Русский язык, Баранов, Ладыженская и другие
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Кащаева Валентина Васильевна

Вариант рабочей программы учителя на основе авторской программы, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа учителя373 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Рабочая программа по русскому языку

для 6 класса

(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)

Пояснительная записка

        Рабочая  программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9  классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/  Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010г., стр.17-20. Программа соответствует уровню стандарта образования.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

        Основными целями обучения в организации учебного процесса в 6 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение  русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия  ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 В цели  и задачи, содержание  авторской программы  изменения не внесены.   Изменения внесены  в количество часов, в связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Гришковская СОШ» 35 недель (5 часов  в неделю, 175ч.) Добавлены 5 часов на повторение. 

. Программа ориентирована  на  учебник    6  класс  М.,  «Просвещение»,  2012 г.  Авторы:  Баранов М.Т.,  Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Содержание программы учебного курса

Русский язык – один из развитых языков мира.(1 ч.)

Повторение изученного в 5 классе(8+ 2 Р/Р)

Деление  текста  на  части; официально-деловой  стиль, его  языковые  особенности. Фонетика,  орфография. Орфограммы  в  корнях  и  приставках. Части речи. Морфологический разбор слова. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Лексика. Культура речи. (10 + 3 Р/Р)

Общеупотребительные  слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Архаизмы  и  историзмы. Неологизмы. Заимствованные  и  исконно  русские  слова. Фразеологизмы.

Словообразование и орфография. Культура речи.  ( 24 + 4 Р/Р)

Основные  способы  образования  слов  в  русском  языке. Корни  кас-кос,  гар-гор. Буквы  ы-и после  приставок. Гласные  в  приставках  пре-при. Сложносокращённые  слова. Морфемный  и  словообразовательный  разбор  слова. Сочинение  по  картине.

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное  ( 18+3 Р/Р)

Разносклоняемые  и  несклоняемые  имена  существительные. Род  несклоняемых  имён  существительных. Не  с  существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК(-ЩИК). Гласные в суффиксах существительных. –ЕК и –ИК. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Сочинение по личным впечатлениям.

Имя прилагательное. ( 18 + 3 Р/Р)

Степени сравнения имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Сочинение-описание природы. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательных. НЕ с прилагательными. Выборочное изложение .Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Сочинение по картине. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных – К- и –СК-.

Имя числительное ( 12 + 2 Р/Р) Имя числительное как часть речи. Простые и составные числит. Мягкий знак на конце и в середине числит. Разряды количественных числит. Дробные числит. Собирательные числит. Склонение порядковых числит. Морфологический разбор имени числит.

Местоимение    ( 19 + 3 Р/Р)

Местоимение как часть речи. Разряды  местоимений. Рассказ по рисункам. Сочинение-рассуждение. Морфологический разбор местоимения. Сочинение по картине.

Глагол    ( 24 + 6 Р/Р)

Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.  Культура речи. (13+ 2 Р/Р)

Разделы науки о языке. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Орфография. Орфографический разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор. Сочинение.

                       Распределение учебного материала в 6 классе

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Русский язык-один из развитых языков мира

1

2

Повторение пройденного в 5 классе

8+2

3

Лексика и фразеология. Культура речи.

10+3

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

24+4

5

Морфология, Орфография, Культура речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

91+17

18+3

18+3

12+2

19+3

24+6

6

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

13+2

Количество часов в 6 классе

В год – 175  часов, из них на развитие речи -  27 час.

В неделю – 5 часов

Плановых контрольных  работ

Диктант

8

Контрольное тестирование

1

Изложение

2

Сочинение

2

Формы, методы и средства обучения:

  -слово учителя, беседа, анализ языка(грамматические разборы, анализ художественного произведения(определения стиля речи)), упражнение, использование наглядных пособий, ИКТ, самостоятельная работа.

                Используемые технологии:

-информационно-коммуникационные;

-здоровьесберегающие;

-личностно- ориентированные.

Формы контроля:

Основная форма проверки знаний - текущая и итоговая проверка. Текущая проверка проводится во время изучения темы из урока в урок. Итоговая – по окончании изучения темы, раздела.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

/п

Разделы.

Тема   урока

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Количество часов

Дата

проведения

По плану

По факту

I четверть –44  ч., из них

РР –4 ; КД – 1

I.

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Русский язык – один из развитых языков мира

КАТ, упр.1

1

02.09.

II.

Повторение изученного

в V классе  8+2

 

2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

практикум

1

03.09

                                                                                        3

Орфограммы в приставках , корнях и окончаниях слов.

практикум

1

04.09

4

Части речи. Морфологический разбор слова

практикум

1

05.09

5

Орфограммы в окончаниях слов

1

 08.09

6

РР Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр.25)

Творческая работа

1

09.09.

7

 Словосочетание. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в конце и внутри предложений

практикум

1

10.09

8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

РР Стили речи. Официально-деловой стиль

КАТ

1

11.09

9

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

диктант

1

12.09

10                                                                                                                                                                                    

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

исследование написанного

1

15.09

III.

Лексика и фразеология  10 +3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

11                                    

Повторение изученного по лексике в 6 классе. Лексикография. Словари.

работа со словарями

1

16.09

12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

РР  Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

сочинение

1

17.09

                                                                                                                                13-

14

РР  Сжатое изложение по тексту  М.Булатова и В.Порудоминского (упр.75)

изложение

2

18..09

19.09

15

Профессионализмы, диалектизмы,   жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова

работа по тексту

1

22.09.

16

Устаревшие слова и неологизмы

КАТ

1

23.09

17

Исконно русские и заимствованные слова

КАТ

1

24.09

18

Фразеологизмы

1

25.09

19

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика»

1

26.09

20

Тест по теме «Лексика»

тестовая работа

1

29.09

21

Проверочный диктант по теме «Лексика»

30.09

22

Анализ проверочного диктанта. Работа над ошибками

аналитическая работа

1

01.10

IV.

Словообразование и орфография. Культура речи24+4

 

23                                -24                                                                                                    

Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе

практикум

2

02.10

03.10

25-26

РР  Описание интерьера

творческая работа

2

06.10

07.10

27-28

Основные способы образования слов в русском языке

практикум

1

08.10

09.17

29

Этимология слова

исследование

1

10.10

29-30

РР  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

сочинение

2

13.10

14.10

31

Буквы о- а в корнях -кос- - -кас-

тренинг

1

15.10

32

Буквы о- а в корнях -гор- - -гар-

тренинг

1

15.10

33

Буквы ы – и после приставок

орфографический разбор слова

1

16.10

34-35

Гласные в приставках пре- и при-

самопроверка

2

17.10

20.10

33-37-38

Трудные случаи написания приставок  пре- и при- и др.

самопроверка

3

21.10

22.10

23.10

39-40

Соединительные о и е в сложных словах

морфемный разбор слова

2

24.10

27.10

41-42

Сложносокращённые слова

2

28.10

29.10

43

Морфемный и словообразовательный разбор слова

практикум

1

30.10

44-45

Повторение и обобщение изученного в разделе «Словообразование и орфография»

1 четверть -44 ч., из них

РР- 4, К.д.-1

тренинг

2

31.10

46

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

диктант

1

10.11

47

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

анализ написанного

1

11.11

V.

 Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное 18+3

48-49-

РР Сочинение по картине Яблонской                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           «Утро»

сочинение

2

12.11

13.11

50-51

Повторение изученного в V классе

КАТ

2

14.11

17.11

52-53

Повторение. Склонение имён существительных. Падежные окончания существительных на

-ия, -ий, -ие.

практикум

2

18.11

19.11

54-55

Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе существительных на

-мя

практикум

2

20.11

21.11

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

56-57

1 Несклоняемые имена существительные.  Род несклоняемых имён существительных

тренинг

2

24.11

25.11

58

Имена существительные общего рода

практикум

1

26.11

59

Морфологический разбор имени существительного

разбор слова

1

27.11

60

РР Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр. 236)

сочинение

1

28.11

61

Не с существительными

КАТ

1

01.12

02.12

 

62

Буквы ч и щ в суффиксе -чик и

 -щик

практикум

1

03.12

63

Гласные в суффиксах -ек и -ик имён существительных

1

04.12

64

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных

тренинг

1

05.12

65

Повторение по теме  «Имя существительное»

тренинг

2

08.12

09.12

66

Тест по теме «Имя существительное»

тест

1

10.12

67

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» №3

диктант

1

11.12

68

Анализ контрольного диктанта. Работа  над ошибками

анализ написанного

1

12.12

Имя прилагательное18+3

69-70

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

КАТ

2                                                                                                            

15.12

16.12

71

РР Описание природы

творческая работа

1

17.12

                                          72-73

 

Степени сравнения прилагательных

практикум

2

18.12

19.12

74

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

практикум

1

22.12

75

Относительные  прилагательные

практикум

1

23.12

76

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий

практикум

1

24.12

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

77

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев)

1

25.12

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           78

Морфологический разбор  прилагательного

разбор слова

1

26.12

Во 2 четверти - 35 час.

К.д. – 2;

РР – 4 час.

79-80

Не с прилагательными

2

12.01

13.01

81

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

тренинг

1

14.01

82

РР Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»  (№315)

творческая работа

1

15.01

83-84

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных  с помощью суффиксов -н-,-онн-, -енн-ин-ан-ян

тренинг

2

25.01

25.01

85-86

Дефисное написание прилагательных

тренинг

2

26.01

87                                                                                                

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

диктант

1

27.01

88                                                                                                                                                                                                                            

Анализ результатов  диктанта

практическая работа

1

89

РР Сочинение –описание произведения прикладного искусства

творческая работа

1

90

Анализ сочинений

1

91

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

1

92-93

Имя прилагательное. Обобщение по теме.

94

Имя прилагательное. Употребление в речи.

-

Имя числительное 12+2

95

Имя числительное как часть речи

1

28.01

96

Простые, сложные и составные числительные

1

29.01

97

Мягкий знак на конце и в середине числительных

тренинг

1

29.01

98

Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа

1

30.01

99-100

РР  Выборочное изложение (упр.366)

творч.работа

2

03.02

04.02

101

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

05.02

102-103

 Дробные числительные Собирательные числительные

2

05.02

06.02

104

Порядковые числительные

1

07.02

Морфологический разбор числительного. Повторение по теме

1

10.02

105

Тест

тест

1

12.02

106

Имя числительное. Обобщение по теме.

107

Контрольный диктант  №6

диктант

1

13.02

108

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

14.02

-

Местоимение 19 +3

109

Местоимение как часть речи

1

17.02

110-111

Личные местоимения

2

18.002

112

Возвратное местоимение себя

1

19.02

113

РР  Рассказ по сюжетным картинкам

творч.работа

1

19.02

114

Вопросительные местоимения

1

20.02

115

Относительные местоимения

1

21.02

116-117

Неопределённые местоимения

2

24.02

25.02

118-119

Отрицательные местоимения

2

26.02

26.02

120-121

Притяжательные местоимения

2

27.02

28.03

122

РР Рассуждение  (упр.436)

творч.работа

1

03.03

04.03

123-124

Указательные местоимения

работа по тексту

2

05.03

05.03

125

Определительные местоимения

1

06.03

126

Морфологический разбор местоимения

тренинг

1

11.03

127

РР Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр.450)

творч.работа

1

12.03

12.03

128

129

Контрольный диктант по теме   Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

диктант

1

14.03

130

Местоимение. Употребление в речи.

исследование

1

17.03

-

Глагол 24+6

131

Повторение изученного о глаголе  в 5 классе

1

18.03

132

Инфинитив. Спряжение глаголов

тренинг

1

19.03

133

Правописание корней с чередованием

1

20.03

134

РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр.465)

 IV четверть –  ч.,

 из них   РР – ; КД –2

творч.работа

1

21.03

135

Разноспрягаемые глаголы

1

31.03

01.04

136-137

Глаголы переходные и непереходные

2

02.04

02.04

138

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

практикум

1

04.04

139-140

РР   Изложение  близкое к тексту «Витькина гайка»  (упр.484)

творч.работа

2

07.04

08.04

141-142

Условное наклонение

практикум

2

09.04

09.04

143-144

Повелительное наклонение глагола

практикум

2

10.04

11.04

145

Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени

сравнит.анализ

1

14.04

146

Употребление наклонений

аналитическое исследование текста

1

15.04

16.04

147

Безличные глаголы

тренинг

1

16.04

17.04

148

Морфологический разбор глагола

тренинг

1

18.04

149-150

РР  Рассказ на основе услышанного

творч.работа

2

21.04

22.04

151-152

Правописание гласных в суффиксах глаголов

тренинг

2

23.04

23.04

153-154

Повторение по теме «Глагол»

работа с текстом

2

24.04

25.04

155

Контрольный диктант по теме «Глагол»

диктант

1

156

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

28.04

157-158

Обобщение по теме  «Глагол».

1

29.04

159-160

РР Пересказ исходного текста от какого-либо лица.

пересказ на основе грамм.задан.

2

VI.

Повторение и систематизация изученного в V – VI классах 8+2

  Повторение и систематизация изученного в V – VI классах 8+2

161

Разделы науки о языке

1

30.04

162

Орфография. Орфографический разбор

практич.упр.

1

30.04

163

Пунктуация. Пунктуационный разбор

разбор  текста

1

06.05

07.05

164

Лексика и фразеология

работа по тексту

1

07.05

12.05

165

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

практикум

1

13.05

14.05

166

Морфология. Морфологический разбор слова

практикум

1

14.05

167-168

РР  Сочинение на самостоятельно выбранную тему (упр.549)

творч.работа

2

15.05

16.05

169

Итоговая контрольная работа

тестирование

1

20.05

170

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

анализ выполненног.

1

21.05

171-175

Обобщающие  уроки. Повторение изученного в 6 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Комплект учебников и учебно-методических пособий,

обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

 Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5-7 класс.- М.: «Дрофа», 2002.
  2. Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 5 класс.
  3. Таблицы по русскому языку для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

  1. Богданова  Г.А.  Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007
  2. КостяеваТ.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.
  3. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.: «Вако», 2006 г.
  4. Тростенцова Л.А.,М.М.Стракевич, Т.А.ЛадыженскаяРусский язык. Дидактические материалы. 6класс. Москва. Просвещение.2014г.
  5. Аксенова Л.А. КИМы. Русский язык. 6класс. «экзамен». Москва.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...

Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А.  Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...

КТП русский язык Баранов 5 класс ФГОС

КТП с пояснительной запиской и домашним заданием...

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС

Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС...

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс.

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ.  "Огонь друг или враг". 6 класс....