Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ерофеева Татьяна Анатольевна

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность детей. Международный проект АФЛАТУН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_v_9_a_klasse.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 9 а классе.

Учитель русского языка и литературы МОУ  лицея №42 Ерофеева Татьяна Анатольевна

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Синтаксические конструкции в текстах финансовой напрввленности .»

Класс: 9а, учебник авторов С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко

Образовательное учреждение МОУ  лицей №42

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 9классе.

Тема урока: «Синтаксические кострукции в текстах финансовой направлености»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении и словосочетании ,правилах постановки знаков препинания в сложных предложениях;

помочь усвоить  синтаксическое построение конструкций  ;

совершенствовать умения анализировать языковой материал, расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку.

Основные дидактические методы:  деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Синтаксис»

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения.

Используемое оборудование: учебник, презентации, раздаточный материал, учебные тексты.

Технологическая карта урока русского языка

Сценарий урока

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

9 «А»

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Москва «Просвещение», 2011.

«Синтаксические конструкции в текстах финансовой направленности»

Урок «открытия» нового знания.

Создание условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Формировать умение определять виды словосочетаний, находить простые и сложные предложения, совершенствовать умение анализировать языковой материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Напутствие учителя:

-Здравствуйте, дорогие ученики! Я рада вас видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и вы настроились на наш урок.

 Послушайте фразу М.Е. Салтыкова –Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»

Перед вами 2 текста, давайте прочитаем их и определим, какая главная мысль выражается в них. 

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нём не оказалось; отличался он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, — признак подступающего голода, — он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

 (Н.В. Гоголь «Мертвые души», 11 глава)

    Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.  

Приведите примеры из текста, доказывающие утверждение Салтыкова-Щедрина.  

Это могут быть любые предложения (сложные, простые осложненные), раскрывающие главную мысль текстов.

Включение в деловой ритм.                      

Выпишите слова с орфограммами из текстов (до 5 слов)

- Какие предложения, словосочетания встречаются в данных текстах?  Назовите их.                                            

- Какой раздел лингвистики изучает предложение?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?                                              Откройте тетради и запишите дату и тему нашего урока «Синтаксические конструкции»

Задает вопросы:  

-А что нужно для достижения этой мечты?

Запишите в словарь термин «финансовая грамотность»

  1. Какие виды орфограмм встречаются в этих текстах?
  2. Выпишите словосочетания с различными способами связи слов в них, произведите синтаксический разбор одного словосочетания

 

                                     

3) Скажите, а что нужно сделать, чтобы стать богатым или хотя бы не бедным человеком?

4) А что такое финансовая грамотность?  

Финансово грамотный человек должен уметь составлять ЛФП и умело распоряжаться личным бюджетом.

Давайте проведём исследование предложений и словосочетаний в презентации на тему «Личный финансовый план»

5) Запишите значения слов:

Личный бюджет - это совокупность доходов и расходов конкретного человека или семьи.

Личный финансовый план (ЛФП) - это индивидуально разработанный для конкретного человека или семьи план действий по достижению желаемых финансовых целей (получение пассивного дохода, покупка квартиры, машины и т.д.), включая подбор подходящих кредитных, инвестиционных, страховых, пенсионных и иных финансовых продуктов.

Миллионер - человек, капитал которого превышает один миллион долларов США

Какие синтаксические единицы помогут нам выразить эту мысль?

Подготовка класса к работе.

Текст читает ученица.

Занятие “бизнесом” было частью семейного воспитания. Еще в раннем детстве Джон покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал собственным сестрам. В семь лет он продавал выращенных им индюшек соседям, а заработанные на этом $50 одолжил соседу под 7% годовых.

“Это был очень тихий мальчик, - много лет спустя вспоминал один из горожан, - он всегда думал”. Со стороны Джон выглядел рассеянным: казалось, что ребенок все время бьется над какой-то неразрешимой проблемой. Впечатление было обманчивым - мальчик отличался цепкой памятью, мертвой хваткой и непоколебимым спокойствием: играя в шашки, он изводил партнеров, по полчаcа

думая над каждым ходом.

Да и повзрослев, Рокфеллер не стал таким чудовищем, каким его изображали: как-то он спросил об однокласснице, которая ему когда-то нравилась (всего лишь нравилась - он был высоконравственным юношей); узнав, что она овдовела и бедствует, владелец “Стандарт ойл” тут же назначил ей пенсию. Судить о том, каков он был на самом деле, почти невозможно: все мысли, все чувства, все желания Рокфеллер подчинил одной великой цели - обязательно разбогатеть.

 Главная мысль:

-мечта стать богатым.

Богатый

богатый Общеслав. Суф. производное от бог «богатство, имущество, доля» (ср. счастья-доли мне нет). Структурно точно соответствует лат. fortunatus «богатый» (от fortuna «богатство, счастье, судьба»). См. фортуна, убогий. 

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Открывают тетради, записывают тему урока.

Слова с орфограммами: распродавал (продал, продать, корень прода-), рассеянным, по-настоящему, свойственные какой-нибудь

  Называют предложения из текста, словосочетания.

Находят в тексте разнообразные синтаксические конструкции предложений, словосочетаний.

Ученик представляет презентацию «Личный финансовый план»

Надо быть финансово грамотным человеком и уметь составлять личный финансовый план.

 

Финансовая грамотность - совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к непредвиденным ситуациям.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализа-ция и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Давайте вспомним, что вы знаете о синтаксических конструкциях из курса 5 - 8 класса. Внимательно послушайте презентацию по теме «Синтаксические конструкции» .

Задание для учеников:

Запишите известные вам схемы предложений и словосочетаний

Вспомните:

-  что такое словосочетание?

- какие предложения бывают?

- какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях?

Что такое синтаксическая конструкция?

СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ.

Сочетание слов, представляющее собой синтаксическую единицу, т. е. словосочетание или предложение.


Ученица представляет свою презентацию по теме «Синтаксические конструкции»

Записывают схемы предложений и словосочетаний:

               х

прил.+сущ.                                

               х

сущ. + сущ.

    х

глаг. + нар.

Работают в тетрадях, записывают определения.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ предложений на основе презентаций учеников

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

 Прослушав презентации, выпишите синтаксические конструкции.

Ставят цели, формулируют проблему.

Ученик представляет презентацию по теме «Как зарабатывать школьнику свои деньги?»

Ученица прдставляет презентацию

 « Виды кредитов»

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.        

Давайте проследим, как синтаксические конструкции помогают выразить тему финансовой грамотности в текстах.

Работа в группах по текстам, представленным в презентациях.

По словам русского учёного М. В. Ломоносова, предложение –речь, полный разум в себе содержащая. («Российская грамматика» 1755г.)

Большое внимание односоставным предложениям уделил А. А. Шахматов в "Синтаксисе русского языка" (1941)

Составляют план достижения цели.

Записывают схемы предложений, руководствуясь презентациями учеников на тему «Мой личный бюджет», «Кредиты и их виды», «Активный и пассивный доход»

Делают выводы по многообразию синтаксических конструкций.

 

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Группы: лингвисты и финансисты.

Задания:

  • Составьте схемы предложений.
  • Используя различные модели предложений, составьте план по достижению цели стать финансово грамотным человеком.

Скажите, а какой труд приносит накопления?

Ученица представляет притчу « Заработанное своим трудом»

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний.  Послушайте притчу и подберите 2 аргумента для доказательства высказывания Салтыкова-Щедрина.                              

Заработанное своим трудом

Восточная притча

Один торговец ежедневно давал своему сыну один аббаси и говорил:

— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.

Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.

Однажды торговец сказал своим родственникам:

— Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.

Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:

— Иди сам зарабатывай деньги, принесёшь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.

Сын пошёл к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив один аббаси, принёс эти деньги отцу. Отец сказал:

— Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.

Сын ответил:

— Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.

Отец ответил:

— Сколько раз я давал тебе по одному аббаси, а ты уносил его и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.

  

Самостоятельная творческая работа

Метапредметные результаты                      

Контроль коррекция выделение и осознание усвоенного(Р)                                        

Волевая регуляция в ситуации затруднения(Р)                                                                      

Личностные результаты                                    

Самоопределени (Л)

Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: осознание учащимися своей деятельности.

Рефлексия деятельности

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своего и всего класса.

Учитель просит вспомнить пройденный материал,составить тезисный план

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Задает вопросы:

-Какие виды синтаксических конструкций вы вспомнили?

-Что такое предложение?

Ответ по плану:

-Я узнал…

-Я хочу знать…

-мне понравилось…

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.

Д/з:

пересказ стр.20-21

Вспоминают пройденный материал, проговаривают вслух тезисы:

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

-Что вызвало особые затруднения?

-Где можно применить новые знания?

-Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

(К)

Предметные результаты

Рефлексия (II)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (II)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


Литература:

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2008
  • Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
  • Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...

Конспект урока по русскому языку "Виды синтаксической связи в СС"

Сочинительная и подчинительная связь (согласование, управление, примыкание)....

Конспект урока по русскому языку «Синтаксический разбор словосочетания».

Конспект урока по русскому языку  «Синтаксический разбор словосочетания»....

Презентация. Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

Материал предназначен для учителей русского яызка и литературы...