О чем расскажет текст. Развитие речи учащихся
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Кащаева Валентина Васильевна

Разработа факультативного занятия по  русскому языку в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                Методическая разработка факультативного занятия

                               по  русскому языку в 8 классе.

                       

    Учитель высшей квалификационной категории

     МБОУ « ГришковскаяСОШ»

      Кащаева В.В.

                                                                                                                           24.10.2013г.

  1.                  

Тема занятия: «О чём расскажет текст». КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.   8 класс

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

 работа с текстом, совершенствование аналитических  навыков уч-ся; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

 развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за принадлежность к стране, в которой родился и живёшь.

Методы:

 объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-поисковый

Дидактическое сопровождение:

 презентации по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, распечатка текста В.Пескова, экземпляры газеты «Комсомольская правда» c рубрикой «Окно в природу», которую вел В.Песков в течение нескольких десятилетий, для каждого уч-ся.                           

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Проблемный вопрос:  о чём может рассказать  текст талантливому читателю?

                                                         

                                                 ХОД УРОКА

I.  Вступительное слово учителя.

- Ребята, прочитайте тему к занятию.  Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии сегодня?

II. Целевая установка.

Тема нашего занятия « О чём расскажет текст».

                                                       

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем  мы будем заниматься?

                        (учащиеся называют цели урока)

-Результаты анкетирования (см. презентацию)

 

Учитель:  А сейчас работа над текстом.                                                 

 III. Анализ текста.  Подробно см. в презентации.(Через видеопроектор) 

1. Прочитайте текст выразительно.

2 Беседа по тексту на основе вопросов, данных в презентации.

3. (У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.                       

5.  Работа по анализу предлагаемого текста В. Пескова о г.Ростове .

  • Задание: 
  • определить тему, основную мысль текста, доказать, определить микротемы.
  • составить план текста. Придумать название текста.

Задание: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю. Назовите основные черты стиля. Определить тип речи и обосновать выбор.( Это текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:

-непосредственное обращение  к собеседнику;

-риторические вопросы и восклицания;

-неполные предложения;

- назывные предложения;

-ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;

-отвлеченная лексика.

               ( Уч-ся поочерёдно отвечают)                                    

6. Словарная работа: проводится на основе лексики авторского текста. Определить по лексическому толкованию значение слова.

IV.  Итог занятия..

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный анализ текста как средство развития речи учащихся

Формированию коммуникативной компетенции учащихся посвящено огромное количество исследований. Работа над текстом при этом становится средством речевого развития учащихся. В настоящее время необходимо ...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года г. Сочи 2015" на тему "Работа с текстом как средство формирования развития речи учащихся"

Мастер-класс на тему "Работа с текстом...."Прилагается презентация, текст для работы.Работа планируется в группах....

Статья "Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти"

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокр...

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст явля...