Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_sochineniem_po_zadannomu_tekstu.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                    Работа над сочинением по заданному тексту.

                                         «Моя «она».

         (1) Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

         (4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заняться делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Всё, всё пожирает она, ненасытная!

           (13) Я ненавижу её, презираю… (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи…

 (15) Детей  у нас пока нет…

            (16) Хотите знать её имя? (17) Извольте.  (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

             (19) Её зовут – Лень.      

                                         План.

  1.                      

   

               

  1.                        

  1.            

Проблема – основной вопрос, который рассматривает автор, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора.

Виды проблем:

Философские

Социальные

Политические

Научные

Экологические

Нравственно-этические.

Сформулировать проблему текста: «формулировать» - кратко и точно выражать мысль.

Значит, в тексте мы должны уметь кратко и точно назвать вопросы, которые особенно интересовали автора при  написании конкретного текста.

Варианты:

Вариант №1 Формулировка проблемы в виде вопроса.

Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противится ей? Именно эта проблема – в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Она «моя»».

Или: Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая её «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Она «моя»».

Или: Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности? Именно над этой проблемой заставляет задуматься читателя А.П.Чехов в своём рассказе «Моя «она»».

Вариант №2 Формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций.

Запомни: проблема чего? Вопрос о чём?

  1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)
  2. В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?) или (ряд важных проблем), наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
  3. Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чём?)

Типовые конструкции.

Проблема (какая?)

Проблема (чего?)

Автор заставляет читателя (что делать?)

Злободневная

Актуальная

Острая

Серьёзная

Основная

Научная

Назревшая

Наболевшая

Главная

До боли знакомая

Общественно значимая

Межнациональная

Спорная

неразрешимая

-лени

-совести

-экологии

-нравственного выбора

-наследственности и воспитания

-интеллигентности

-назначения искусства

-нравственной прочности человека

-добра и зла

- понимания национальных традиций и обычаев

-духовного совершенствования человека

-приобщения людей к чтению

-глубоко задуматься (о чём? над чем?)

-серьёзнее относиться (к чему?)

-по–иному посмотреть (на что?)

-оценить собственную позицию

-переосмыслить своё отношение (к чему?)

-лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы)

-поделиться мыслями (с кем о чём?)

-с горечью понять, что…

-оценить истинный масштаб (чего?)

ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ сформулированную нами проблему.

«переходные предложения», такие как:

  1. Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
  2. Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
  3. Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
  4. Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…
  5. Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
  6. В чём заключается сущность этой проблемы?
  7. Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
  8. Остановимся на этой проблеме подробнее. Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…

Например:

Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

 СФОРМУЛИРОВАТЬ авторскую позицию-

это значит самим понять:

 Что хотел сказать автор?

Какова цель его высказывания?

Ради чего он всё это написал?

Как он сам относится к поставленной проблеме?

Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Чему учит текст?

                      Например:

Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

     Типовые конструкции:

-автор считает (полагает, утверждает), что…

-автор подводит читателя к выводу о том, что…

- - отстаивает

- - критикует

- - обвиняет (кого в чём?)

- - разоблачает, отстаивает, доказывает, убеждает

- - призывает к…, так как убеждён в том, что

- -открыто заявляет о своей гражданской позиции

-  отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

-  основная цель автора заключается в том

- автор, ссылаясь на…(приведи примеры), утверждает, что

- рассуждая о …, автор сожалеет о том, что                                    и др.

АРГУМЕНТАЦИЯ. Типовые конструкции:

- С мнением автора трудно (не) согласиться

- Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (не может не вызвать сочувствия у читателя…)

-Вызывают возражения лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых,…

- Я (не) разделяю позицию автора(точку зрения автора), потому что, во-первых,…

 - Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…

- Я полагаю (считаю), что…

- Безусловно, …

-Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…

- Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

                          - Приведём пример..

                        - Возьмём в качестве примера…

                       - Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

                       - Никто из нас не будет отрицать, что…

                       - Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

                   - Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы...

План-конспект урока ОБЖ в 5 классе "Дорога и ее составные части"

Урок ОБЖ по теме «Дорога и ее составные части» изучается в 5-ом классе в разделе «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде» в блоке тем «Правила безопасного поведения на улицах ...

Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120...

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь  учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее з...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...