Таблица "Стили речи. Типы речи."
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Чинёнкова Светлана Алексеевна

Таблица "Типы речи. Стили речи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_rechi.docx89 КБ

Предварительный просмотр:

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 234 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные словаи лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий. Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.

Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.

Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

 Стиль речи

   Черты стиля

    Функция

    Сфера употребления

1.Разговорный

Непринужденность,

непосредственность

общение

Бытовые отношения и профессиональные (устная форма), частная переписка

2.Книжный

а)художественный

 

 

б)официально-  деловой

 

в)научный

 

 

г)публицистический

 

образность,

эмоциональность

 

официальность,

 точность

 

отвлеченность,

точность, логичность

 

призывность,

эмоциональность

 

эстетическая

 

 

информативная

 

 

информативная

 

 

воздействие и информирование

 

художественная литература

 

документы, доклады,

законы, дипломатия

 

научные статьи, учебники,

рефераты

 

газеты, журнальные статьи, очерки, репортажи, интервью

Стили речи

Художественный стиль:

художественный

Публицистический стиль:

публицистический

Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке. Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.

Источник: http://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ

Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...

Речь. Типы речи

Речь. Типы речи...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...