Урок в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Яндыбаева Елена Владимировна

Методический комментарий.

 

     Изучение  простого  предложения  в 8-м  классе по  программе  под  редакцией  В.В. Бабайцевой   предусматривает знакомство учащихся с односоставными предложениями, их видами и обоснованиями классификации. Изучение темы завершается на уроке контроля полученных знаний и навыков. Предлагаемый урок является  первым  в  системе уроков по теме «Односоставные предложения».  

      Урок  построен в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. Создается  проблемная  ситуация,  затем  происходит осмысление,   на протяжении всего урока учащиеся рефлексируют, оценивая свою деятельность по таблице «Мои достижения», таким образом формируются личностные универсальные учебные  действия.

     В ходе урока формируются и познавательные  универсальные  учебные действия: учащиеся работают с текстом, извлекая из него необходимую информацию (ознакомительное чтение), выполняются  логически операции (сравнение, анализ, классификация, составление схем).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомиться  с видами односоставных предложений и их ролью в тексте.

Планируемые результаты.

1. Предметные: Знание  отличительных признаков односоставных предложений, распознавание односоставных  предложений,  употребление  их в устной и письменной речи;  

2. Метапредметные:  владение   ознакомительным  чтением, говорением  и письмом, умением  выделять причинно-следственные связи, обобщать, сравнивать языковой материал, формулировать вывод.

                                             Ход урока.                                                                                      I. Оргмомент. 

                     “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

                                                                                                                    Бернард Шоу

Ребята, хочется напутствовать вас этими  словами  Бернарда Шоу. Вы согласны с его высказыванием?  Итак, за работу. В ходе урока предлагаю работать с привычной  нам таблицей «Мои достижения», которая поможет вам оценить  свою деятельность на уроке.

Таблица моих достижений на уроке

Этап урока

Что я знал раньше, но забыл

Что узнал нового

Что еще хочу узнать по этой теме

Моя самооценка

 II. Создание ситуации вызова.                                                                                       Самостоятельное чтение текста учащимися:  

Летнее утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть утра. Вдруг в дверь постучали. Я быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу.
Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы, 1 человек работает у  доски (создание проблемной ситуации)
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы столкнулись?
Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть  предложения, в которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое.
Учитель:  Какие  у вас возникают  мнения относительно таких необычных предложений?
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем, до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом: или  подлежащим,  или  сказуемым.
Учитель: Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?  Какой можно сделать вывод? Становится ли предложение непонятным, если у него  только один главный член?                                                                                            

Учащиеся формулируют определение односоставных предложений:   

Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

Существуют разные группы  односоставных предложений, где главный член предложения – только подлежащее  или только сказуемое.

Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же она?
Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях.
(Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений.)

Учитель. Какие цели мы поставим перед собой, зная тему?

Учащиеся.

1. Узнать, что такое односоставные предложения.

2. На какие группы делятся односоставные предложения?

3. Как отличить односоставные предложения от двусоставных?

4. Научиться  использовать односоставные предложения в речи.

Учитель. Задачи эти, конечно, мы начнем решать сегодня, но, думаю, чтобы  научиться  применять и своих высказываниях односоставные предложения, понадобится несколько уроков. Какие задачи для достижения этих целей нам надо решить?

Уч-ся. Первая задача –  добыть теоретические знания.

Учитель. С этого и начнем движение к достижению целей урока. Не забывайте работать с таблицей ваших достижений.

III. Стадия осмысления.

Групповая   работа с текстом §  учебника «Теории»  

1 группа («Теоретики») читает параграф и готовит устное сообщение по нему. Продукт работы группы – устное выступление.

2 группа  («Систематизаторы»)  должна  изобразить содержание теоретических сведений учебника в виде схемы. Продукт работы группы – схема.

3 группа («Практики»)  должна  подобрать примеры – иллюстрации

(предложения)  к схеме. Продукт работы группы -  создание примеров.

Воспроизведение нового знания. Вызывается по  одному представителю от каждой группы. Теоретики должны по схеме, получившейся у 2 группы рассказать о двусоставных предложениях.  Последней  выступает 3 группа с примерами.

Отчет групп:

Выступление  представителей первой группы проходит у доски по схеме,  являющейся  плодом коллективного труда 2 группы.

Предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого.  В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (либо подлежащего, либо сказуемого).

По значению односоставные предложения делятся на пять  групп:

Определенно-личные. В таких предложениях действующее лицо или действующий предмет  не названы, но говорящий и его собеседники точно понимают, о ком или о чем идет речь.

Неопределенно-личные Действующее лицо в таких предложениях тоже не названо, и говорящий и его собеседники не могут точно указать на того, кто производит действие. В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производят.

Обобщённо-личные. Эти предложения имеют значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.

Безличные предложения. В таких предложениях действующее лицо назвать совершенно невозможно. Безличные предложения выражают состояние природы, окружающей среды или состояние человека.

Назывные предложения. Такие предложения очень кратки, в них говорящий лишь утверждает наличие предметов или явлений.

В четырёх первых видах односоставных  предложений единственным главным членом является сказуемое,  а в назывных предложениях единственным главным членом является подлежащее.

Схема, предложенная 2 группой:

 

 

                                                         

Примеры для иллюстрации теоретических знаний, подготовленные 3 группой:

а)  Сегодня ночью в доме не спали. ( Неопределённо-личное)  

б)  Чудесная картина осени.     (Назывное)                                                                      

в)  Погода прекрасная.     (Двусоставное)                                                                          

г) Легко дышится.   (Безличное)                                                                                        

д) Иду и не узнаю родного города. (Определённо-личное)      .                                                            

Учитель. Ребята, оцените, как мы справились с решением первой задачи?

Уч-ся. Мы узнали, чем отличается односоставное предложение от двусоставного, на  какие группы делятся все односоставные предложения и увидели образцы примеров.

Учитель. Какую задачу мы должны решить на следующем этапе урока?

Уч-ся. Нам надо закрепить умение распознавать односоставные предложения, а самое главное -  научиться  самим  использовать  в речи такие предложения.

IV. Учитель.  Следующий этап нашего урока  решает задачи, намеченные вами. А) Чтобы закрепить материал,  попробуем  опознать односоставные предложения.  

Демонстрируется слайд с предложениями:

1.Сядь у моря – жди погоды.

2.Какая холодная осень!

3.А ручей так и рвётся.

4.От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.

5. Что за вечер!

6.Ночь. Не слышно шума городского.

7.Будто воды, наши годы станут прибывать.

8.Отчего ж не ждать?

9.Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.

10.Весна. Совсем тепло.

Слайд.    Самопроверка. ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10.

Учитель: Я думаю, вы оценили свои достижения на этом этапе урока по таблице достижений. Следующий  вид нашей деятельности связан с наблюдением над использованием односоставных предложения в художественных произведениях.

Б) Наблюдение за  языковым материалом.

 Предлагается отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Найдите односоставные предложения.                                                    

Зимняя ночь. Она длинна, особенно в деревне, где ложатся рано.  Бока пролежишь, дожидаясь белого дня.  Просыпаюсь часа за два до зари. Больше я не могу уснуть. Воздух мягок, и, несмотря на двадцатиградусный мороз, мне  тепло. Как хорошо, как сладко на душе! Спокойно, тихо и светло!

Учитель: какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные.  Прочитайте получившийся  текст. Произошли ли в нем какие-либо изменения или нет?

Учащиеся: односоставные предложения делают нашу речь более точной, лаконичной, яркой, образной, помогают избежать тавтологии.

В) Творческая работа (с дифференциацией).

Учитель: Вспомните заключительную задачу нашего урока (научиться в своей речи использовать односоставные предложения). Думаю, что, несмотря  на  то  что сегодня  первый урок по этой теме,  вы можете  попробовать  себя в творческом задании.

Для тех, кто чувствует уверенность в полном усвоении, предлагаю сочинить небольшой связный  текст с использованием односоставных предложений.

Тем, кому еще не хватает уверенности в своих силах, предлагаю просто придумать односоставные предложения, не связанные по смыслу.  

Рефлексия. Удалось ли нам достигнуть цели урока?  Какие цели мы будем ставить перед собой на ближайших уроках? Оцените свои достижения на каждом этапе урока и поставьте  общую оценку (учащиеся высказываются).

Домашнее задание.  

Учитель: Ребята, вы поняли, что сегодня произошло только начало знакомства с односоставными предложениями.  Впереди еще нам предстоит  много узнать и многому научиться. К следующему уроку  предлагаю на выбор несколько заданий: 

1. Познакомиться с демоверсией ГИА и подготовить сообщение о связи заданий на ГИА с темой «Односоставные предложения».

2. Выписать из художественных произведений 10 односоставных  предложений.

3.Подготовить выступление по теме «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым» (по учебнику «Теория»).

4. Ребята, различные материалы урока:  ваши  теоретические выступления, схемы и различные предложения–иллюстрации – могут стать основой для  создания презентации, которая пригодится на нашем заключительном уроке и останется наглядным пособием  в кабинете русского языка и литературы. Поэтому это задание  даю на несколько уроков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...