Способы словообразования
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Найда Александра Владимировна

Практические  рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_slovoobrazovaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

Эпиграф

Слово делится на части,

 Ах, какое это счастье!

 Может каждый грамотей

 Делать слово из частей!

I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.

III. Интрига. (слайд№4)

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

V. Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано  толкование терминов из раздела “Словообразование”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)

2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).

3. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.

— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

1. Вернёмся к эпиграфу.  Игра «Кто больше?» (слайд№18)

2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)

VII. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

2. Работа ЭОР.   http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html

 ( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.

(Приложение 3)

10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)

— Мы рассматривали примеры нетрудные.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)