Работа на уроках русского языка с индивидуальными листами
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Формирование умения целеполагания и рефлексии на уроках русского языка в 5 классе по ФГОС. Программа В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.list_vtor.chl_.pr_._5.docx65.55 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Цели:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опорная схема

        

Упражнение 1.

В предложенном тексте обозначьте дополнения, определите и надпишите, чем они выражены.

Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.

Упражнение 2.

Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

        … солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник резвевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … … берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

Упражнение 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, каким членом предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

        (Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели белоносые грачи. Греются (где?) скворцы. (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный лист

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Цели:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посмотрите внимательно на слова:

Режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь.

Таблица

Алгоритм работы:

Задание: пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы, объясняя друг другу по очереди выбор орфограммы.

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, могуч.., намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, вскач.., калач_, реж_те, невтерпеж.., леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный лист  ____________________________________________________(фамилия, имя)

№1 Прочитайте. Вспомните, что вы знаете о глаголе, вставьте пропущенные слова.

а) Часть речи, которая обозначает  ………………………………………………….. и отвечает на вопросы ……………………………………………………………………………………………………………. называется глаголом.
б) Не с глаголами пишется ……………………………………………………………………………
.
в) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… ………………………………………………
г) Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксальные окончания ………………………………

д) В предложении глагол обычно бывает ……………………………………………. и согласуется с ……………………

ж)  Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………………………………….., а в единственном  числе по …………………………. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... …………………………

Цели: Я хочу знать………………………………………………………………………………………………………..

Я хочу уметь………………………………………………………………………………………………………………….

№2  Исправьте ошибки.

В первом спряжении

Пишат, поют,

Пашат поля и железо куют,

А во втором никогда не грустют,

Мчатся в музеи, учиться хочут.

Мир строИт, а война разрушаЕт.

Труд кормИт, а лень портИт.

Смелый побеждаЕт, а трус погибаЕт.

№3 Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, определяя спряжение глагола

Сдела_шь упражнение, сдерж_шь обещание, сбега_шь домой, сброс_шь пальто, береж_шь время, сговор_шься с другом, увлеч_шься работой, располож_шься у телевизора, беспоко_шься о маршруте, возвраща_шься из похода, смотр_шь салют, держ_шь экзамен, дыш_шь глубоко, слыш_шь команду.

 Результат: я знаю………………………………………………………………………………………………………….

Умею……………………………………………………………………………………………………………………………..

Индивидуальный лист  ____________________________________________________(фамилия, имя)

  1. Прочитайте предложение, определите части речи.

Мы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку, чтобы не ударить в грязь лицом.

Цели: Я хочу знать………………………………………………………………………………………………………..

Я хочу уметь………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Найдите частицы, определите их значение.

Даже ………… ведёт себя хорошо.

Только ………………… ведёт себя хорошо.

Неужели это правда?

Да здравствует дисциплина!

Пусть всегда будет порядок!

Не говори – не умею, говори – научусь.

Результат: я знаю………………………………………………………………………………………………………….

Я умею……………………………………………………………………………………………………………………………..

Индивидуальный лист  ____________________________________________________(фамилия, имя)

Цели: Я хочу знать………………………………………………………………………………………………………..

Я хочу уметь………………………………………………………………………………………………………………….

№1 Прочтите, определите часть речи, распределите слова по группам. Устно докажите.

Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, говорит, они, к. ним, громко, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а,  и.

СУЩ:                                                                                ПРЕДЛ:                            

ПРИЛ:                                                                                СОЮЗ:

 НАР:                                                                                  ЧАСТ:

ГЛАГ:

МЕСТ:

ЧИСЛ:

 Задание №2. С  помощью   каких    слов    можно  восстановить     стихотворение? Восстановим его.

… голубыми небесами  

Великолепными коврами,  

Блестя        солнце, снег  лежит;

Прозрачный  лес  один  чернеет,  

… ель сквозь  иней  зеленеет,  

… речка      льдом, блестит.

Какова роль предлогов? Подчеркните грамматическую основу. Какова роль союзов?

Результат: я знаю………………………………………………………………………………………………………….

Я умею……………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание №3. Для чего необходимо знать части речи? Исследуйте данный материал и ответьте на вопрос.

  1. Не увлекался, смотришь, товарищ  , дочь, съехал с горы.
  2. Красива, справа, с окна
  3. Печь(гл., сущ.), стекло (сущ., гл.), дали (сущ., гл.)

Индивидуальный лист

Фамилия, имя _______________________________________________________________

1)Безвредный(                     ),  заморозить(                     ), растаять(              ), отдых(                  ), предчувствие(               ), школьная (                 )столовая(                  ), пришкольный(                      ),  сгореть(                   ), преспокойно(           ), переход (          ).      

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Цели:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

Значение приставки

Примеры                                  

Значение приставки

Примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

 

 

ПРИгореть

 

 

4) Распределители словосочетания в нужную графу.

  • Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

5) Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.
  2. Задуматься на некоторое время.
  3. Участок около школы.
  4. Слегка задеть что-либо.
  5. Вызывающий восхищение, красивый.
  6. Немного открыть окно.
  7. Расположенный у дороги 
  8. Спуститься с неба на землю.
  9. Очень длинный.

Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Конспекты уроков русского языка для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме (9 класс)

Конспекты уроков русского языка составлены для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме. Программа рассчитана на 34 занятия, 0,5 ч в неделю.  Длительность одного занятия составляет ...

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Индивидуальный подход при самостоятельной работе на уроках русского языка

Практические приёмы при самостоятельной работе на уроках русского языка....