти практическим работам. Текст на титульных листах выполняется шрифтом 14.

   После выполнения заданий обучающимся преподаватель проверяет правильность выполнения, указывает недостатки, ошибки, допущенные в работе, и выставляет оценку или зачет. Выполнение каждой работы оценивается по пятибалльной или балльно-рейтинговой системе.

Показатели оценки практической работы  по  дисциплине « Русский язык и культура речи»:

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень освоения обучающимися учебного материала;

- правильность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Обучающиеся, не выполнившие практические работы по уважительным и  неуважительным причинам, должен отчитаться по работе во внеурочное время, назначенное преподавателем.

Обязательное выполнение обучающимся всех практических работ, предусмотренных рабочей программой и календарным планом, является  условия допуска к зачету по дисциплине.

Практическая работа №1.

Тема: «Нормы произношения и ударения».

Цель: совершенствовать речевую культуру обучающихся, вырабатывать навыки правильной постановки ударения в словах, вырабатывать умение пользоваться орфоэпическим словарем.

Пояснения к работе:

  Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания акцентология. Ударение в русском языке в отличие от других языков свободное, т. е. может падать на любой слог. Кроме того, ударение может быть подвижным (если в различных формах слова падает на одну и ту же часть) и неподвижным (если ударение меняет место в разных формах одного и тог же слова).

1.Для определения ударения в слове в «Орфоэпическом словаре русского языка»  дается система нормативных помет:

1. Равноправные варианты. Они соединяются союзом и: волнам и волнам. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы.

2. Варианты нормы, из которых один признается основным:

а) Помета «допустимо» (доп.): тво́рог и доп. творо́г. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного.

3.Запретительные пометы:

1) «не рекомендуется» (не рек.) — балова́ть не рек. ба́ловать

2)«неправильно» (неправ.) - ку́хонный; неправ,кухо́нный;

3) «грубо неправильно» (грубо неправ.) — докуме́нт грубо неправ, доку́мент.

2.Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами –к-,-л-,-и-,-ок- имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода, и на окончании в форме женского рода.

Например: бо́ек (м.р.),бо́йко(ср.р.),бо́йки(мн.ч);бойка́(ж.р.)

3.Многие глаголы в прошедшем времени имеют ударение на основе во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание.

Например: бы́л, бы́ло, бы́ли ;была́.

4.То же самое наблюдается у многих кратких страдательных причастий прошедшего времени.

Например: взя́т ,взя́то, взя́ты; взята́.

Задание:

1.Образовать краткие прилагательные. Поставить ударение во всех формах кратких прилагательных.

Например: веселый- ве́сел, ве́село, ве́селы, весела́.

1 вариант: вредный, глупый, грубый, гордый, глухой, дружный, живой, короткий, крепкий, светлый.

2 вариант: горький, густой, дешевый, дорогой, долгий, молодой, пустой, редкий, сытый, тесный.

2.Образовать от глаголов мужского рода прошедшего времени глаголы среднего и женского рода и глагол множественного числа. Поставить ударение.

Например: брал- бра́ло, бра́ли; брала́.

1 вариант: взял, гнал, занял,донял,лил, нажил, начал, плял,понял,снял.

2 вариант: внял, дал, жил, задал, звал, нанял, отнял, поднял, принял, спал.

3.Расставить ударение в кратких причастиях прошедшего времени.

Начат, начато, начата, начаты.

Придан, придано, придана, приданы.

Принят, принято, принята, приняты.

Продан, продано, продана, проданы.

Прожит, прожито, прожита, прожиты.

Роздан, роздано, роздана, розданы.

Созван, созвано, созвана, созваны.

4.Поставить ударение в словах.

1 вариант: агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, баловать, буржуазия, бомбардировать, валовой, верование, выборы, грошовый, дремота, досуг, давнишний, заговор, заржаветь, индустрия, искра, инструмент, мастерски, квартал, премировать, памятуя.

2 вариант: августовский, агентство, апартаменты, выговоры, гусеница, изредка, информировать, каталог, красивее, кухонный, корысть, мышление, одновременно, партер, пахота, иначе, обеспечение, намерение, облегчить, километр, добыча, значимость, принудить, откупоривать, мизерный.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы языка .

2.  Какой отдел языкознания изучает особенности и функции ударения?

3.В чем особенность постановки ударения в формах кратких прилагательных и кратких причастий прошедшего времени?

4. Какова особенность постановки ударения в формах глаголов прошелшего времени?

5. Что такое логическое ударение?

6.Какое ударение называют подвижным?

Литература:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

2. Орфоэпический словарь русского языка- СПб. ;ООО «Виктория плюс»,2008.

Работа рассчитана на 2 часа

Практическая работа №2.

Тема: «Строение и значение фразеологизмов».

Цель: совершенствовать речевую культуру обучающихся, вырабатывать умение находить фразеологизмы в тексте и определять их значение, подбирать фразеологизмы – синонимы и антонимы, вырабатывать умение пользоваться фразеологическим словарем.

Пояснения к работе:

1.Фразеологизмы- это устойчивые по составу и структуре, лексически не-делимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Например: Держи карман шире - о пустых надеждах

Тяп ляп и готово – неаккуратно;

Мастер на все руки – умелец;

Бить баклуши – бездельничать;

Заметать следы – скрывать истину;

Писать как курица лапой – неаккуратно, грязно;

Ходить по струнке – дрожать перед кем-либо, угождать к-л;

Крокодиловы слезы – притворная, лицемерная жалость.

2.Фразеологические обороты надо отличать от свободных словосочетаний. В свободном словосочетании любое слово можно заменить другим, а во фразеологизме нельзя; в свободном словосочетании слова сохраняют самостоятельный смысл, а во фразеологизме – теряют; лексическое значение имеет фразеологизм в целом; словосочетания создаются в речи, не требуют запоминания; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.

Например: Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык (свободное словосочетание). Мастер так посмотрел на «знатока» традиций, что тот сразу прикусил язык (фразеологизм).

3. В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами.

Например: "опытный человек" - тертый калач, стреляный воробей; "темно" - ни зги не видно, тьма кромешная, хоть глаз коли (выколи). 

Такие фразеологизмы составляют в языке синонимический ряд.

Фразеологизмы-синонимы могут различаться оттенками значений или полностью совпадать по значению. Совпадают по значению фразеологизмы: от корки до корки и от доски до доски, У синонимов: на краю света и куда ворон костей не заносил есть смысловое отличие: второй фразеологизм означает НЕ только "очень далеко", но и в "труднодоступном месте".

Фразеологизмы-синонимы могут быть одинаковыми по грамматическому строению (тертый калан - стреляный воробей) или различными, чем отличаются от лексических синонимов (которые всегда относятся к одной части речи), например: со всех ног - только пятки засверкали.

4.Между фразеологизмами русского языка, как и между словами, бывают отношения антонимии. Фразеологизмами-антонимами называются такие, которые противоположны по значению. Фразеологизмы-антонимы характеризуют явление с одной стороны, но противоположны. Так, человек может быть определен по его росту; с версту коломенскую - "очень высокий" - от земли не видать - "очень низкий"; по его внешнему виду, отражающему состояние здоровья: кровь с молоком - "здоровый вид" - краше в гроб кладут - "болезненный, плохой вид".

Фразеологизмы-антонимы могут состоять из разных слов (возносить до небес - втаптывать в грязь, ни зги не видно - хоть иголки собирай) или иметь некоторые одинаковые слова в своем составе (с легким сердцем - с тяжелым сердцем, жить своим умом - жить чужим умом).

Задание:

1. Подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом

1 вариант: нос, дать, нога, вода.

2 вариант: язык, взять, голова, мало.

2. Составить предложения, в которых каждое из выражений было бы сначала свободным словосочетанием, а затем фразеологическим оборотом.

1 вариант:

не вытянешь клещами

каши не сваришь

поймать на удочку

открыть Америку

2 вариант:

опустить руки

закрывать глаза

поднимать на ноги

набрать в рот воды

3. Подобрать как можно больше фразеологизмов, имеющих в своем составе числительные.

Например: на все четыре стороны, семь пятниц на неделе.

4. Подобрать к фразеологическим оборотам фразеологизмы- синонимы.

1 вариант:

не зги не видно

одного поля ягода

кот наплакал

сломя голову

2 вариант:

дать нагоняй

стреляный воробей

втирать очки

бить баклуши

4.Подобрать к фразеологическим оборотам фразеологизмы-антонимы.

1 вариант:

коломенская верста

не зги не видно

заварить кашу

ни пуха, ни пера

2 вариант:

в час по чайной ложке

набрать в рот воды

как дважды два

дело в шляпе

6.Объяснить значение данных ниже фразеологизмов:

жить чужим умом

важная птица

птенец желторотый

в двух словах

пальчики оближешь

попал пальцем в небо

встать не с той ноги

волк в овечьей шкуре

пустить петуха

Контрольные вопросы:

1. Что такое свободные и несвободные словосочетания? Каково их отличие?

2. Охарактеризуйте фразеологизмы - омонимы, - синонимы, - антонимы.

3. Что такое фразеологические единства, сращения и сочетания?

4. Какие фразеологические словари вы знаете?

Литература:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

2. Жуков В.П.  Школьный фразеологический словарь русского языка – М., 2002.

Работа рассчитана на 2 часа.

Практическая работа №3.

Тема: «Нормы русского правописания».

Цель: вырабатывать навыки нормативного употребления форм слова, совершенствовать речевую культуру обучающихся, вырабатывать умение пользоваться орфографическим словарем. 

Пояснения к работе:

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.) Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или не соответствующей контексту форме. Например: железнодорожная рельса ( норма железнодорожный рельс), импортная шампунь (норма импортный шампунь).

Задание:

1. Составьте словосочетания: прилагательное + существительное.

Например: белый рояль.

1 вариант: рояль, корректив, Ереван, иваси, СМИ, эполет, пони, туфля, вуаль, бандероль, шампунь, тюль, тушь, рельс, повидло, Баку, кенгуру, салями, манжета, ООН.

2 вариант: меню, жюри, кенгуру, кашне, Тбилиси, тюль, МГУ занавес, салями, кофе, туфля, Сочи, шампунь, толь , шимпанзе, георгин, картофель, просека, рояль, ФИДЕ.

2.Запишите слова и образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Например: договоры-договоров.

1 вариант: договоры-, погоны, гектары-, мандарины-, башкиры-, осетины, монголы,-таджики-, доли-, полотенца-, амперы-, яблоко-, валенки-, баклажаны-, рельсы-, грузины-, румыны-, киргизы-, узбеки-, простыни-, низовья-, граммы-.

2 вариант: абрикосы-, ботинки-, апельсины-, помидоры-, армяне-, буряты-, калмыки-, тунгусы-, баржи-, верховья-, блюдца-, сапоги-, чулки-, томаты-, турки-, цыгане-, якуты0, килограммы-, сабли-, свечи-, колени-, солдаты-.

3.Устраните речевые недочеты. Запишите предложения в исправленном виде.

1 вариант.

Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад.

По совету врача больной полоскает горло.

Стихи были удачные и по форме , и по содержанию.

Я обоими руками голосую за нее.

Фруктовый сад занимает свыше ста гектар.

Я убежу его в правильности решения.

Ученик был способный к математике.

Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.

Документы нужно оформить к первому августу.

Больной попросил сестру налить себе воды.

2 вариант

Я ощущу это, когда сам испытываю нечто подобное.

Внук часто одевается бабушкой.

Цветы сохнули в вазе.

Наш отдел неоднократно премировался.

Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

Купите мне пару чулок и две пары носок.

Разделите все это на несколько равных долей.

Партия было отложена в более лучшем положении для белых.

Сюжет рассказа интересней во всех отношениях.

Она писала дочери, что ей следует приехать.

4.Образуйте форму повелительного наклонения единственного числа.

Выставить, выправить, высыпать, почистить,  не портить, закупорить, взглянуть, выйти, уведомить, не корчить, лакомиться.

5.Образуйте от глаголов форму настоящего времени единственного числа 3 лица.

Полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мяукать, сыпать, щипать

6.Образуйте формы, соответствующие литературным нормам, от следующих глаголов: сохнуть, киснуть, чахнуть, мокнуть, глохнуть, хрипнуть.

Контрольные вопросы:

1.Что изучает морфология? Назовите все самостоятельные и служебные части речи.

2.В чем особенности рода иноязычных несклоняемых имен существительных.

3.С существительными какого рода употребляются формы местоимений обе- и обо-.

4.Расскажите об употреблении форм сравнительной степени от слов: бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, хлесткий.

5.Какие ошибки связаны с употреблением глаголов: дерзить, победить, ощутить, грезить?

Литература:

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.

2. Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова. – М., 1999.

3.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1999.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка – М., 1989.

Работа рассчитана на 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по русскому языку для педагогов, родителей, обучающихся.

Представленная презентация будет полезна при проведении мастер-классов для учителей школы, практикумов для родителей и  обучающихся. Материал пропогандирует красоту, богатство, звучность рус...

Методические указания для преподавателей по проведению практических работ по дисциплине Бухгалтерский учет для студентов обучающихся по специальности 100701 Коммерция (по отраслям)

Методические указания адресованы студентам, обучающимся по специальностям 100701 Коммерция (по отраслям).  В пособии  показаны требования по : Составлению бухгалтерских проводок Оформл...

Практические работы по Русскому языку и культуре речи

Представлено 12 практических работ с методическими указаниями по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов 1 курса СПО. Частично задания могут быть использованы и для учащихся старших клас...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для  СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неж...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Физическая культура»

Методические указания по выполнению практических работ предназначается для преподавателей физической культуры и студентов образовательных учреждений  СПО. Может оказать методическую помощь в орга...

Практическая работа по немецкому языку для обучающихся 9 класса по теме: " Perfekt Passiv"

Данная практическая работа позволяет закрепить пройденный материал по теме страдательного залога прошедшего времени....