Олимпиадные задания по русскому языку в СПО
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна
Задания для проведения Олимпиады по русскому языку 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Задания  олимпиады по русскому языку

(1 курс 1 вариант)

1. Расставьте знаки препинания в предложении ( назовите цифры, где, по вашему мнению, должен стоять знак препинания) :

     Когда зари румяной полусвет(1) в окно тюрьмы(2) прощальный свет привет мне(3) умирая(4) посылает(5) и(6) опершись на звучное ружье(7)

наш часовой(8) про старое житье мечтая(9) стоя(10) засыпает(11) тогда(12) чело склонив к сырой стене(13) я слушаю.

2. Объясните значение библейских фразеологизмов: книга за семью печатями, камень преткновения, глас вопиющего в пустыне, посыпать пеплом главу, неопалимая купина.

3. Какие из этих прилагательных не относятся к разряду качественных: сильный ветер, голубые краски, беловатые дни, камышовые решетки, темные ночи.

4. В каком падеже стоят выделенные существительные в следующих примерах:  В нем винограду кисти рделись (И.Крылов)

                    Вчера приехала сестра Евгения.

                    Ты так и не нашла чулок.

5. Как правильно называется словарь В.И.Даля?

6. Есть ли в данном ряду разноспрягаемые глаголы?

    думать, гладить, захотеть, стелить, убежать

7. Восстановите начало лирического стихотворения из нижеследующих форм, назовите автора.

                   Береза, снегом, окном

                   под, точно, белая, серебром

                   моим, принакрылась

8. Какое значение имеет прилагательное в поэтической строчке А.С.Пушкина?

      Приют убогого чухонца.                                                  


Задания олимпиады по русскому языку

(1 курс 2 вариант)

 1. Расставьте знаки препинания в предложении ( назовите цифры, где, по вашему мнению, должен стоять знак препинания) :

     Когда зари румяной полусвет(1) в окно тюрьмы(2) прощальный свет привет мне(3) умирая(4) посылает(5) и(6) опершись на звучное ружье(7)

наш часовой(8) про старое житье мечтая(9) стоя(10) засыпает(11) тогда(12) чело склонив к сырой стене(13) я слушаю.

2. Приведите примеры пословиц, поговорок, крылатых выражений, где используются слова «язык» и «слово».

3. Какой частью речи являются выделенные слова? Каким членом предложения они выступают в этих фразах?

            Одиножды пять- пять.

             Дважды пять-десять.

              Трижды пять- пятнадцать.

              Четырежды пять- двадцать.

4. Мягкий знак в числительных часто подводит учеников. В некоторых количественных числительных при  определенных условиях пишется два мягких знака, в одном числительном даже три. Когда это бывает и в каких числительных?

5. Укажите усилительную частицу в следующем ряду частиц:

     как раз, только, ровно, уже, вот

6. Учитывая деление союзов по значению, найдите пятый лишний:

    когда- едва- как только- по мере того как- пока

7.  Восстановите начало лирического стихотворения из нижеследующих форм, назовите автора.

                   Береза, снегом, окном

                   под, точно, белая, серебром

                   моим, принакрылась

8.  Какое значение имеет прилагательное в поэтической строчке А.С.Пушкина?

      Приют убогого чухонца.

9. Какие вы знаете типы омонимов ? Приведите примеры.      

 


Задания  олимпиады по русскому языку

(2 курс )

1. Почему качественные прилагательные могут быть непроизводными и производными (молодой, умный), а относительные и притяжательные всегда производные (летний, папин)?

2. От каких глаголов данного ряда нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

    стучать-умываться-пахать-шить-стричь

3.Определите грамматический разряд выделенных слов в предложениях:

    На сердце было страшно тоскливо.

    Позабыло сердце, что некогда любило.

    На душе светло и бодро, кругом все так необычно хорошо.

4. Какие смысловые отношения в данном сложном предложении между его частями?

    Не только у будочки, но и во всей аллеи не оказалось ни  одного человека.

5. Поставьте правильно ударение в следующих словосочетаниях: бросить за борт, зацепить за борт, взять на борт, подняться на борт, разошлись борт о борт, оказаться за бортом, на борту корабля

6. Чем обусловлены затруднения при образовании формы 1л. ед.ч. глагола пылесосить? В чем особенность данной нормы?

7. Существует ли родственная связь между словами  клад и колода ? Обоснуйте свой ответ.

8. Все ли приведенные ниже слова одного рода? Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

    помещение, общежитие, домишко, письмишко, серебро, отрицание

9. Как называется стилистический прием, когда заменяется слово или словосочетание описательным оборотом, в котором указываются признаки прямо не названного предмета? Приведите примеры из лирических произведений.


Ключи

1 курс 1 вариант : 1) 3,4,6,7,8,9,11,12,13.

                 2) –«что-либо непонятное, скрытое, совершенно не доступное разумению»,

                      - «помеха, затруднение в каком-либо деле»,

                      - «напрасный призыв к чему-нибудь»,

                      - «глубоко скорбеть по поводу бедствия, утраты»,

                      - образное определение нерушимости, сохранности

                 3) камышовые решетки

                 4) винограду- Р.п.ед.ч. ; кисти- И.п.мн.ч.; Евгения- И.п.ед.ч.(если ж.р.), Р.п.ед.ч.(если м.р.)

                  5) Толковый словарь живого великорусского языка

                  6) захотеть, убежать

                  7) С.Есенин : Белая береза

                                          Под моим окном

                                          Принакрылась снегом

                                          Точно серебром

                  8) Прилагательное «убогий» значит «пребывающий в бедности, нужде, нищете»

1 курс 2 вариант:  1) 3,4,6,7,8,9,11,12,13.

                 2) по 1 баллу за правильно приведенный пример

                 3) наречия; обстоятельства образа действия ( как возьмем 5?)

                 4) Т.п. ( пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью), три знака- восьмьюдесятью.

                 5) уже

                 6) по мере того как

                 9) омофоны, омоформы.

2 курс: 1) относительные и притяжательные прилагательные всегда производные, т.к. образуются от существительных, показывая их отношение к предмету, лицу, животному( каменный, дверной, лисий),  качественные прилагательные по составу образуют две группы- непроизводные( добрый, злой) и производные ( умный, правдивый,золотистый).

                          2) пахать,шить, стричь

                          3) страшно-нар.

                               тоскливо- категория состояния

                               некогда- наречие

                              светло,бодро- категория состояния

                              необычно-наречие

                              хорошо-категория состояния

                         4) градационные

                         5) бросить за борт, зацепить за борт, взять на борт, подняться на борт,  разошлись борт о борт, на борту корабля, оказаться за бортом

    6) форма пылесошу противоречит принципу выравнивания основ, хотя образуется по регулярной модели, соответствующей норме, а форма пылесосю не соответствует норме образования первого лица ед.ч. в данной разновидности глаголов, поэтому парадигма глагола дефектна, эта форма отсутствует.

    7) не существует связи, так как в этих словах исторически разные корни, они не являются парой с неполногласием и полногласием ( клад- класть, кладу, колода- с глаголом колоть, колода-чурбан, на котором колют)

    8) слово домишко является уничижительным производным от слова дом, поэтому сохраняет мужской род, даже принимая нетипичное для существительных мужского рода окончание-О (деревянный домишко)

    9) перифраз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...