Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Левина Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-11 классов. Игра "Золотое русское слово". Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету. На предлагаемом материале игры можно проверить основные теоретические и практические сведения по основным разделам русского языка (фонетики, лексики и фразеологии, словообразованию, синтаксису и пунктуации, морфологии, культуре речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку

 для учащихся 8-11 классов «Золотое русское слово».

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

  1. Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идём в школу учиться, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: «Что же такое слово для вас?» (Ответы учащихся по домашним задачам). А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого слова: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить,  сообщаться сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться, и познавать богатый русский язык.
  2. Первая станция, которая нас ждет – это «Фонетическая». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество жетонов. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Задание: Вам предлагается расшифровать высказывание А. Н. Толстого о русском языке, найти ошибки в транскрипции слова, подчеркнуть это слово. Побеждает тот, кто быстрее напишет и прочтёт это слово

[Руск,ий нарот создал руск,ий йазык, йарк,ий как радуга посл,э в,ис,энн,эво л,ивн,а, м,этк,ий, как стр,элы, п,ивуч,ий и багатый, задушэвный, как п,эсн,а нат калыб,эл,йу]

            А нас ожидает следующая станция «Лексика. Фразеология».

- Давайте вспомним удивительные легенды древней Греции. Ведь именно мифы древней Греции подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. И заодно вспомним легенды породившие их. Вам нужно объяснить, что значат эти фразеологизмы:

1) Нить Ариадны - …..(способ выйти из затруднительного положения)

2) Сизифов труд - …(бесполезный, напрасный труд)

3) Авгиевы конюшни - …(очень загрязнённое место)

4) Танталовы муки - …(близкая, но недостижимая цель)

            5) Ящик Пандоры - …(источник несчастий).

Станция «Грамматика»

1) «Все»

  1. У неё пять сестёр, но, к сожалению, все они живут не в Москве.
  2. А братьев у неё только два, зато все, как и она , живут в Москве.
  3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трёх – одинаковые новенькие ранцы.
  4. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.
  5. В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они все тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?»

Всё ли здесь в порядке? Если обнаружите ошибки, исправьте их.

Ответ:

Исправить нужно предложения (2),(4),(5).

(2) А братьев у неё только два, зато оба, как и она , живут в Москве.

(4) Маша и Катя пришли нарядные, обе с красивыми бантиками.

(5) В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они оба тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?»

2) «Двое, трое, четверо»

  1. Трое мальчиков отделились от группы.
  2. Дождь лил не переставая двое суток.
  3. Четверо участников обсуждения выразили особое мнение.
  4. Зачем тебе четверо ножниц? Наверное, и у Онегина столько не было?
  5. С этими двоими хулиганами не может сладить целый коллектив.
  6. Все трое ворот на замке, как же они ускользнули?
  7. Четверым мальчикам из этого класса вручены награды за участие в выставке рисунков.

Во всех ли предложениях возможна замена собирательных числительных количественными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ?

Ответ:

Такая замена возможна лишь в случаях (1), (3),(5),(7): три мальчика, четыре участника, с двумя хулиганами, четырём мальчикам.

В предложениях (2), (4), (6) замена невозможна.

3. Найди лишнее

  1. Лодка с парусом;
  2. Гоняться за бабочкой;
  3. Продавать в розницу;
  4. Банка с вареньем;
  5. Рисовать красками;
  6. Довольный подарком.

Ответ:

(3) Продавать в розницу –

глагол + наречие - связь – примыкание;

в остальных словосочетаниях –

связь – управление.

4. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться. (Писарев)

Ответ: Определением

Желание (какое?) высказаться всегда бывает сильнее, чем желание (какое?) чему-нибудь научиться. (Писарев)

5. Определите, какой частью речи выражено определение в предложении:

В той стороне блекло светилось зарево, прикрытое чёрной полосой тучи. (М.Шолохов)

Ответ:

Причастием

СУПЕР-ИГРА

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колёса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экипаж.  (Н.В.Гоголь)

Ответ :

Запятые в предложении должны стоять на месте всех шести цифр.

Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило
экипаж.                          (Н.В.Гоголь)

2. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные?

Половик – полоть,

 солить – солист,

морской – уморить,

резать – резной – резкий.

Ответ:

Явление, когда корень у слов одинаковый, а значение слов разное, называется омонимией корней.

3. Определи четвертое лишнее

1)Глазник

(2)Пищевик

(3)Полярник

(4)Сатирик

Ответ:

Лишнее слово – САТИРИК, оно образовано от имени существительного сатира, остальные от имён прилагательных: глазной, пищевой, полярный. 

4. Назови лингвистический термин:

Раздел науки о языке, в котором изучается состав слов (строение слова).

Ответ: МОРФЕМИКА

P.S. Какая стилистическая фигура лежит в основе следующих словосочетаний?

Живой труп

Страшно красивая

Правдивая ложь

Полная пустота

Ответ:  Оксюморон

- Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. - К. Паустовский

До встречи, друзья!



Предварительный просмотр:

Станция «Лексика и фразеология»

1. Нить Ариадны – способ выйти из затруднительного положения

2. Сизифов труд – бесполезный, напрасный труд.

3. Авгиевы конюшни – очень загрязненное место

4. Танталовы муки – близкая, но недостижимая цель

5. Ящик Пандоры – источник несчастий

Станция «Фонетическая»

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

Станция «Грамматика»

1. «Все»

2,4,5

2. «Двое, трое, четверо»

1,3,5,7

3. Найди лишнее

3

4. Определите , каким членом предложения является инфинитив

Определением

5. Определите , какой частью речи выражено определение в предложении

Причастием

Супер-игра

1. Запятые должны стоять на всех местах

1,2,3,4,5,6

2. Такие корни называются ОМОНИМАМИ

3. лишнее САТИРИК

4. МОРФЕМИКА

Фамилия

1. Станция «Фонетическая»

Фамилия

2. Станция «Лексика и фразеология»

Фамилия

3.1. «Все»

Фамилия

3.2.  «Двое, трое, четверо»

Фамилия

3.3. Найди лишнее

Фамилия

3.4. Определите , каким членом предложения является инфинитив

Фамилия

3.5. Определите , какой частью речи выражено определение в предложении

Фамилия

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Фамилия

2. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные?

Фамилия

3. Определи четвёртое лишнее

 

Фамилия

4. Назови лингвистический термин:

Фамилия

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Фамилия

2. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные?

Фамилия

3. Определи четвёртое лишнее

 

Фамилия

4. Назови лингвистический термин:



Предварительный просмотр:

1) «Все»

  1. У неё пять сестёр, но, к сожалению, все они живут не в Москве.
  2. А братьев у неё только два, зато все, как и она , живут в Москве.
  3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трёх – одинаковые новенькие ранцы.
  4. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.
  5. В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они все тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?»

Всё ли здесь в порядке? Если обнаружите ошибки, исправьте их.

1) «Все»

1. У неё пять сестёр, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

2. А братьев у неё только два, зато все, как и она , живут в Москве.

3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трёх – одинаковые новенькие ранцы.

4. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.

5. В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они все тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?»

Всё ли здесь в порядке? Если обнаружите ошибки, исправьте их.

2) «Двое, трое, четверо»

  1. Трое мальчиков отделились от группы.
  2. Дождь лил не переставая двое суток.
  3. Четверо участников обсуждения выразили особое мнение.
  4. Зачем тебе четверо ножниц? Наверное, и у Онегина столько не было?
  5. С этими двоими хулиганами не может сладить целый коллектив.
  6. Все трое ворот на замке, как же они ускользнули?
  7. Четверым мальчикам из этого класса вручены награды за участие в выставке рисунков.

Во всех ли предложениях возможна замена собирательных числительных количественными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ?

2) «Двое, трое, четверо»

1. Трое мальчиков отделились от группы.

 2. Дождь лил не переставая двое суток.

3. Четверо участников обсуждения выразили особое мнение.

4.  Зачем тебе четверо ножниц? Наверное, и у Онегина столько не было?

5. С этими двоими хулиганами не может сладить целый коллектив.

6. Все трое ворот на замке, как же они ускользнули?

7. Четверым мальчикам из этого класса вручены награды за участие в выставке рисунков.

Во всех ли предложениях возможна замена собирательных числительных количественными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ?

3. Найди лишнее

  1. Лодка с парусом;
  2. Гоняться за бабочкой;
  3. Продавать в розницу;
  4. Банка с вареньем;
  5. Рисовать красками;
  6. Довольный подарком.

3. Найди лишнее

1.Лодка с парусом;

2. Гоняться за бабочкой;

3. Продавать в розницу;

4. Банка с вареньем;

5. Рисовать красками;

6. Довольный подарком.

4. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться. (Писарев)

4. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться. (Писарев)

5. Определите, какой частью речи выражено определение в предложении:

В той стороне блекло светилось зарево, прикрытое чёрной полосой тучи.

5. Определите, какой частью речи выражено определение в предложении:

В той стороне блекло светилось зарево, прикрытое чёрной полосой тучи.

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колёса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экипаж.  (Н.В.Гоголь)

1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колёса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экипаж.  (Н.В.Гоголь)

2. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные?

Половик – полоть,

 солить – солист,

морской – уморить,

резать – резной – резкий.

2. Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные?

Половик – полоть,

 солить – солист,

морской – уморить,

резать – резной – резкий.

3. Определи четвертое лишнее

1)Глазник

(2)Пищевик

(3)Полярник

(4)Сатирик

3. Определи четвертое лишнее

1)Глазник

(2)Пищевик

(3)Полярник

(4)Сатирик

4. Назови лингвистический термин:

Раздел науки о языке, в котором изучается состав слов (строение слова).

4. Назови лингвистический термин:

Раздел науки о языке, в котором изучается состав слов (строение слова).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по русскому языку для учащихся 8 – 9 классов «Золотое русское слово»

Слайд 2

Разминка 1. Восклицательный знак 2. Вопросительный знак 3. Многоточие 4. Тире 5. !-удивительный,- единительный, скобки- вместительный 6. Многоточие, тире, кавычки 7. Буква Ё 8. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра 9. Вермишель

Слайд 3

10. Весна красна цветами, а осень снопами. Осень прикажет, а весна своё скажет. Весною час упустишь – годом не наверстаешь. Декабрь год кончает, а зиму начинает. В зимний холод всякий молод. Лето припасает, а зима поедает. Где в апреле река, там в июле лужица.

Слайд 4

Станция «Фонетическая» «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А. Н. Толстой)

Слайд 5

Станция «Лексика и фразеология» 1. Нить Ариадны – «способ выйти из затруднительного положения». 2. Сизифов труд – «бесполезный, напрасный труд». 3. Авгиевы конюшни – «очень загрязненное место» 4. Танталовы муки – «близкая, но недостижимая цель» 5. Ящик Пандоры – «источник несчастий».

Слайд 6

Станция «Словообразование» Бессердечный Бессловесный Задержать Пропитание

Слайд 7

Станция « Грамматика » морфология +синтаксис

Слайд 8

Все У неё пять сестёр, но, к сожалению, все они живут не в Москве. А братьев у неё только два, зато все, как и она , живут в Москве. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трёх – одинаковые новенькие ранцы. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками. В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они все тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?» Всё ли здесь в порядке? Если обнаружите ошибки, исправьте их.

Слайд 9

Все (ответ) Исправить нужно предложения (2),(4),(5). (2) А братьев у неё только два, зато оба , как и она , живут в Москве. (4) Маша и Катя пришли нарядные, обе с красивыми бантиками. (5) В семье родились близнецы. Маленький Вовочка спрашивает: «Они оба тут останутся или их нам прислали, чтобы мы могли выбрать?»

Слайд 10

Двое, трое, четверо Трое мальчиков отделились от группы. Дождь лил не переставая двое суток. Четверо участников обсуждения выразили особое мнение. Зачем тебе четверо ножниц? Наверное, и у Онегина столько не было? С этими двоими хулиганами не может сладить целый коллектив. Все трое ворот на замке, как же они ускользнули? Четверым мальчикам из этого класса вручены награды за участие в выставке рисунков. Во всех ли предложениях возможна замена собирательных числительных количественными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ?

Слайд 11

Двое, трое, четверо (ответ) Такая замена возможна лишь в случаях (1), (3),(5),(7): три мальчика, четыре участника, с двумя хулиганами, четырём мальчикам. В предложениях (2), (4), (6) замена невозможна.

Слайд 12

Найди лишнее Лодка с парусом; Гоняться за бабочкой; Продавать в розницу; Банка с вареньем; Рисовать красками; Довольный подарком.

Слайд 13

Найди лишнее (ответ) (3) Продавать в розницу – глагол + наречие - связь – примыкание; в остальных словосочетаниях – связь – управление.

Слайд 14

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться. (Писарев)

Слайд 15

Определением Желание (какое?) высказаться всегда бывает сильнее, чем желание (какое?) чему-нибудь научиться. (Писарев)

Слайд 16

Определите, какой частью речи выражено определение в предложении: В той стороне блекло светилось зарево, прикрытое чёрной полосой тучи. (М.Шолохов)

Слайд 17

ПРИЧАСТИЕМ

Слайд 19

СУПЕР-ИГРА

Слайд 20

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колёса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экипаж. (Н.В.Гоголь)

Слайд 21

Запятые в предложении должны стоять на месте всех шести цифр. Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж. (Н.В.Гоголь)

Слайд 22

Выделите корни слов. Как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, а значения имеют разные? Половик – полоть, солить – солист, морской – уморить, резать – резной – резкий.

Слайд 23

Явление, когда корень у слов одинаковый, а значение слов разное, называется омонимией корней. Пол овик – пол оть, сол ить – сол ист, мор ской – у мор ить, рез ать – рез ной – рез кий.

Слайд 24

Определи четвёртое лишнее (1)Глазник (2)Пищевик (3)Полярник (4)Сатирик

Слайд 25

Лишнее слово – САТИРИК, оно образовано от имени существительного сатира , остальные от имён прилагательных: глазной, пищевой, полярный.

Слайд 26

Назови лингвистический термин: Раздел науки о языке, в котором изучается состав слов (строение слова).

Слайд 27

Морфемика

Слайд 28

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Сценарий открытого районного внеклассного мероприятия по английскому языку "Путешествие в страну английского и русского фольклора"

Данное мероприятие предназначено для учащихся начального и среднего школьного звена и проводится в форме концерта с использованием песенно-игровых методов работы, ИКТ. Мероприятие  проводят учащи...

11 класс. ЕГЭ. Русский язык. Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов 1.. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО.  Пер­вое время мы ТО(ЖЕ) не по­ни­ма­ли...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"

Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...

Внеклассное мероприятие по русскрому языку для 5-9 классов "Знатоки русского языка"

Внеклассное мероприятие представляет собой игру между командами.Используется в рамках недели"Филологии"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 7-9 классов « ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА »

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ      для 7-9 классов      « ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА »...